под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПЛЕНЕНИЕ/ИЗГНАНИЕ

На Древнем Востоке к побежденным народам часто применялось насильственное переселение (ср Ам 1). Уже в 734 г. нек–рым городам Израильского царства пришлось с этим познакомиться на собственном тяжком опыте (4Цар 15, 29), затем, в 721 г., то же произошло и со всем этим царством (4Цар 17, 6). Но наибольший отпечаток на историю народа Союза–Завета наложили те насильственные переселения, к-рые были произведены Навуходоносором в результате его походов на Иудею и Иерусалим в 597, 587 и 582 гг. (4Цар 24, 14; 25, 11; Иер 52, 28 слл). Именно такое переселение в Вавилон принято называть пленением или пленом. Материальное положение уведенных в плен не всегда было тяжким и со временем оно смягчилось (4Цар 25, 27–30); но путь к возвращению тем не менее оставался закрытым. Чтобы он открылся, пришлось ждать падения Вавилона и указа Кира в 538 г. (2Пар 36, 22 сл.). Этот долгий период испытания получил в религиозной истории Израиля сильнейший отголосок. Бог в нем открылся (I) в Своей непреложной святости и (II) непоколебимой верности.

1. Пленение, как крайнее наказание. – По логике свящ. истории возможность П. казалась невообразимой, казалась крушением *замысла Божия, осуществленного во время Исхода ценой стольких чудес, и опровержением всех Его *обетований: потерей Земли Обетованной, низложением царя из дома Давидова, запустением разрушенного Храма. Даже когда эти события уже произошли, естественной реакцией было не верить в продолжительность этого испытания и считать, что положение скоро поправится. Но Иеремия обличает это как самообман: П. должно быть продолжительным (Иер 29).

2. Пленение как обличение греха. – Последствия катастрофы должны были быть длительными, чтобы народ и его вожди осознали свою неизлечимую развращенность (Иер 13, 23; 16, 12 сл.). Угрозы пророков, принимавшиеся столь легкомысленно, исполнились буквально. Т. обр. П. представлялось *наказанием за вины, столько раз обличавшиеся: вины вождей, к-рые вместо того, чтобы опираться на *союз с Богом, прибегали к слишком ч-ским политическим расчетам (Ис 8, 6; 30, 1 сл.; Иез 17, 19 слл); вины сильных, к-рые по своей жадности нарушили насилием и хищениями братское единение народа (Ис 1, 23; 5, 8…; 10, 1); вины всеобщие – безнравственность и бесстыдное *идолопоклонство (Иер 5, 19; Иез 22), превратившие Иерусалим в место разврата. Все это безостановочно вело к тому, что *гнев Бога Всесвятаго наконец разразился так, что «не было спасения» (2Пар 36, 16).

Итак, выродившийся *виноградник Ягве был опустошен и выкорчеван (Ис 5); у *жены прелюбодейной отняли ее наряды и жестоко ее наказали (Ос 2; Иез 16, 38); народ непокорный и мятежный был изгнан из своей *земли и *рассеян среди Народов (Втор 28, 63–68). Суровостью кары выявлялась тяжесть вины; больше не было возможно предаваться самообману или хвалиться перед язычниками: «у нас – стыд на лицах, как сегодня…» (Вар 1, 15).

3. Пленение и исповедание грехов. – Начиная с этого времени смиренное исповедание своих грехов становится обычным в Израиле (Иер 31, 19; Езд 9, 6…; Неем 1, 6; 9, 16, 26; Дан 9, 5): П. оказалось как бы «негативной теофанией», небывалым откровением святости Бога и Его нетерпимости ко злу.

Лишенные святой Земли, Храма и богослужения изгнанники могли счесть себя совершенно оставленными Богом и впасть в смертельное уныние (Иез 11, 15; 37, 11; Ис 49, 14). Однако даже в самый разгар Испытания присутствие Божие пребывало, и Его дивная верность уже действовала для восстановления Его народа (Иер 24, 5 сл.; 29, 11–14).

1. Пророки – духовная поддержка Израиля. – Исполнение грозных пророчеств побудило изгнанников оценить по достоинству служение пророков; размышляя постоянно над их словами, изгнанники находили в них теперь основания для *надежды. Действительно, возвещение в них наказания неизменно сопровождалось призывом к *обращению и обещанием возрождения (Ос 2, 1 сл.; Ис 11, 11; Иер 31). Строгость Бога проявлялась как выражение ревнивой любви; даже наказывая, Он ничего так не желал, как нового расцвета первоначальной любви (Ос 2, 16 сл.); жалобы наказанного ребенка проникают до самых глубин Его отцовского сердца (Ос 11, 8 слл; Иер 31, 20). В Палестине к этим пророчествам мало прислушивались, зато их стали ревностно принимать в кругах изгнанников в Вавилоне. Иеремия, некогда гонимый, стал наиболее ценимым из пророков.

Среди самих изгнанников Бог воздвиг ему преемников, к-рые среди всех трудностей стали руководить народом и поддерживать его. Победа языч. войск казалась победой их богов; велико было искушение увлечься вавилонским культом. Но предание пророков учило изгнанников презирать *идолов (Иер 10; Ис 44, 9…; ср Вар 6). Более того: один из пленных священников, Иезекииль, в величественных видениях удостоился откровения о «мобильности» Бога, *слава К-рого не замкнута в Храме (Иез 1) и присутствие К-рого есть невидимое святилище для изгнанников (Иез 11, 16).

2. Подготовка нового Израиля. – Слово Божие, присутствие Божие – вот основа, на к-рой могло сложиться и развиваться новое богослужение, не сосредоточенное на жертвоприношениях; это – синагогальное богослужение, заключавшееся в том, что люди собирались *слушать Бога (путем чтения и толкования свящ. текстов) и обращаться к Нему в *молитве. Так образовывалась духовная община *бедных, полностью устремленная к Богу и от Него одного ожидающая спасения. Священническое сословие взяло на себя обязанность излагать этой общине свящ. историю и учить ее Закону; эта работа привела к составлению т. наз. «священнического кодекса», представляющего собой собрание в обновленной форме древних воспоминаний и правил, утверждавших Израиля как святой народ и царство священников Ягве.

Этот обновленный Израиль не только не заразился идолопоклонством, но стал глашатаем истинного Бога в языч. земле. Начиная понимать свое призвание быть «светом для язычников» (Ис 42, 6; 49, 6), он устремлял свои взоры к эсхатологическому чаянию вселенского царства Ягве (Ис 45, 14).

3. Новый Исход. – Средоточием этого чаяния все еще был *Иерусалим, но для его осуществления сначала должно было кончиться П. Тогда Бог обещал это Своему народу в Кн. Утешения (Ис 40–55), заранее описывающей чудо второго *Исхода. Снова Ягве станет *Пастырем Израиля. Он Сам придет за изгнанниками и как пастух (Иез 34, 11 слл) поведет их в овчарню (Ис 40, 11; 52, 12). Он очистит их от всякой их скверны и даст им новое *сердце (Иез 36, 24–28); заключив с ними вечный союз (Иез 37, 26; Ис 55, 3), Он осыпет их всеми благами (Ис 54, 11 сл.). Это будет великой победой Бога (Ис 42, 10–17); она затмит все чудеса исхода из Египта (Ис 35; 41, 17–20; 43, 16–21; 49, 7–10).

Действительно, в 538 г. был издан указ Кира. Ревностных Иудеев охватил восторженный порыв; значительная группа добровольцев, «оставшихся» от народа (Езд 1, 4) возвратились в Иерусалим; они приобрели решающее влияние на организацию иудейской общины и на ее духовную направленность. Среди немалых трудностей происходило *воскресение народа (ср Иез 37, 1–14); это было поразительное свидетельство верности Божией, радостно воспетой перед лицом дивившихся народов (Пс 125).

4. Пленение и НЗ. – Опыт смерти и воскресения, П. и торжественное возвращение – все это имеет разностороннее отношение к центральной тайне замысла Божия (ср Ис 53). Эти события остаются весьма поучительными для хр-н. Конечно, теперь живой *путь дает им свободный доступ к истинному святилищу (Евр 10, 19; Ин 14, 6); но иметь свободный доступ не значит быть у цели; в известном смысле, «водворяясь в теле, мы устранены от Господа» (2Кор 5, 6), т. е. находимся в изгнании. Будучи в *мире сем, но не от мира (Ин 17, 16), хр–не должны беспрестанно помнить о святости Божией, к-рая не может мириться со злом (1Петр 1, 15; 2, 11 сл.), и должны опираться на Божию *верность, к-рая, во Христе, приведет их в небесное Отечество (ср Евр 11, 16).

CL & AV

– > Вавилон 2, 4 – земля ВЗ 3 г – испытание ВЗ I 2, 3 – Исход ВЗ 2 – наказания – освобождение ВЗ I 2, 3 – покаяние ВЗ III – путь I 2 – родина ВЗ 2 – узничество I – Храм ВЗ 2, 3


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle