под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

МОРЕ

В отличие от Финикийцев и Греков, Израильтяне не были народом моряков. Морские предприятия Соломона (3Цар 9, 26) и Иосафата (22, 49) были явлениями единичными. Нужен был опыт *рассеяния, чтобы «острова» вошли в географический кругозор Израиля (Ис 41, 1; 49, 1) и Иудеи привыкли к далеким морским путешествиям (Ион 1, 3). Ко времени НЗ это уже произошло (Мф 23, 15), и Павел, Иудей из рассеяния, находил естественным бороздить Средиземное море, чтобы возвещать Евангелие. Однако, уже с самых отдаленных времен в библ. текстах появляется образ М. с определенным религиозным значением.

1. От мифического чудовища к твари Божией. – При виде М. у каждого ч‑ка создается впечатление огромной и неукротимой силы, страшной, когда она разбушуется, грозной для моряков (Пс 106, 23–30) и для прибрежного населения, подвергающегося постоянной опасности затопления (ср Быт 7, 11; 9, 11, 15). Это М. – космический Океан, окружающий материк, – олицетворялось месопотамской мифологией в виде чудовищного *зверя Тиамат. Этот дракон представлял хаотические и разрушительные силы, к-рые Мардук, бог порядка, должен был сломить, чтобы организовать вселенную. И угаритская мифология противопоставляла ваала и бога моря Яму в борьбе за владычество над божественным миром.

В Библии же М. сведено на уровень простого творения. В повествовании о *сотворении мира Ягве разделяет надвое воды бездны (Техом), как то делал Мардук с телом Тиамат (Быт 1, 6 сл.). Но этот образ уже полностью лишен мифического характера, так как нет больше борьбы между всемогущим Богом и первобытным водным хаосом. Организуя мир, Ягве раз и навсегда поставил водам пределы, к-рых они больше не будут переходить без Его повеления (Быт 1, 9 сл.; Пс 103, 6–9; Притч 8, 27 слл). В кн. Мудр. неоднократно описывается этот мировой порядок, в к-ром М. занимает свое место; для этого они используют элементарные данные естествознания: земля представляется покоящейся на водах нижней бездны (Пс 23, 2), откуда они поднимаются сквозь нее и т. обр. дают начало источникам (Быт 7, 11; 8, 2; Иов 38, 16; Втор 33, 13); в то же время эти нижние воды соединены и с водами океана. М. поставлено на свое место среди всего сотворенного, и оно призывается вместе со всеми ими хвалить Творца (Пс 68, 35; Дан 3, 78).

2. Религиозный символизм моря. – В рамках этого твердо установленного учения свящ. писатели могут без опасения пользоваться старыми мифическими образами, уже лишенными своего яда. Возможно, что море из меди (3Цар 7, 23 слл) в храмовом культе представляло космическую символику первобытного Океана. Но чаще в Библии встречается символика другого порядка. Воды морской бездны – самый выразительный образ смертельной опасности (Пс 68, 3), т. к. считается, что дно морское находится поблизости с шеолом (Ион 2, 6 сл.). Наконец, вокруг моря продолжает витать некий пережиток злых сил, беспорядочных и горделивых, к-рые иногда еще представлены в образах мифологических Зверей. Эти Звери символизируют тогда те враждебные силы, к-рые Ягве должен победить для осуществления Своего замысла.

Вся совокупность этих эпических образов находит тройное применение. Прежде всего, творческое дело Бога иногда рисуется поэтически как некая первичная борьба (Ис 51, 9; Иов 7, 12; 38, 8–11; ср *Звери). Чаще этот символ наделяется историческим значением. Так, исторический опыт Исхода, когда Ягве осушил дно Чермного моря, чтобы проложить путь Своему народу (Исх 14–15; Пс 76, 17, 20; 113, 3, 5), становится Божией победой над Драконом великой бездны (Ис 51, 10); подобно этому, рев восстающих против Бога языч. народов сравнивается с шумом моря (Ис 5, 30; 17, 12). Наконец, в поздних апокалипсисах сатанинские силы, с к-рыми Бог будет вести последнюю брань, приобретают черты, напоминающие вавилонскую Тиамат; это Звери, выходящие из великой бездны (Дан 7, 2–7). Но Творец, с самого начала укротивший гордыню моря (Пс 64, 8; 88, 10; 92, 3 сл.), царствующий над космосом, господствует и над историей, так что силы хаоса мятутся в ней тщетно.

3. Христос и море. – Религиозная символика М. не теряется из вида в НЗ, даже в Евангелиях. М. является тем бесовским местом, куда бросились свиньи, в к-рых вошли бесы (Мк 5, 13 п). Разбушевавшись, оно продолжает ужасать людей; но Иисус проявляет божественную власть, торжествующую над стихиями: направляясь к ученикам, Он идет по М. (Мк 6, 49 сл.; Ин 6, 19 сл.); в другой раз Он успокаивает его одним повелительным словом: «Молчи, стихни» (Мк 4, 39 сл.), и по этому знамению ученики узнают в Нем присутствие сверхчеловеческой власти (4, 41).

Наконец, Откр. Ин. не ограничивается установлением связи между М. и злыми силами, к-рые Христу Господу предстоит одолеть в ходе истории (Откр 13, 1; 17, 1). При описании нового творения, в к-ром царство Божие осуществится во всей полноте, говорится и о том необычайном дне, когда «моря уже нет» (21, 1). Итак, М. как сатанинская бездна и сила хаоса исчезнет. Но наверху останется море, подобное кристаллу (4, 6), простирающееся, куда только хватает глаз, перед Божиим престолом как символ лучезарного мира в обновленной вселенной.

JdF & PG

– > Антихрист ВЗ 1 – вода IV 2 – звери и Зверь 1 – крещение I 1 – огонь НЗ I 3 – соль 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle