под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ОЖЕСТОЧЕНИЕ

Прогрессивный склероз души ч‑ка, отделенного от Бога, «ожиревшего *сердцем», закрывшего уши и глаза, называется ожесточением, ослеплением.

Ожесточить – значит усыпить, навести дух заблуждения, косности или лжи, так что ч-к становится «жестоковыйным» и сердце его каменным. Такому состоянию могут быть подвержены все люди: язычники, Израильтяне и даже ученики Христа.

1. Фактическая сторона. – Религиозная мысль Израиля уделяла большое внимание двум значительным текстам в Исходе и у Исаии. Фараон не желает отпустить Израильтян потому, что Бог ожесточил его сердце (Исх 4, 21; 7, 3; 9, 12; 10, 1, 20, 27; 11, 10; 14, 4), или потому, что он сам ожесточился (Исх 7, 13 сл; 22; 8, 15; 9, 7, 34 сл.). Оба эти объяснения, однако, находятся в текстах одно рядом с другим, причем невозможно приписать второму намерение исправить первое. Отсюда возникает богословская проблема: если не удивительно, что ч-к является причиной своего О., то как допустить, что Бог поощряет такую установку или даже Сам является ее причиной? Однако Павел утверждает ясно: Бог «кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Рим 9, 18).

Уже в ВЗ Бог, посылая Исаию, поручил ему миссию: «Пойди и скажи этому народу: слухом услышите и не уразумеете; и очами смотреть будете и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис 6, 9 сл.). Несмотря на резкую форму этого текста, Иисус прибегнул к нему (Мф 13, 13), а за Ним и Его ученики (Мф 13, 14 сл.; Деян 28, 25 слл), чтобы объяснить, почему Израиль отверг Христа.

2. Значение

а) Достаточно ли после этого сказать, что Бог не хочет (в букв. смысле), а только предвидит О. народа? Правда, что в семитских языках иногда трудно различить, идет ли речь об активном вмешательстве Бога или только о попущении с Его стороны. Может быть иногда приписывают Богу то, что Он в действительности только попускает; но этот ответ, верный до некоторой степени, является паллиативом. Вместо того, чтобы стараться найти так сказать «извинение» для Бога, следует всегда смотреть, в каком контексте высказаны эти угрозы или установлены случаи О. Ожесточить не значит отринуть; это значит высказать суждение о некоем *греховном состоянии; это значит желать, чтобы данный грех принес видимым обр. свои плоды. Следовательно, О. возникает не по почину Божия *гнева; оно представляет собою кару за грех, в к-ром ч-к не раскаивается. Когда ч-к ожесточается, он совершает грех; когда Бог ожесточает, Он не источник греха, но Судия над грехом. О. характеризует состояние грешника, отказывающегося обратиться и остающегося отделенным от Бога. Это кара за грех, ему имманентно присущая и проявляющая испорченную природу грешника; «Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс пятна свои? Так и вы можете ли делать доброе, привыкши делать злое?» (Иер 13, 23).

б) Павел постарался найти смысл такого положения дела. Прежде всего он вникает в промыслительный *замысел Божий. Ничто не ускользает от Бога. Фараон, личную судьбу к-рого Павел не рассматривает, в конечном итоге служит выявлению Божией славы (Исх 9, 16; 14, 17 сл.); Израиль своим О. способствует вступлению языч. *народов в Церковь (Рим 9); кроме того, замысел Божий целиком сосредоточен на *Остатке, к-рый должен сохраниться. Затем О. Израиля являет строгость Божию, Его непреклонность. Не тщетно Бог вступил в союз с определенным народом. Как мог бы Он терпеть беспечность (Лк 17, 26–29 п), самодовольство (Втор 32, 15), гордость (Втор 8, 12 слл; Неем 9, 16)? Наконец это О. служит проявлению *долготерпения Божия: Он не испепеляет грешников, но все время простирает руку к непокорному народу (Рим 10, 21 цитируя Ис 65, 2; ср Ос 11, 1 сл.; Иер 7, 25; Неем 9, 30). Т. обр., и увещая грешника, и предоставляя его самому себе, Бог всегда выражает Свое *милосердие.

1. Двузначность. – В силу этого Ап. Иоанн предлагает понимание, может быть еще более глубокое, исходя из образа *света. Свет ослепляет тех, кто не расположен его принять (Ин 3, 19 слл). Так и Бог постоянным присутствием Своей любви вызывает у грешника реакцию отказа. Вот почему *чудеса, как предупреждение от Бога, ожесточают Фараона и не приобретают цены в глазах Израильтян, к-рые ропщут против Моисея в пустыне (Числ 14, 11; Пс 105, 7), как и против Христа после умножения хлебов (Ин 6, 42 сл.). Они бывают непонятыми даже самими учениками Иисуса, потому что у тех «сердце огрубело» (Мк 6, 52; 8, 17–21). Подобно этому и Божии *наказания, имеющие целительную цель (Ам 4, 6–11), и призывы пророков к обращению остаются без действия, а иногда производят даже и обратное действие (4Цар 17, 13 сл.; Иер 7, 25 слл), так что люди доходят до того, что противятся Св. Духу (Ис 63, 9; Деян 7, 51).

2. Последнее слово за Богом. – Это О., этот детерминизм греха, питающегося своей собственной сущностью, может прекратиться только через покаяние: «Если бы вы ныне послушали гласа Его: не ожесточите сердец ваших» (Пс 94, 7 слл; Евр 3, 7 сл, 12). Но как может обратиться ожесточившийся грешник? «Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться? Обратись ради рабов Твоих, ради колен наследия Твоего» (Ис 53, 17). Верующий знает, что Бог может прервать роковую цепь зла и найти путь к сердцу Своей жены (Ос 2). Последнее слово принадлежит одному Богу. Оттого пророк и возвестил, что каменное *сердце людей будет однажды заменено сердцем плотяным (Иез 36, 26) и что *Дух Божий сделает невозможное для людей возможным. Действительно, Христос пришел; Он дал Духа, делающего людей послушными наставлениям Божиим. Поэтому Церковь, наследница Израиля, молится Богу, чтобы Он обуздал в своем милосердии даже наши мятежные воли (литургическая молитва лат. обряда).

=right XLD

– > гнев Б ВЗ I 1 – грех – заблуждение ВЗ – лицемер 2 – наказание 2, 3 – неверие – огонь ВЗ III – покаяние – проклятие III 2


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle