под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

МОЛОКО

В пастушеском быту – каковым был и быт Евреев в пустыне – М., продукт естественный, не изготовленный ч-ком, представляет собой один из самых важных для жизни видов *пищи. У Израиля оно всегда было обычным продуктом питания (Суд 5, 25; Притч 27, 27; Сир 39, 32). Обилие М. было признаком богатства (Иов 29, 6). Слово М. приобрело символическое значение, потому что оно упоминается в мессианских обетованиях и употребляется как метафора.

1. Милость Божия. – Мать, кормящая М. свое дитя, является одним из самых ярких символов для выражения безграничной любви и жертвенности (2 Макк 7, 27). Нет ничего удивительного в том, что в Израиле применяли этот образ для изображения бесконечной милости и заботливости Ягве о Своем народе, особенно при исходе из Египта и странствованиях к обетованной земле (Числ 11, 12). Вот почему Псалмопевец призывает народ предать себя Богу, как насытившееся дитя припадает к груди матери (Пс 130, 2 сл.).

2. Образ благословений Божиих и мессианских обетований. – В классических описаниях обетований обычно фигурирует обилие М. *Земля, куда войдет Израиль, многократно характеризуется в ВЗ как страна «где течет молоко и мед» (Исх 3, 8; 13, 5; Втор 6, 3; 11, 9; Иер 11, 5; Иез 20, 6, 15 и т. д.): Эта «земля хорошая и пространная» (Исх 3, 8; ср Втор 32, 12 слл), «краса всех земель» (Иез 20, 6, 15), представляется в образах богатства кочевой жизни. В *благословении Иуде (Быт 49, 8–12), открывающем мессианскую перспективу, необычайное процветание Иудиной земли изображено изобилием вина и М. У пророков эта картина благоденствия служит для описания идеальной земли грядущих времен (Иоил 4, 18; Ис 55, 1; 60, 16), она является образом *утешения и мессианского *спасения (Ис 66, 11 слл); в Песне Песней М. символизирует услады любви между Женихом и невестой (4, 11; 5, 1). Эта пища пустыни должна служить основным средством питания для Эммануила и для спасшихся в голодные времена; но обилие его будет как бы напоминанием об обетованиях (Ис 7, 15, 22). Благосостояние есть залог Божественного благословения, а недостаток М. влечет общее уныние, это знак наказания и проклятия Божия. Осия молит Ягве дать Израилю за его грехи утробу нерождающую и сухие сосцы (Ос 9, 14). В перспективе НЗ эсхатологический суд будет таким грозным, что Иисус предрекает пришествие дней, когда скажут: блаженны женщини, непитавшие младенцев М. (Лк 23. 29; ср 21, 23 п).

3. Молоко детей Божиих. – В НЗ о М. говорится обычно в смысле метафорическом; оно обозначает *учение как *пищу *детей Божиих. У ап. Павла, к-рый видит в ребенке прежде всего его незрелость, М., дающееся коринфянам, еще плотским, означает первое христианское благовествование, в противоположность твердой пище *премудрости для достигших совершенства (1Кор 3, 2; ср Евр 5, 12 слл). С другой стороны, согласно 1Петр 2, 2, верующий, родившийся в новой жизни, должен по–прежнему желать М. * Слова, чтобы возрастать и достичь спасения, ибо он всегда остается ребенком, продолжающим *возрастать, и всегда будет нуждаться в М. Слова Божия. Это Слово, в сущности – Сам Христос (2, 3), как это показывают нек–рые Отцы Церкви: «Мы пьем Слово, пищу *Истины» (Климент Александрийский).

IdIP

– > дитя III – земля ВЗ II 1 – новое рождение 3 а


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle