под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПЛЕН

В самом начале своей истории Израиль пережил в Египте испытание «первоначального П.», когда та страна, к-рая дала приют Патриархам, стала для их потомков «домом рабства» (Исх 13, 14; Втор 7, 8). Точнее говоря, Евреи были скорее *рабами фараона, чем пленниками или узниками. Впоследствии народ Божий не раз познал насильственное переселение, к-рое Амос обличает как преступление (Ам 1, 6, 9), хотя это было обычным явлением на древнем Востоке. Таков был удел северных колен Израилевых после разрушения Самарии (4Цар 17, 6, 23) и затем Иуды в начале VI-го века (4Цар 24–25). В обоих случаях дело шло о *карах, посланных народу Божию за неверность. На традиционном языке П. Вавилонский остался П. в абсолютном смысле, хотя являлся скорее *изгнанием или насильственным переселением.

В Библии говорится в различных контекстах как об общенародных испытаниях, так и о судьбе отдельных пленников или узников. Для одних заключение является справедливой карой (см Мф 5. 25; 18, 30), для других же – *испытанием свыше (см Откр 2, 10). Так случилось с Иосифом (Быт 39. 20 слл), к-рого Премудрость Божия «не оставила в узах» (Прем 10, 14); таков удел и многих пророков (см 3Цар 22, 26 слл): Иеремии (Иер 20, 2; 32, 2 сл.; 37, 11–21; 38, 6), Иоанна Крестителя (Мф 14, 3) и, наконец, Самого Иисуса, К-рый был связан (Ин 18. 12; Мф 27, 2) и вероятно брошен в темницу. В эпоху Церкви такая же судьба была уготована Апостолам (Деян 5, 18; 12, 3 слл; 16, 23 сл.), и Павел, имевший мужество добровольно принять узы (Деян 20, 22), смог с полным правом назвать себя «узником Иисуса Христа» (Еф 3, 1; 4, 1; см 2Кор 11, 23). Тем не менее «для Слова Божия нет уз» (2Тим 2, 9; см Флп 1, 12 слл), и чудесные освобождения показывают (Деян 5, 19; 12, 7–11; 16, 26), что темница бессильна удержать в узах Благую Весть. Об узниках заботится Сам Бог. Он хочет, чтобы Его верные «разрешили оковы неправды» (Ис 58, 6), и посещение узников есть одно из *дел милосердия (Мф 25, 36, 40; см Евр 10, 34; 13, 3), ибо Сам Он «не пренебрегает узников Своих» (Пс 68, 34), даже по отношению к тем, кто «не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего» (Пс 106, 10–16). И прежде всего Своему плененному народу Он дает обетование свободы (Ис 52, 2), в чем заключается уже как бы предвкушение Евангелия (Ис 61, 1).

Через опыт земного П. народ Божий различает иной П., выразительным символом к-рого тогда становится первый, а именно: П. грешников. В этом плане также есть переплетение понятий П. и рабства. Категорическое утверждение Иисуса: «Всякий, делающий грех, есть раб» (Ин 8, 34) предваряется словами ВЗ: Бог предавал неверный народ его врагам (Суд 2, 14), Он их отдавал во власть их преступлений (Ис 64, 6). По учению мудрых Израиля, *грех является своего рода отчуждением: «Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится» (Притч 5, 22; см 11, 6).

Однако вся глубина бед ч-ских, освобождение от к-рых пришел возвестить Иисус (см Лк 4, 18; см Ис 61, 1), раскрывается главным обр. в Посланиях Апостольских: «… я плотян, продан греху», я как «пленник закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим 7, 14, 23) – вот, по Павлу, состояние каждого ч‑ка до его *оправдания. Грех, однако, не есть абстракция, грешники в конечном счете заключены в «сетях диавола, к-рый уловил их в свою волю» (2Тим 2, 26).

Другое конкретное представление об этом духовном П. дается в выражениях «цепи ада» (евр. шеол) и «сети смерти» (см Пс 17, 6), столь страшные для людей (см Евр 2, 14 сл.). Освобождающее действие Иисуса простирается и на эту область: вкусив *смерть, Он «сошел во ад», дабы возвестить Благую Весть о спасении «и находящимся в темнице духам» (1Петр 3, 19).

Павел иногда рассматривает даже и сам Закон как некий вид темницы, в к-рой «до пришествия веры мы были заключены» (Гал 3, 23; см Рим 7, 6); эти определения могут показаться слишком смелыми, но они помогают лучше понять то истинное *освобождение, к-рое дает нам Иисус Христос.

Кем становятся эти грешники, освобожденные Иисусом? Новый парадокс: они – «пленники» Господа. Павел говорит, что рабы греха становятся «рабами *праведности» (Рим 6, 12–23; 1Кор 7, 22). Он и самого себя считает как бы «связанным» Духом (греч Деян 20, 22) и хочет «пленять всякое помышление в послушание Христу» (2Кор 10, 5; см Рим 1, 5). И действительно, подобно древним полководцам, Иисус в Своем победном шествии «привел пленных» (греч Еф 4, 8 = Пс 68, 19), но для того, чтобы раздать им Свои дары и приобщить их к Своей *победе (см 2Кор 2, 14).


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle