под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

МУЧЕНИК

Гр. слово «μάρτυς», к-рое по–русски переводится «мученик», этимологически означает *свидетель, безразлично в какой области свидетельства: исторической, правовой или религиозной. Но в обычном применении, выработанном хр–нским преданием, наименование «мученик» относится исключительно к тем, кто свидетельствует своей кровью. Это применение встречается уже в НЗ (Деян 22, 20; Откр 2, 3; 6, 9; 17, 6): М. это тот, кто жертвует своей жизнью из *верности свидетельству об Иисусе (ср Деян 7, 55–60).

1. Христос–мученик. – Сам Иисус – М. Божий в наивысшем значении и, следовательно, пример, вдохновляющий М-ков. Своим согласием на принесение Себя в жертву Он дает наивысшее свидетельство верности *миссии, вверенной Ему Отцом. Согласно ап. Иоанну, Иисус не только предвидел Свою смерть, но и добровольно принял ее как совершенное воздаяние хвалы Отцу (Ин 10, 18), и в час Своего осуждения Он возвестил: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (18, 37; ср Откр 1, 5; 3, 14).

Ев. Лука особо подчеркивает в Страстях Христовых черты, отныне характеризующие М.: укрепление Божией благодатью в час смертельной скорби (Лк 22, 43); *молчание и *терпение среди обвинений и оскорблений (23, 9); невиновность, признанная Пилатом и Иродом (23, 4, 14 и сл, 22); забвение собственных страданий (23, 28); милосердие к кающемуся разбойнику (23, 43); прощение, даруемое Петру (22, 61) и даже самим гонителям (22, 51; 23, 34).

В НЗ, взятом в целом, с еще большей глубиной признается в Иисусе страждущий *Отрок Божий, возвещенный Исаией. В этой перспективе Страсти Христовы представляются весьма существенным моментом Его посланничества: ибо, как Отрок Божий должен был пострадать и умереть для «оправдания многих» (Ис 53, 11), так и Иисус должен пройти через смерть, «чтобы дать душу Свою как выкуп за многих» (Мф 20, 28 п). Таков смысл слова «надлежит», несколько раз повторенного Иисусом: спасительный замысел Божий осуществляется через *страдания и *смерть Его Свидетеля (Мф 16, 21 и пар; 26, 54, 56; Лк 17, 25; 22, 37; 24, 7, 26, 44). К тому же, разве не были все *пророки гонимы и убиты (Мф 5, 12 п; 23, 30 слл п; Деян 7, 52; 1Фес 2, 15; Евр 11, 36 слл)? Это не может быть случайным совпадением; Иисус усматривает в этом Божие предначертание, получающее свое завершение в Нем Самом (Мф 23, 31 сл.). Он и решил идти в Иерусалим (Лк 9, 51), «ибо не может быть, чтобы пророк погиб вне Иерусалима» (13, 33).

Своими Страстями Иисус становится *искупительной жертвой, заменяющей все древние жертвоприношения (Евр 9, 12 слл). Верующему открывается т. обр. закон мученичества: «без пролития *крови не бывает *прощения» (Евр 9, 22). Вот почему *Мария, так тесно приобщенная к Страстям Своего Сына (Ин 19, 25; ср Лк 2, 35), впоследствии почитается как Царица христианских мучеников.

2. Христианский мученик. – Славным мученичеством Христа основана Церковь: «Когда вознесен буду от земли, – сказал Иисус, – всех привлеку к Себе» (Ин 12, 32). Церковь, *Тело Христово, призвана в свою очередь приносить Богу Свидетельство крови для спасения людей. Уже и иудейская община имела своих М., особенно во времена Маккавеев (2 Макк 6–7). В хр–ской же Церкви мученичество приобретает новый смысл, открытый Самим Иисусом: оно – полнота подражания Христу, совершенное участие в Его свидетельстве и в Его спасительном деле: «*Раб не больше господина своего. Если Меня гнали, и вас будут гнать» (Ин 15, 20). Трем наиболее Ему близким ученикам Христос возвещает, что они последуют за Ним в Его Страстях (Мк 10, 39 п; Ин 21, 18 слл), и Он открывает всем, что только если семя умрет, оно принесет много *плода (Ин 12, 24). Так и мученичеством Стефана – столь напоминающим Страсти Христовы – начинается первое распространение Церкви (Деян 8, 4 сл.; 11, 19) и подготовляется обращение Павла (22, 20). Откр. Ин поистине книга мучеников, вслед за «Свидетелем верным и истинным» (Откр 3, 14), давшим Церкви и миру свидетельство крови. Вся эта книга прославляет их испытания и восхваляет их, что символизируется страданием и прославлением двух свидетелей Господа (Откр 6, 9 сл.; 7, 14–17; 11, 11 сл.; 20, 4 слл).

СА

– > гонение – кровь НЗ 4 – исповедовать НЗ I – испытание НЗ I – свидетельство НЗ III 2 – смерть НЗ III 4 – судебный процесс III 3


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle