под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

НЕЧЕСТИВЫЙ

Для определения духовного состояния, противоположного *благочестию, в Библии, как в евр., так и в греч. текстах, применяются разнообразные выражения. Это состояние, помимо пренебрежительного отношения к Богу и к Его Закону, характеризуется враждебностью и заносчивостью. Павел возвещает появление в последние времена того, кто явится «ч-ком беззакония в абсолютном смысле, – превозносящегося выше всего и выдающего себя за Бога» (2Фес 2, 3 сл,8); он прибавляет, что «*тайна беззакония уже в действии» в мире (2, 7). Она, поистине, в действии с начала истории, с тех пор, как *Адам пренебрег заповедью Божией (Быт 3, 5, 22).

ВЗ

1. Нечестивые перед лицом Бога. – Нечестие – всеобщее явление в греховном ч-стве: Н. поколения времен потопа (Быт 6, 11; ср Иов 22, 15 слл), строителей Вавилонской башни (Быт 11, 4), жителей Содома (Прем 10, 16)… Оно проявляется особенно в языч. народах, врагах Израиля – от гонителя фараона (ср Прем 10, 20; 11, 9) до идолопоклонников Ханаанской земли (12, 9), от Сеннахирима богохульника (Ис 37, 17) до горделивого *Вавилона (13, 11; 14, 4) и гонителя Антиоха Епифана (2 Макк 7, 34). Однако и сам народ Божий не избавлен от него: таковы Н., возроптавшие в пустыне (Пс 105. 13–33), а также неверные обитатели земли обетованной (105, 34–40); таков Н. грешный народ, против к-рого Бог посылает язычников для его наказания (Ис 10, 6; ср 1, 4). Несмотря на всенародное обращение, псалмопевцы и мудрые изобличают еще после пленения нечестие среди верного народа, а в эпоху маккавейского кризиса именно Н. Иудеи являются пособниками угнетателей (см 1 Макк 2, 23; 3, 15; 6, 21 и т. д.).

2. Нечестивые и праведники. – В писаниях Мудр. ч-ский род представляется разделенным на две категории: праведным и мудрым противопоставляются Н. и *безумцы. Между ними царит несогласие и братоубийственная борьба, предвозвещающие уже драму двух градов. Начавшись с Каина и Авеля (Быт 4, 8…), эта трагедия постоянно актуализируется. Н. дает волю своим инстинктам: лукавству, жестокости (*насилие), чувственности, гордыне (Пс 35, 2–5; Прем 2, 6–10); он пренебрегает Богом (Пс 9, 25 сл.; 13, 1); он ожесточается против праведных и *бедных (9, 27–32; 16, 9–12; Прем 2, 10– 20)… Это только кажущийся успех, к-рый иногда бывает продолжительным, что вызывает среди верующих настоящий страх (Пс 93, 1–6; Иов 21, 7–13); гонимые просят у Бога во имя Справедливости гибели этих Н. (Пс 9, 33–39; 30, 18 сл, 108, 6…) и заранее предвкушают наслаждение *отмщения (58· 11), что уже не соответствует духу НЗ.

3. Воздаяние нечестивым. – Верные Союза–Завета хорошо знают, что Н. идут к гибели (см Пс 1, 4 слл; 33, 22; 36, 9 сл, 12–17, 20). Но это уверенное утверждение воздаяния еще в земной жизни наталкивается на соблазнительные факты: бывает, что Н. преуспевают (Иер 12, 1 сл.; Иов 21, 7–16; Пс 72, 2–12), как будто не существует Божия наказания (Екк 7, 15; 8, 10–14). Однако эсхатология пророков утверждает, что в последние времена Царь–Мессия погубит Н. (Ис 11, 4; Пс 71, 3) и что Бог их уничтожит в день Суда (ср Ис 24, 1–13; 25, 1 сл.); но в ожидании этого последнего дня она не уточняет, как Н. должны искупать свои преступления.

Все же этот вопрос должен быть разрешен для каждого индивидуально, и пришлось долго ждать его разъяснения в Библии. Наконец, во времена Маккавеев уже осознается, что все Н. должны будут лично предстать на суд Божий (2 Макк 7, 34 сл.) и что для них не будет воскресения к жизни (7, 14; ср Дан 12, 2). Т. обр. автор кн. Прем, уже давал картину их конечного Наказания после Смерти (Прем 3, 10 слл; 4, 3–6; 5, 7–14). Это торжественное заявление – источник спасительного размышления, ибо Бог не хочет смерти Н., но его обращения и жизни (Иез 33, 11; ср 18, 20–27 и 33, 8–19). Подобная перспектива милосердия встречается и в НЗ.

НЗ

1. Подлинное нечестие. – В греч. терминологии НЗ это расположение, осужденное в ВЗ, означается более точно: это нечестие (άσέβεια), несправедливость (άδικία), беззаконие (άνομία). Однако прения Иисуса с фарисеями скоро выявляют существование двух противоположных концепций этого пренебрежения Богом. С точки зрения *фарисеев основой *благочестия является исполнение предписаний Закона и *преданий, им сопутствующих; незнание в этой области есть уже нечестие (ср Ин 7, 49); поэтому Иисус неправ, когда ест с грешниками (Мф 9, 11 п), дружески относится к ним (11, 19 п), гостит у них (Лк 19, 7). Но Иисус хорошо знает, что каждый ч-к *грешник и что никто не может сказать про себя, что он благочестив и праведен; *Еванге- лие, к-рое Он возвещает, дает именно грешникам возможность покаяния и спасения (Лк 5, 32). Т. обр., пробным камнем подлинного благочестия является отношение к Евангелию.

2. Нечестивые призываются ко спасению. – Та же проблема ставится и после того, как Христос совершил Свою *жертву, умирая «от руки беззаконных» (Деян 2, 23). Он умер как «Праведник за неправедных» (1Петр 3, 18), хотя Он восхотел быть «к злодеям причтен» (Мк 15, 28 п). Он умер за Н. (Рим 5, 6), чтобы они были оправданы верой в Него (4, 5). Таковы *праведники НЗ: Н., оправданные *благодатью. Приняв Евангелие как призыв к спасению, они отвергли нечестие (Тит 2, 12), чтобы обратиться ко Христу. Отныне настоящие Н – это те, кто отказывается от этой благой вести или ее искажает: лжеучители, смущающие верных (2Тим 2, 16; Иуд 4, 18; 2Петр 2, 1 слл; 3, 3 сл.) и заслуживающие имя *антихристов (1Ин 2, 22); безразличные, к-рые умышленно живут в неведении (2Петр 3, 5; см Мф 24, 37; Лк 17, 26–30); особенно это относится к языческим властям, к-рые противопоставят Господу Беззаконника по преимуществу (2Фес 2, 3, 8). Таков контекст, в к-ром ныне раскрывается тайна нечестия.

3. Гнев Божий на нечестивых. – Однако, еще больше чем в ВЗ, наказание за такое нечестие теперь уже несомненно. *Гнев Божий постоянно открывается на всякое нечестие и неправду людей (Рим 1, 18; ср 2, 8); это тем более явно в перспективе последних времен и последнего *суда. Тогда Господь убьет Беззаконника явлением Своего пришествия (2Фес 2, 8), и все участвовавшие в *тайне нечестия будут посрамлены и наказаны (Иуд 15; 2Петр 2, 7). Если наказание медлит, то это потому, что Бог проявляет *долготерпенье, дабы дать Н-м возможность обратиться (2Петр 3, 9).

AD a & PG

– > Антихрист – безумие – благочестие – богатство II – богохульство – гонение I 1 – гордость 3 – грех – заблуждение ВЗ – лицемер 2 – ложь II 2 а – ненависть


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle