под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

МОЛЧАНИЕ

Предшествуя *слову, прерывая его или являясь его продолжением, М. по–своему проливает свет на диалог между Богом и ч-ком.

1. Молчание Бога. – «В начале Слово было Бог» (Ин 1, 1), но было Оно в образе *тайны, «о к-рой от вечных времен было умолчано» (Рим 14, 24). Это тайное созревание Слова выражается во времени *предопределением *избранных: прежде даже, чем говорить к ним, Бог *знает их уже от утробы матери (Иер 1, 5; ср Рим 8, 29). Есть, однако, и другое М. Бога, к-рое представляется насыщенным не тайной любви, но преисполненным Божия *гнева. Чтобы вызвать тревогу у Своего грешного народа, Бог перестает говорить ему через Своих пророков (Иез 3, 26). Почему после того, как Он говорил так часто и с такою *силою, Бог безмолвствует при виде торжествующего нечестия (Авв 1, 13) и не отвечает ни на *молитву Иова (Иов 30, 20), ни на молитвы псалмопевцев (Пс 82, 2; 108, 1)? Для Израиля, желающего *слышать своего Бога, это М. является *наказанием (Ис 64, 11); оно означает удаление Господа (Пс 34, 22); оно равносильно смертному приговору (ср Пс 27, 1); оно предвещает «Молчание» шеола, где уже нет словесного общения между Богом и ч-ком (Пс 93, 17; 113, 25). Все же диалог прерывается не окончательно, ибо М. Бога может быть также отражением Его *долготерпения в дни неверности ч‑ка (Ис 57, 11).

2. Молчание человека. – Бывает «время молчать и время говорить» (Екк 3, 7). Понимать это изречение можно на различных степенях глубины. В чередовании дней М. может означать нерешительность (Быт 24, 21), одобрение (Числ 30, 5–16), смятение (Неем 5, 8), страх (Есф 4, 14); ч-к проявляет свою свободу, когда удерживает свой *язык, чтобы не согрешить (Притч 10, 19), особенно среди празднословия и необдуманных суждений (11, 12 сл.; 17, 28; ср Ин 8, 6).

За пределами этой мудрости, к-рая могла бы остаться только ч-ской, Сам Бог устанавливает ч-ку время для М. и время для слова. М. перед Богом выражает *стыд после греха (Иов 40, 4; 42, 6; ср 6, 24; Рим 3, 19; Мф 22, 12) или уверенность (*доверие) в спасении (Плач 3, 26; Исх 14, 14); оно означает, что перед лицом людской неправды Христос как *верный *Отрок (Ис 53, 7) вверил Свое дело Богу (Мф 26, 63 п; 27, 12, 14 п). Но в иных обстоятельствах не говорить – значит лишиться *дерзновения и поступиться *исповеданием Бога (Мф 26, 64 п; Деян 18, 9; 2Кор 4, 13); тогда молчать нельзя (Иер 4, 19; 20, 9; Ис 62, 6; Лк 19, 40).

Наконец, когда Бог *посещает ч‑ка, земля хранит М. (Авв 2, 20; Соф 1, 7; Ис 41, 1; Зах 2, 17; Пс 75, 9; Откр 8, 1); а когда Он пришел, М., преисполненное страха и благоговения, выражает *поклонение Ему ч‑ка (Плач 2, 10; Исх 15, 16; Лк 9, 36). Это смиренное М. есть для того, кто размышляет в сердце (Лк 2, 19, 51), не только вхождение в покой (Пс 130, 2), но также подготовление к принятию *откровения, к-рое Господь обещал младенцам (Мф 11, 25).

AR

– > Агнец Божий 1 – Слово Божие – слово человеческое – уста – язык


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle