под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

НОВОЕ РОЖДЕНИЕ

Символика Н. Р. – тема довольно общая в религиях ч-ства. Так напр., обычаи, столь распространенные среди первобытных народов, превращающие ребенка во взрослого, несведущего в посвященного, нередко включают обряды, вновь проводящие «новорожденного» через этапы его самого раннего детства. Равным обр., поставление на царство может представляться как Н. Р. (Пс 2, 7; 109, 3 в перев. LXX). Но в иудео–хр–ском откр. эта символика выражает реальности единственного в своем роде порядка. «Рожденное от плоти есть плоть, и рожденное от Духа есть дух» (Ин 3, 6). Естественному Р. ч‑ка НЗ противопоставляет Р. сверхприродное, к-рое своим началом имеет или *Слово, или *Дух Божий, и осуществляется *верою и *крещением.

1. Подготовительный период. – В ВЗ никогда не говорится о Н. Р. применительно к ч-ку: в силу своего естественного Р. Израильтянин полноправно принадлежал к народу Божию; следовательно, ему не надо было рождаться заново. Однако корни этой темы находятся глубоко в ВЗ.

Образование Израиля как *народа Божия часто изображается как настоящее деторождение. Израиль – «первенец» Божий (Исх 4, 22; Прем 18, 13). Бог родил его, когда вывел его из Египта (Втор 32, 6, 18 сл.), и жизнь в пустыне была как бы его ранним детством (Втор 1, 31; 32, 10; Ос 11, 1–5). Иудейское предание еще теснее связывает это Р. Израиля с дарованием *закона: «Почему называют Синай Домом матери моей? Потому что там Израильтяне стали детьми новорожденными» (Мидраш на Песн 8, 2).

В новом *Союзе–Завете, возвещенном пророками, Бог уже не только даст народу Свой Закон, но и начертает его на сердце каждого ч‑ка, в самой глубине его существа (Иер 31, 31–34; Втор 30, 10–14). В других текстах говорится, что для обновления сердца ч-ского должен прийти Дух (Иез 36, 26 сл.). Н-м Р-м и источником неслыханной радости является также и то Р., к-рое «раскрывает утробу» Иерусалима и дарует ему множество детей (Ис 66. 7–14).

В первом веке нашей эры иудейству уже была знакома тема Н. Р. Когда какой–нибудь язычник обращался и получал *крещение прозелитов, все его прежние связи считались порванными. Чтобы обозначить этот разрыв, о нем говорили, что он как новорожденный младенец. В этом была всего только метафора, понимавшаяся главным обр. в юридическом смысле; но она стала реальностью в НЗ.

2. Слова Иисуса Христа. – В синоптических Евангелиях Христос не говорит о Н. Р. Однако, исходя из Иер 31 и Втор 30, Он сравнивает Слово Божие с *семенем, посеянным в сердце ч-ское, чтобы стать в нем началом новой нравственной жизни (Мф 13, 18–23 п). В других местах Он учит о необходимости «стать как *дети», чтобы войти в Царство Небесное (Мф 18, 3): ч-к должен, как дитя, согласиться на то, чтобы все получать от Бога. Эта истина досказана в IV Еванг.: «Кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия» (Ин 3, 3, 5).

3. Преломление темы нового рождения в апостольских писаниях.

а) Божественное начало. – Всякое Р. происходит из зародыша жизни, определяющего природу рождаемого существа. Значит, чтобы снова родиться сверхприродным обр., ч-к должен принять в себя жизненное начало, пришедшее «свыше», от Бога. Апостольское предание отожествило это начало или со Словом, или с Духом Божиим.

Слово. – Согласно Иак 1, 18, 21, Бог «родил нас словом истины», к-рое нужно принять, чтобы быть спасенным. В иудео–хр–ской перспективе *Слово здесь еще тождественно с Законом Моисеевым (1, 22–25), и трудно установить, относится ли Р., о к-ром идет речь, к образованию Богом народа святого или к Н. Р. хр–нина. Согласно 1Петр 1, 22–25, Бог возродил нас Своим Словом (евангельской проповедью), к-рое Он вложил в нас как «семя» жизни и к-рому мы должны повиноваться. «Как новорожденные младенцы», мы желаем словесного *молока, дабы от него *возрасти во спасение (1Петр 2, 2). Также у Ин наше Н. Р. происходит от «семени» Божия, пребывающего в нас (1Ин 3, 9), Христа, Слова Божия (2, 14; 5, 18), к-рое нужно «принять» верою (Ин 1, 1, 12 сл.).

Дух. – В Ин 3, 3 слл, как и в Тит 3, 5, уже не Слово, а *Дух указывается как начало нашего Н. Р., в связи с водой крещения. По ап. Павлу, «детьми Божиими» нас делает Дух (Рим 8, 15 сл.; Гал 4, 6). Р. через Слово, принимаемое благодаря вере, или через Духа, даруемого нам посредством крещения – таковы две друг друга дополняющие стороны единой реальности, ибо Слово и Дух нераздельны: Дух дает действенность Слову. Как и творение (Быт 1, 2 сл.; Пс 32, 6), дело нашего возрождения невозможно представить без совместного действия Слова и Духа.

б) Новая жизнь. – В НЗ «новое рождение» уже не метафора, а глубокая реальность. Заново сотворенный Словом и Духом, ч-к стал *новым существом (Тит 3, 5), нравственное поведение к-рого в корне преобразовано. Он оставил зло (1Петр 2, 1; Иак 1, 21), не следует больше своим страстям (1Петр 1, 14), но повинуется Слову, предписывающему ему *любовь к братьям (1, 22 сл.); он больше не может грешить против требований братской любви (1Ин 3, 9 сл.). Отныне он живет под водительством Духа (Рим 8, 14), будучи привит к *жизни Христа (6, 5).

в) Эсхатологические плоды. – Став *сыном, он может уповать на *наследование Царства (Ин 3, 5; 1Петр 1, 3 слл; Рим 8, 17; Гал 4, 7). Семя, в нем заложенное, есть семя нетленное, ибо оно – Слово, «пребывающее вовек» (1Петр 1, 23 слл). Чтобы взойти на небо, надо было сначала сойти с него (Ин 3, 13): этот принцип, относящийся в первую очередь к Сыну Ч-скому, имеет и всеобщее значение; поэтому только тот сможет взойти на небо, кто принял в себя это начало «нисходящее свыше» (Ин 3, 3; Иак 1, 17): Духа Божия (Ин 3, 5), залог нашего славного воскресения (Рим 8, 10–23).

МЕВ

– > благодать V – дитя III – жизнь IV – крещение IV – новый – сын(ы) Божии НЗ II – царство НЗ II 3


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle