под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ОДИНОЧЕСТВО

Созданный по *образу Бога – Отца, Сына и Св. Духа – К-рый есть преизобильная плодотворность *любви, ч-к должен жить в *общении с Богом и с ближними и этим самым приносить *плод. Итак, О. само по себе является злом, происходящим от греха; однако оно может стать источником общения и плодотворности, если оно соединено с искупительным О. Иисуса Христа.

1. «Не хорошо человеку быть одному» (Быт 2, 18). – По слову Божию О. – зло. Оно оставляет на произвол злых бедного, *чужеземца, *вдову и сироту (Ис 1, 17, 23); поэтому Бог требует брать их особо под защиту (Исх 22, 21–23); их защитников Он считает Своими сыновьями и любит их больше, нежели мать (Сир 4, 11); за недостатком поддержки от ч‑ка Бог будет *отмстителем за этих *бедных (Притч 23, 10 сл; Пс 145, 9). О. является причиной бесплодия нек–рых женщин, подвергающихся вследствие этого *поношению; до откровения о смысле *девства Бог способствует снятию этого поношения посредством закона левирата (Втор 25, 5–10); иногда Он даже Сам вступается, чтобы обрадовать оставшуюся одинокой женщину (1Цар 2, 5; Пс 112, 9; Ис 51, 2). Испытание О-м является призывом к абсолютному * доверию к Богу (Есф 4, 17; LXX 4, 19).

2. Бог хочет, чтобы грешник был одинок. – О. открывает также ч-ку его греховную сущность; тогда оно становится призывом к *обращению. Этому учит испытание *болезнью, *страданием и преждевременной *смертью: будучи отделен от общества людей (Иов 19, 13–22), несчастный признает себя в состоянии *греховности. Бог открывает также и другим путем, что Он предоставляет грешника О-ву. Он покидает грешный Израиль, как муж неверную *жену (Ос 2, 5; 3, 3); Иеремия должен знаменовать своим безбрачием неплодность Израиля (Иер 16, 2; 15, 17); наконец *пленение дает понять, что только Бог может избавить Сион от О., вернув матери ее детей (Ис 49, 21; 54, 1–3).

1. Одиночество Иисуса Христа. – Бог дал людям Своего Единородного Сына (Ин 3, 16), чтобы они через Эммануила (= «с нами Бог», Ис 7, 14) обрели вновь общение с Богом. Чтобы избавить ч-ство от О. греха, Иисус взял это О. на Себя, и в первую очередь О. грешного Израиля. Он уединился в *пустыне, чтобы победить противника (Мф 4, 1–11; ср 14, 23), Он молился в О. (Мк 1, 35, 45; Лк 9, 18; ср 3Цар 19, 10). Наконец в Гефсимании Он также одинок, ибо ученики Его *спят и не принимают участия в Его молитве (Мк 14, 32–41), и Он один встречает *ужас смерти. Кажется, будто Сам Бог оставляет Его (Мф 27, 46). На самом деле Он не один, и Отец всегда с Ним (Ин 8, 16, 29; 16, 32); Он подобен пшеничному зерну, упавшему в землю, не для того, чтобы оставаться там одному, но чтобы принести плод (Ин 12, 24): Он «собирает воедино *рассеянных детей Божиих» (11, 52) и «привлекает к Себе всех людей» (12, 32). Восторжествовало общение.

2. Быть наедине с Иисусом, чтобы быть в общении со всеми. – Это собирание мессианского народа начал Сам Иисус, призвав учеников «быть с Ним» (Мк 3, 14). Он пришел, чтобы найти потерянную одинокую овцу (Лк 15, 4); Он восстанавливает прерванное общение, вступая в беседу наедине со Своими учениками (Мк 4, 10; 6, 2), с грешницами (Ин 4, 27; 8, 9). Любовь, к-рой Он требует – исключительна, превыше всякой другой (Лк 14, 26), подобно той, к-рую заповедал Ягве, Бог единый (Втор 6, 4; Числ 9, 6).

Как и ее жених и Господь, Церковь одинока в *мире, к-рому она не принадлежит (Ин 17, 16), и она должна бежать в пустыню (Откр 12, 6); но отныне нет уже настоящего О.: Иисус через Духа Св. не оставил учеников *сиротами» (Ин 14, 18); Он пребывает с ними (Мф 28, 20) в ожидании дня, когда, восторжествовав над О., вызванным смертью близких, «мы будем соединены с ними… и с Господом навсегда» (1Фес 4, 17).

MP & XLD

– > бесплодие – вдовы 1 – гора III 1 – печаль ВЗ 2, НЗ 3 – пустыня


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle