под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

МАТЬ

М. дает жизнь и поэтому занимает почетное место как в обычных условиях ч-ского существования, так и в истории спасения.

Следует любить ту, к-рая дает жизнь, но эта любовь должна преображаться, иногда даже до пожертвования ею, по примеру Иисуса.

1. Призыв к чадородию. – Назвав жену свою «Евой», Адам указал на ее призвание быть «матерью живущих» (Быт 3, 20). Кн. Бытия повествует о том, как это призвание осуществляется, несмотря на самые неблагоприятные обстоятельства. Так напр., Сарра прибегает к хитрости (16, 1 сл.), дочери Лота – к кровосмесительству (19, 30–38), Рахиль – к угрозе: «Дай мне детей, а если не так, я умираю», кричит она своему мужу, но Иаков отвечает, что он не может стать на место Бога (30, 1 сл.). В самом деле, только Бог, вложивший в сердце женщины повелительное желание материнства, может раскрыть или заключить утробу М.: только Он может победить *неплодие (1Цар 1, 2–2, 5).

2. Мать у семейного очага. – Став М., женщина ликует. Ева громко радуется рождению своего первого ребенка: «Приобрела я человека от Ягве» (Быт 4, 1), и это ликование увековечено *именем Каина (от евр. канах «приобресть»). Подобно этому, имя «Исаак» напоминает смех Сарры по поводу этого рождения (21, 6), а «Иосиф» – надежду Рахили иметь еще ребенка (30, 24). Своим материнством женщина не только входит в историю жизни, она также вызывает у своего мужа более крепкую привязанность (Быт 29, 34). Наконец, в десяти заповедях возвещается, что она, как и отец, должна почитаться своими детьми (Исх 20, 12): проступки в отношении каждого из них наказуемы в равной мере (Исх 21, 17; Лев 20, 9; Втор 21, 18–21). В свою очередь, кн. Мудр, настаивают на том, что каждый обязан почитать свою мать (Притч 19, 26; 20, 20; 23, 22; Сир 3, 1–16), добавляя, что надо слушать ее и следовать ее заветам (Притч 1, 8).

3. Царица–мать. – Особое положение принадлежало, очевидно, матери *царя: только она пользовалась, в отличие от супруги, особым почетом со стороны царствующего государя. Ее называли «Великой Госпожей», как Вирсавию (3Цар 15, 13; 2, 19) или М. царя Аса (2Пар 15, 16) или Гофолию (4Цар 11, 1 сл.). Этот обычай может пролить свет на роль материнства в перспективе царского мессианства; здесь следует указать и на роль М. Иисуса, выраженную в христианском благочестии наименованием «Владычица».

4. Глубокий смысл материнства. – С пришествием Христа долг сыновнего почитания не упраздняется, но получает свое завершение: он отчетливо сохраняется в апостольских наставлениях (Кол 3, 20 сл.; Еф 6, 1–4); Иисус гневно обличает фарисеев, уклоняющихся от этой обязанности под обрядовыми предлогами (Мф 15, 4–9 п). Отныне, однако, надо уметь, из любви ко Христу, превосходить сыновнее *почитание, вознося его до почитания Самого Бога. Христос пришел «разделить дочь с матерью ее» (10, 35) и обещал «во сто раз больше» тому, кто ради Него оставит отца своего или мать свою (19, 29). Чтобы быть достойным Христа, надо быть способным «*возненавидеть отца своего и мать» (Лк 14, 26), т. е. любить Христа больше своих родителей (Мф 10, 37).

Сам Христос дает пример такого принесения в жертву материнских уз. В Храме, когда Ему было двенадцать лет, Он отстаивал перед Своей М. право быть «в том, что принадлежит Отцу Его» (Лк 2, 49 сл.). В Кане, когда Она Своим материнским сердцем чувствует непосредственную нужду и хочет помочь, Иисус указывает на высший смысл Своего служения; они понимают друг друга и Он исполняет просьбу М. Хотя Иисус внешним образом и отдаляется от Своей М. или оттого, что настал *час Его общественного служения, или потому, что час крестной смерти еще не пришел (Ин 2, 4), Он знает, в чем Ее величие и поясняет, что оно заключается в вере *Марии. «Кто матерь Моя и кто братья Мои?» спрашивает Он и указывает рукой на Своих учеников (Мф 12, 48 слл); женщине, восхищающейся материнством Марии по плоти, Он даже дает понять, что Его Мать – верная по преимуществу, ибо она слушает Слово Божие и исполняет его (Лк 11, 27 сл.). Это материнство духовного порядка Иисус распространяет на всех Своих учеников, когда с высоты креста Он говорит тому, к-рого любит: «Вот мать твоя» (Ин 19, 26 сл.).

В переносном и возвышенном смысле отличительные черты М. снова встречаются либо для выражения отношений Самого Бога к ч-ку, либо в мессианском плане, либо когда речь идет о плодах, приносимых Церковью.

1. Божия благость и мудрость. – В Боге содержится такая полнота *жизни, что Израиль именует Его *Отцом и М. Для выражения *милосердного *благоутробия Божия употребляют слово рахамим, к-рое обозначает материнское чрево и напоминает об утробной любви, к-рую женщина питает к своим детям (Пс 24, 6; 114, 5). Как М., Бог утешает нас (Ис 66, 13), и даже если найдется М., к-рая забудет сына чрева своего, Он никогда не забудет Израиля (49, 15). Таковы были расположения Иисуса, желавшего собрать чад Иерусалима (Лк 13, 34).

*Премудрость, к-рая есть *Слово Божие, призванное совершать предначертания Его (Прем 18, 14 сл.), исходя из самих уст Его (Сир 24, 3), обращается к детям своим как М. (Притч 8–9), увещая их принять ее наставления, питая их *хлебом разумения, напояя их своею *водой (Сир 15, 2 сл.). Ее дети воздадут ей должное (Лк 7, 35), когда признают в Иисусе Того, Кто выполняет ее назначение: «Приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин 6, 35; ср 8, 47).

2. Мать Мессии. – Уже в первом обетовании о Спасителе возвещено о М. – Женщине, потомство к-рой сотрет главу змея (Быт 3, 15). Затем в повествованиях о том, как Бог восторжествовал над *неплодием, женщины, давшие патриархам потомство, выступают как отдаленные прообразы *Девы–Матери. Указание на рождение от Девы содержится в пророчествах об Еммануиле (Ис 7, 14) и о Той, К-рая должна родить (Мих 5, 2); во всяком случае, евангелисты усмотрели в этом пророчество, исполнившееся в Иисусе Христе (Мф 1, 23; Лк 1, 35 сл.).

3. Мать народов. – *Иерусалим – город–мать в абсолютном смысле (ср 2Цар 20, 19), дающий жителям питание и защиту. От него исходят прежде всего *правда и *познание Ягве. Как Ревекка, к-рой желают размножиться в тысячах тысяч (Быт 24, 60), Иерусалим станет М. всех *народов: «Сиону же каждый будет говорить: «Мать»; ибо каждый родился в нем» (Пс 86, 5 евр.), независимо от того, принадлежит ли он к Израилю или к иным *народам. После наказания, удалившего ее от Супруга, она снова осчастливлена: «Возвеселись, неплодная, нерождающая… потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа» (Ис 54, 1; Гал 4, 22–30). «Как голуби – к голубятням своим», так устремятся к ней все народы земли (Ис 2, 1–5; 60, 1–8).

Но, замыкаясь в самом себе и отвергнув Христа, Иерусалим изменил этому духовному материнству (Лк 19, 41–44), и за это дети обратятся с упреком против города–матери (ср Ос 2, 4). Вот почему его место займет другой, горний Иерусалим, к-рый является нам подлинной М. (Гал 4, 26) и нисходит от Бога с неба (Откр 21, 2). Этот новый град – Церковь, рождающая своих чад к жизни детей Божиих; и это также – каждая хр–ская община в частности (2Ин 1). Она призвана дать Христу *полноту Его *Тела и собрать в духовном *Израиле все народы (Еф 4, 13).

Участвуя в этом материнстве, Апостолы становятся орудиями этого чадородия, исполняющего радости среди скорбей (ср Ин 16, 20 слл). Павел говорит своим возлюбленным Галатам, что он рождает их в муках до тех пор, пока не изобразится в них Христос (Гал 4, 19), а Фессалоникийцам напоминает, что он окружал их заботами как мать- кормилица детей своих (1Фес 2, 7 сл.). Но это материнство получает свою ценность только от материнства *Жены, все время переживающей муки и радость рождения, – образ, олицетворяющий всех матерей: от Евы, матери живущих, до Церкви, матери верующих, уделяя особое место Матери Иисуса, Марии, нашей матери (Откр 12).

AN & XLD

– > бесплодие – благоутробие – воспитание I 1 – девство НЗ 2 – женщина – Иерусалим ВЗ III 3 – Мария III – милосердие 0 – молоко 1 – плодовитость – супруг – Церковь VI


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle