под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

МУДРОСТЬ/ПРЕМУДРОСТЬ

Искание М. свойственно всем культурам древнего Востока. Сборники посвященных этим исканиям письменных произведений остались нам и от Египта, и от Месопотамии, и от древней Греции, семь мудрецов к-рой вошли в легенду. Это М., преследующая практическую цель: она учит действовать осмотрительно и умело для достижения успеха в жизни. Этой М. не чужды размышления о сущности мира и установления принципов морали, в нек–рых случаях религиозно окрашенных (в частности в Египте). В Греции VI века мышление принимает более умозрительный характер, и М. становится философией. Т. обр. М., наряду с еще зачаточной наукой и прогрессирующей постепенно техникой, составляет один из главнейших элементов культуры. В этом и заключается гуманизм древности.

В библ. откр. Слово Божие также облекается в форму М. Этот значительный факт требует, однако, правильного истолкования. Он не означает, что откр. на определенной стадии своего развития преобразуется в гуманизм. Богодухновенная П. даже, когда она включает лучшее из М. ч-ской, имеет совсем иную природу. Это обстоятельство, заметное уже в ВЗ, в НЗ выявляется с полной яркостью.

ВЗ

1. Внедрение П. в Израиле. – За исключением Иосифа (Быт 41, 39 сл.) и Моисея (Исх 2, 10; ср Деян 7, 21 сл.), Израиль не имел контакта с восточной М. до своего поселения в Ханаане, и только в эпоху царей он в полной мере воспринял гуманизм того времени. Инициатором в этом отношении является Соломон, о к-ром говорится: «Была М. Соломона выше М. всех сынов Востока и всей М. Египтян» (3Цар 5, 9–14; ср 10, 6 сл, 23 сл.). Это изречение касается и его личной культурности, и его искусства хорошо управлять. Для людей же, руководящихся верой, происхождение этой царской П. очевидно: она – дар Божий, и Соломон получил ее по своей молитве (3Цар 3, 6–14). Отклики такого оптимистического взгляда слышатся и в других местах: придворные книжники разрабатывают тему П. в ее различных литературных жанрах (ср наиболее древние элементы в Притч 10–22 и 25–29), а свящ. историки восхваляют рассудительного правителя Иосифа, получившего свою М. от Бога (Быт 41; 47).

2. М. ставится под вопрос. – Но есть М. и М. Истинная М. – от Бога; Он дает ч-ку *«сердце разумное, чтобы различать, что добро и что зло» (3Цар 3, 9). Но все люди, как и их праотец, подвержены искушению произвольно присваивать себе принадлежащее только Богу, т. е. приобретать (Быт 3, 5 сл.) только собственными силами «*познание добра и зла». Такова обманчивая М., к к-рой их привлекает коварство Змея (Быт 3, 1). Такова М. книжников, к-рые судят обо всем лишь с ч-ской точки зрения и «Закон Ягве превращают в ложь» (Иер 8, 8), а также и М. царских советников, ведущих чисто ч-скую политику (ср Ис 29, 15 слл). Против такой М. восстают пророки: «Горе тем, к-рые мудры в своих глазах и разумны пред самими собой!» (Ис 5, 21). Бог обратит их М. в ничто (Ис 29, 14). Они запутались в сети оттого, что отвергли Слово Ягве (Иер 8, 9). Ибо это *Слово – единственный источник подлинной М., к-рую блуждающие духом и ропщущие познают после кары (Ис 29, 24). Во всей полноте ею будет обладать лишь Царь, Сын Давидов, К-рый воцарится «в последние времена», и на К-ром почиет *Дух Ягве (Ис 11, 2). Так учение пророков отвергает соблазн самодовлеющего гуманизма: спасение ч‑ка приходит только от Бога.

3. К истинной П. – Разрушение Иерусалима подтвердило угрозы пророков: ложная М. царских советников, действительно, привела страну к катастрофе. Когда двусмыслица оказывается т. обр. рассеянной, истинная П. получает возможность свободно процветать в Израиле. Ее основание – Божий *Закон, благодаря к-рому Израиль становится единственным мудрым и разумным народом (Втор 4, 6). *Страх Ягве – ее начало и увенчание (Притч 9, 10; Сир 1, 14–18; 19, 18, 21). Ни в чем не отступая от установок этой религиозной П., вдохновенные книжники отныне включают в нее все, что ч-ское мышление может им дать положительного. Писания Мудр., вышедшие в свет или составленные после плена, представляют собою плод этих усилий. Исцеленный от своих горделивых притязаний, гуманизм расцветает в свете *веры.

1. Искусство правильно жить. – Библ. мудрец проявляет любознательность к явлениям природы (3Цар 5, 13). Он восхищается ими, и вера учит его видеть в них всемогущую руку Божию (Иов 36, 22–37, 18; 38–41; Сир 42, 15–43, 36). Но прежде всего он хочет знать, как вести свою жизнь к достижению подлинного счастья. Всякий ч-к, сведущий в своей профессии, уже заслуживает название мудрого (Ис 40, 20; Иер 9, 16; 1Пар 22, 15); мудрец по преимуществу это тот, кто сведущ в искусстве правильно жить. На окружающий его мир он смотрит трезвым взглядом и без иллюзий; он видит пороки этого мира и относится к ним без одобрения (напр., Притч 13, 7; Сир 13, 21 слл). Будучи хорошим психологом, он знает, что таится в сердце ч-ском, что для него – радость и что – горе (напр., Притч 13, 12; 14, 13; Екк 7, 2–6), но не ограничивается ролью наблюдателя. Как прирожденный *воспитатель, он дает своим Мученикам определенные правила: осмотрительность, умеренность в желаниях, трудолюбие, смирение, уравновешенность, сдержанность, правдивость в речи и т. д. Все эти практические наставления пронизаны нравственным учением Десяти Заповедей. Социальная направленность Второзакония и пророков внушает ему увещания о милостыне (Сир 7, 22 слл; Тов 4, 7–11), соблюдении справедливости (Притч 11, 1; 17, 15), любви к нищим (Притч 14, 31; 17, 5; Сир 4, 1–10). Для большей убедительности этих наставлений он ссылается на опыт, особенно на опыт *старцев; но его глубинное вдохновение имеет более высокий источник, чем опыт. Приобретя М. ценою тяжкого усилия, он стремится передать ее другим (Сир 51, 13–38) и призывает своих учеников усердно проходить трудное обучение (Сир 6, 18–37).

2. Размышление о существовании (экзистенции). – От израильского учителя М. не следует ожидать размышлений метафизического характера о ч-ке, о его природе, о его способностях и т. д. Зато он обладает острым сознанием своего экзистенциального положения и внимательно исследует свою судьбу. *Пророков занимала в особенности судьба народа Божия как такового; тексты Иезекииля о личной *ответственности представляются скорее исключением (Иез 14, 12–20; 18; 33, 10–20). Мудрецы же, не переставая относиться с вниманием к общей судьбе народа Союза–Завета (Сир 44–50; 36, 1–17; Прем 10–12; 15–19), интересуются прежде всего индивидуальной жизнью. Их волнует и величие ч‑ка (Сир 16, 24–17, 14), и его унижение (Сир 40, 1–11), и его *одиночество (Иов 6, 11–30; 19, 13–22), и *страх перед страданием (Иов 7; 16) и перед смертью (Екк 3; Сир 41, 1–4), и ощущение преходящности, к-рое оставляет ему жизнь (Иов 14, 1–12; 17; Екк 1, 4–8; Сир 18, 8–14), и его растерянность перед Богом, К-рый кажется ему непостижимым (Иов 10) или отсутствующим (23; 30, 20–23). В этой перспективе естественно возникает проблема *воздаяния, ибо традиционные представления могут привести во множестве случаев к отрицанию справедливости (Иов 9, 22–24; 21, 7–26; Екк 7, 15; 8, 14; 9, 2 сл.). Потребовались долгие усилия, прежде чем стало возможным за пределом столь обманчивого земного воздаяния разрешить эту проблему верою в *воскресение (Дан 12, 2 сл.) и вечную *жизнь (Прем 5, 15).

3. Премудрость и *откровение. – Отводя такое широкое место ч-скому опыту и размышлению, учение Мудр., очевидно, – иного рода, чем *Слово пророков, возникающее по Божию внушению, осознаваемому самим пророком. Но и мудрецы содействуют общему развитию учения, проливая на экзистенциальные проблемы свет, приобретенный в долгих размышлениях над Писаниями (ср Сир 39, 1 слл). В позднюю эпоху пророчество и П. сходятся в апокалиптической письменности, раскрывая тайны будущего. Когда Даниил «открывает *тайны Божии» (Дан 2, 28 слл, 47), он движим не ч-ской М. (2, 30); Дух Божий, в нем обитающий, дает ему М. более высокого порядка (5, 11, 14). Религиозная П. ВЗ облекается здесь в характерную форму, многозначительный пример к-рой был дан уже в древнем израильском предании (ср Быт 41, 38 сл.). Мудрец появляется здесь в качестве ч‑ка, вдохновляемого Богом, наряду с пророком.

1. Олицетворенная Премудрость. – В эпоху после Вавилонского плена культ П. так развит у книжников, что для придания ей большей выразительности они часто олицетворяют ее (уже Притч 14, 1). Она – возлюбленная, к-рую настойчиво ищут (Сир 14. 22 слл), мать–хранительница (14, 26 сл.), жена, заботящаяся о пропитании (15, 2 сл.), гостеприимная хозяйка, приглашающая на свой пир (Притч 9, 1–6), в противоположность «женщине безрассудной» (см *безумие), дом к-рой – преддверие Смерти (9, 13–18).

2. Премудрость Божия. – Этот женский образ не следует понимать только в фигуральном смысле. П. у ч‑ка имеет божественный источник. Бог может давать ее, кому Ему угодно, потому что Он Сам – Премудрый в абсолютном смысле слова. Итак, свящ. писатели, созерцая в Боге ту П., от к-рой проистекает их собственная, видят в ней божественную реальность, существующую извечно и навеки (Притч 8, 22–26; Сир 24, 9). Исшедшая из уст Всевышнего как Его дуновение или Его *Слово (Сир 24, 3), она – «дыхание *силы Божией, излияние *славы Всемогущего, отблеск вечного *света, зеркало действия Божия, *образ Его совершенства» (Прем 7, 25 сл.). Она обитает на небесах (Сир 24, 4), разделяет с Богом престол Его (Прем 9, 4), живет в близости с Ним (8, 3).

3. Действие Премудрости. – Эта П. не есть начало статическое. Она приобщена ко всему, что Бог совершает в мире. Присутствуя при творении, она «веселилась пред лицом Его» (Притч 8, 27–31; ср 3. 19 сл.; Сир 24, 5), и она продолжает править вселенной (Прем 8, 1). На протяжении всей истории спасения она действует как ниспосланная Богом для определенного дела. Она поселилась в Израиле, в Иерусалиме, как *древо жизни (Сир 24, 7–19), проявляясь в конкретной форме *Закона (Сир 24. 23–34). С тех пор она запросто живет у людей (Притч 8, 31; Вар 3, 37 сл.). Она – *провидение, направляющее историю (Прем 10, 1–11, 4), и она же обеспечивает людям спасение (9, 18). Ее роль аналогична роли пророков: она обращается с укором к нерадивым, возвещая *суд над ними (Притч 1, 20–33), а послушных она призывает воспользоваться всеми ее благами (8, 1–21, 32–36), сесть за ее стол (9, 4 слл; Сир 24, 19–22). Бог действует через нее, как Он действует через Своего Духа (ср Прем 9, 17); принять ее – то же самое, что быть послушным Духу. Если эти тексты еще не рисуют П. как божественное Лицо в НЗ-ном смысле, они, однако, исследуют в глубинах тайну единого Бога и подготовляют ее более полное откр.

4. Дары Премудрости. – Для людей эта П. является наивысшим сокровищем (Прем 7, 7–14). Будучи сама даром Божиим (8, 21), она – распределительница всех благ (Притч 8, 21; Прем 7, 11): жизни и счастья (Притч 3, 13–18; 8, 32–36; Сир 14, 25–27), безопасности (Притч 3, 21–26), благодати и славы (4, 8 сл.), богатства и правды (8, 18 слл), как и всех *добродетелей (Прем 8, 7 сл.)… Как же не стараться ч-ку вступить с ней в брак (8, 2)? Ведь она делает людей друзьями Божиими (7, 27 сл.). Близость с ней не различается от близости с Самим Богом. Когда в НЗ П. отожествляется со Христом, Сыном и Словом Бога, в этом учении видна прямая подготовка полного откр.: будучи соединен со Христом, ч-к становится причастным П. Божией и вводится в близость с Богом.

НЗ

1. Иисус – учитель премудрости. – Перед Своими современниками Иисус предстает в различных аспектах: как *пророк, призывающий к покаянию, но и более, чем пророк (Мф 12, 41); как *Мессия, но имеющий пройти через страдание *Отрока Ягве, прежде чем принять славу *Сына Ч-ского (Мк 8. 29 слл); как учитель, но не такой, как книжники (Мк 1, 21 сл.). Его метод *учить более всего напоминает учителей М. в ВЗ Он часто пользуется теми же формами, что и они: изречениями и *притчами, и подобно им преподает правила жизни (ср Мф 5–7). Вполне понятно, что очевидцы изумляются этой несравненной П., подтверждаемой чудесными делами (Мк 6, 2), Лука отмечает ее даже уже в детстве Христа (Лк 2, 40, 52). Сам Иисус указывает на возникающую в связи с П. проблему: «Царица Южная приходила… послушать М. Соломоновой, и вот, здесь больше Соломона» (Мф 12, 42 п).

2. Иисус – Премудрость Божия. – Иисус от собственного имени обещает дар П. тем, кто с Ним (Лк 21, 15). Непризнанный Своим неверующим *поколением, но принимаемый послушными Богу сердцами, Он таинственно заключает: «Оправданием Премудрости были все дети ее» (Лк 7, 35; или: «были дела ее» Мф 11, 19). Его тайна приоткрывается в большей степени, когда Он строит Свою речь по образцу ВЗ-ных речей П. Божией: «Придите ко мне…» (Мф 11, 28 слл; ср Сир 24, 21); «Приходящий ко мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин 6, 35; ср 4, 14; 7, 37; Ис 55, 1 слл; Притч 9, 1–6; Сир 24, 21–23). Эти призывы превосходят все, что можно ожидать от какого- либо мудреца; они дают нек–рое проникновение в тайну личности *Сына (ср Мф 11, 25 слл п). Эти уроки были восприняты свящ. писателями. Если Иисус именуется в них «Премудростью Божией» (1Кор 1, 24, 30), то не только оттого, что Он сообщает П. людям, а оттого, что Он Сам есть П. Вот почему, когда речь идет о Его предсуществовании у Отца, употребляются те же выражения, к-рыми прежде определялась божественная П.: Он – Первенец, рожденный раньше всякой твари, и все *творение создано Им (Кол 1, 15 слл; ср Притч 8. 22–31), Он – сияние *славы Божией и образ Его ипостаси (Евр 1, 3; ср Прем 7, 25 сл.). Сын есть П. Отца так же, как Он – Его *Слово (Ин 1, 1 слл).

Эта личная П. была прежде сокрыта в Боге, хотя и управляла вселенной, руководила историей, косвенно проявлялась в Законе и в учении Мудрецов. Теперь она открылась в Иисусе Христе. Т. обр., все тексты ВЗ о П. получают в нем свою окончательную значимость.

1. Мудрость мира осуждена. – В час этого высшего откр. П-сти вновь завязалась та драма, о к-рой уже возвещали пророки. Став безумной, ибо она не признала Бога живого (Рим 1, 21 сл.; 1Кор 1, 21), М. мира сего довела свое *безумие до предела тогда, когда люди «распяли Господа славы» (1Кор 2, 8). Поэтому Бог осудил эту М. мудрецов (1, 19 сл.; 3, 19 сл.), М. «земную, душевную, бесовскую» (Иак 3, 15); чтобы ее посрамить, Он постановил спасти мир безумием *крестной смерти (1Кор 1, 17–25). Вот почему, возвещая людям *Евангелие спасения, можно оставлять в стороне все, что относится к ч-ской М., к культуре и к красноречию (1Кор 1, 17; 2, 1–5): нельзя избегать хитростью безумия Креста.

2. Истинная Премудрость. – Итак, откр. истинной П-сти происходит парадоксальным путем. Она дается не мудрым и разумным, а младенцам (Мф 11, 25); для посрамления горделивых мудрецов, Бог избрал то, что в мире было безумным (1Кор 1, 27). Надо стать безумным в глазах мира, чтобы быть мудрым по Богу (3, 18). Ибо христианская М. приобретается не усилиями ч-скими, а откр., исходящим от Отца (Мф 11, 25 слл). Она сама по себе божественна, таинственна и сокрыта, неисследима для ч-ского рассудка (1Кор 2, 7 слл; Рим 11, 33 слл; Кол 2, 3). Явленная историческим свершением спасения (Еф 3, 10), она только *Духом Божиим может быть сообщена людям, Ему покорным (1Кор 2, 10–16; 19, 8; Еф 1, 17).

1. Премудрость и откровение. – Описанная нами хр. М. являет черты сходства с иудейскими апокалипсисами: она в первую очередь не правило жизни, а *откр. *тайны Божией (1Кор 2, 6 слл), вершина религиозного *познания, о к-ром ап. Павел молит Бога для верных (Кол 1, 9) и от к-рого эти последние могут взаимно научаться (3, 16), «словами, изученными от Духа Святого» (1Кор 2, 13).

2. Премудрость и нравственная жизнь. – Этим, однако, не устраняется нравственная сторона П. Напротив, в свете откр. Христа, П. Божией, все правила поведения, к-рые ВЗ связывал с М. по Богу, приобретают полноту смысла. Это так не только в отношении апостольского служения (1Кор 3, 10; 2Петр 3, 15), но и в том, что касается повседневной хр–ской жизни (Еф 5, 15; Кол 4, 5), где следует подражать поведению мудрых дев, а не *безумных (Мф 25, 1–12). Наставления практической морали ап. Павла в заключительных разделах его посланий приходят здесь на смену учению древних Мудрецов. Это обстоятельство еще более очевидно в послании ап. Иакова, к-рый именно в этом пункте противопоставляет ложной М. «мудрость, нисходящую свыше» (Иак 3, 13–17). В эту последнюю входит и совершенная праведность. Надо стараться сообразовать с нею свои действия, в то же время испрашивая ее у Бога как дар (Иак 1, 5).

Таков единственный план, в к-ром достижения гуманизма могут быть включены в хр–скую жизнь и мышление. Если грешный ч-к хочет возродиться во Христе, он должен дать распять себя вместе со своей горделивой М. Тогда все его ч-ские усилия приобретут новый смысл, ибо будут совершаться под водительством Духа.

AB & PG

– > безумие – вкушать 1 – воля Божия ВЗ I 2 б – воспитание – грех IV 3 г – дела ВЗ I 3, НЗ I 1 – женщина ВЗ 3 – Закон Б III 4 – замысел Божий ВЗ IV – знать ВЗ 4 – Иисус Христос II 1 г – истина ВЗ 3 – мать II 1 – молоко 3 – обетования II 6 – образ III – Откровение ВЗ I 3 – полнота 2 – правда AI ВЗ 4 – предопределять 2 – простой 1 – рай 2 в – свет и тьма ВЗ I 3 – Слово Божие ВЗ I 1, IV – сотворение ВЗ II 3, НЗ I 2 – старость 2 – страх Божий IV – супруг(а) ВЗ 3, НЗ 1 – Сын Человеческий ВЗ II 1 – тайна ВЗ 2 б, НЗ II 1 – ученик ВЗ 2 – учить ВЗ I 4, II 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle