под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

МАРИЯ

Исключительное значение матери Иисуса в хр- ском предании было предначертано уже в богооткр. Писании. Первые двенадцать апостолов сосредоточили внимание на служении Иисуса от крещения до Пасхи и Вознесения (Деян 1, 22; 10, 37 слл; 13. 24 слл), потому что могли говорить только о событиях, в к-рых они сами участвовали, и должны были разрешить наиболее неотложные задачи своего посланничества. Вполне естественно, что повествования о детстве Иисуса появились позже; ев. Марк не приводит их, ограничиваясь двукратным упоминанием о матери Иисуса (Мк 3, 31–35; 6, 3). Ев. Матфей знает о них, но его внимание сосредоточено на Иосифе, потомке Давида, получающем откровения свыше (Мф 1, 20 сл.; 2, 13, 20, 22) и нарицающем Младенцу Девы имя Иисус (1, 18–25). У ев. Луки облик Девы Марии предстает в полном свете; в самом начале Евангелия, им написанного, Она – уже определенно выраженная личность, занимающая первое место; Она же, при возникновении Церкви, вместе с учениками участвует в молитве в Сионской горнице (Деян 1, 14). Наконец, ев. Иоанн как бы обрамляет описание общественной жизни Иисуса двумя рассказами о событиях, в к-рых Дева Мария играет особо важную роль (Ин 2, 1–12; 19, 25 слл): и в Кане, и на Голгофе Иисус Сам определяет роль Марии сначала как верующей, затем как матери учеников. Это постепенное осознание значения Марии объясняется не простыми психологическими причинами: в нем отражается все более глубокое понимание тайны Самого Иисуса, неотделимого от «*жены», от к-рой Он возжелал родиться (Гал 4, 4). Нек–рые Ее наименования помогают собрать данные о Ней, рассеянные в НЗ.

1. Мария является сначала подобной своим современницам. Как показывают надписи того времени и тот факт, что в НЗ многие женщины называются «Мария», это *имя, к-рое носила когда–то и сестра Моисея (Исх 15, 20), было широко распространено в эпоху Христа. На тогдашнем арамейском языке оно означало, вероятно, «княгиня», «госпожа». Основываясь на палестинском предании, ев. Лука представляет Марию как благочестивую иудейскую женщину, верную в исполнении Закона (Лк 2. 22, 27, 39), дающую ответы на божественное благовестив словами ВЗ-ных писаний (1, 38); в частности, ее «Величит душа моя Господа» представляет собою как бы сплетение стихов, взятых из псалмов и напоминает в особенности славословие Анны (1, 46–55; ср 1Цар 2, 1–10).

2. Но, согласно тому же Луке, Мария – не просто иудейская женщина. В описаниях Благовещения и Посещения Елисаветы Девой Марией (Лк 1, 26–56) Она представлена как дочь Сиона в ветхозаветном значении этого выражения: как олицетворение *народа Божия. Произнесенное ангелом «Радуйся» (1, 28) не есть общепринятое приветствие, оно напоминает об *обетованиях пришествия Господа в Его святой город (Соф 3, 14–17; Зах 9, 9). Наименование «Благодатная», т. е. Та, К-рую Бог любит по преимуществу, напоминает о невесте Песни Песней, одном из традиционных олицетворений избранного народа. Эти реминисценции прообразуют участие Девы Марии в событиях спасения: Она одна, от имени всего *дома Иаковлева, принимает весть о спасении; отвечая согласием, Она делает возможным его осуществление. И наконец в «Величит душа моя Господа», голос Ее, как бы переходя уже за пределы личной благодарности (1, 46–49), становится выражением благодарности и радости всего племени Авраамова (1, 50–55).

1. Факт девственности Марии при зачатии Иисуса утвержден двумя преданиями, по своему письменному происхождению друг от друга независящими (Лк 1, 26–38; Мф 1, 18–23). Он подтверждается нек- рыми древними письменными свидетельствами, в к-рых Ин 1, 13 читается так: «Он, который не от крови и не от хотения плоти, но от Бога рожден». Т. обр. этот факт засвидетельствован твердо; а его смысл ясно выражен у Матфея, показывающего в нем исполнение пророчества (Ис 7, 14); это же пророчество имеет в виду и Лука (Лк 1, 31 сл.).

2. Желала ли Мария девственности? – Ее брак с Иосифом подсказывает, казалось бы, отрицательный ответ. С другой стороны, известно, что Израиль не признавал за девственностью большой религиозной ценности (Суд 11, 37 сл.). Однако, Лука приводит другие данные. Ангелу, возвестившему Ей Ее материнство, Мария возражает: «Как же будет это, раз я мужа не знаю?» (Лк 1, 34). В этой фразе есть недосказанность и ей много раз давали разные толкования. Вот наиболее традиционное из них, поддерживаемое и в наши дни требовательными критиками. Мария – супруга Иосифа по закону. Если бы она предполагала иметь в этом браке нормальные супружеские сношения (в библ. языке обозначаемые словом «*познать», напр., Быт 4, 1), то возвещение о Ее материнстве не могло бы удивить Ее. Иосиф принадлежал к роду Давидову, и возвещенный ангелом Мессия мог бы быть его сыном. В таком случае вопрос Марии не имел бы смысла. Но его семитская первооснова позволяет перевести его иначе: «раз я не хочу познать мужа». Это указывает у Девы на волю к девственности. Такое решение со стороны молодой супруги может удивить. Но в тогдашней Палестине сохранение девственности уже не было чем–то неслыханным: данные древних авторов о безбрачии Ессеев нашли нек–рое подтверждение в Кумранских текстах. Однако, девушке, желавшей соблюсти девственность, трудно было отклонить брак, решенный ее отцом. В конечном итоге, данный текст склоняет к признанию у Марии воли к сохранению девственности.

3. Какой же смысл придает Она этой девственности? – У тогдашних Ессеев безбрачие проистекало прежде всего из заботы о сохранении *чистоты, согласно Закону; это было воздержание от некоего физического осквернения. Мария не говорит о своих побуждениях; но все то, что Лука дает возможность прочитать в Ее душе, предполагает для Ее девственности побуждения более высокие и более положительные. Бог через ангела говорит Ей, что Она «обрела благодать у Него». Она же хочет быть «Его рабой», в том благородном смысле, к-рый библ. язык придает этому слову (Лк 1, 38). Т. обр., Ее девственность представляется посвящением, даром исключительной любви к Господу. Примеры такого посвящения намечаются уже в ВЗ. Хотя религиозная девственность в ВЗ еще неизвестна, в нем постоянно встречается требование от верующих исключительной *любви к Господу (Втор 6, 5); соблюдая всю Себя для Него, Мария отвечает призыву пророков (Осии, Иеремии, Иезекииля…), псалмов (Пс 15; 22; 41; 62; 83) и Песни Песней.

4. Упоминание о «братьях Иисуса» (Мк 3, 31 п; 6, 3 п; Ин 7, 3; Деян 1, 14; 1Кор 9, 5; Гал 1, 19) вызывало у нек–рых критиков предположение, что Мария не осталась девственной после рождения Христа. Это мнение не согласуется с волей самой Марии к сохранению девственности, и ему противоречит свящ. предание, никогда не упоминавшее о других сыновьях Марии. Что касается самого выражения, вызывающего эту трудность, то известно, что в семитском мире название «*брат» дается вообще близким родственникам и свойственникам.

На всех уровнях евангельского предания Мария является прежде всего «матерью Иисуса». Многие тексты обозначают Ее просто одним этим наименованием (Мк 3, 31 сл п; Лк 2, 48; Ин 2, 1–12; 19, 25 сл.). Им определяется все Ее служение в деле спасения.

1. Ее материнство добровольно. – Это ясно вытекает из повествования о Благовещении (Лк 1, 26–38). Ев. Лука показывает, как Дева при неожиданном возвещении ангела о Ее *призвании старается ясно понять призыв Божий. Ангел открывает Ей Ее девственное зачатие. Получив полное разъяснение, Мария выражает свое согласие; Она «раба Господня», как Авраам, Моисей и пророки; как у них, и еще больше, чем у них, Ее *служение свободно.

2. С рождением Иисуса Ее обязанности, как и у всех *матерей, только начинаются. Она должна была воспитать Иисуса. Вместе с Иосифом, разделяющим эту Ее ответственность, Она приносит Младенца во Храм «чтобы представить Его пред Господа», символизируя этим посвящение, еще недоступное Его ч-скому сознанию. Она принимает за Него от Симеона возвещение о Его *посланничестве (Лк 2, 29–32, 34 сл.). Она является для Него воспитательницей, сознающей данную Ей власть, (Лк 2, 48) и Иисус послушен Ей, как и Иосифу (2, 51).

3. Мария остается матерью и когда Иисус достигает зрелого возраста. Ей приходится переживать мучительные моменты разлуки с Сыном (Мк 3, 21, 31; Ин 19, 25 слл). Но Ее обязанности принимают теперь новую форму, что можно видеть из указаний Луки и Иоанна на два главных этапа возмужания Иисуса. Став в двенадцать лет полноправным Израильтянином, Он объявляет Своим земным родителям, что Он должен прежде всего служить Своему небесному Отцу (Лк 2, 49). Когда в Кане Он кладет начало Своему служению, Его слова, обращенные к Марии: «Что Мне и Тебе, Жено?» (Ин 2, 4) исходят не столько от Сына, сколько от Лица, отвечающего за Царство; этим Он утверждает Свою независимость в качестве Божиего Посланника. Отныне Ее материнство должно рассматриваться в духовном плане, плане абсолютной верности Богу. По Еванг. повествованиям Мария стоит теперь немного как бы в стороне. Она – «исполняющая волю Божию», «слышащая слово Божие и соблюдающая его» (ср Мк 3, 32–35 п; Лк 11, 27 сл.). Но Ее дерзновенное предстательство и совершение первого чуда, «хотя еще не пришел час Его» (Ин 2, 11), свидетельствуют о том, что это кажущееся отдаление не ослабляет близости Сына и Матери.

4. Ее жертва завершается у Креста. Открывая Марии судьбу, ожидающую Иисуса, Симеон возвестил Ей о мече, к-рый пронзит Ее душу и приобщит Ее к искупительному жертвоприношению (Лк 2. 34 сл.). Так, на Голгофе, раскрывается во всей полноте Ее материнская миссия. В повествовании Иоанна каждая черта многозначительна (19, 22 слл). Мария стоит у подножия Креста. Иисус снова обращается к Ней в торжественной форме: «Жено» – выражая этим Свою власть Владыки Царства. Показывая же Своей Матери на присутствующего ученика: «Вот сын твой», – Иисус призывает Ее к новому материнству, к-рое и станет отныне Ее назначением в народе Божием. Вероятно, именно это Ее назначение в Церкви имел в виду Лука, упоминая о Ней, пребывающей в молитве вместе с апостолами в ожидании Духа (Деян 1, 14); это вселенское материнство соответствует во всяком случае его представлению о Марии как олицетворении народа Божия, дочери Сиона (Лк 1, 26–55).

Евангелисты изображают величие Марии не в каких–либо особых озарениях, а в Ее *вере (Лк 1, 45).

1. Откровение, данное Марии. – Уже в час Благовещения Иисус предстоит Марии как объект Ее веры, и эта вера просвещается вещаниями, имеющими корни в ВЗ-ных пророчествах. Младенец должен быть назван *Иисус, Он будет Сыном Всевышнего, Сыном Давидовым, *Царем Израиля, предвозвещенным Мессией. Принеся Его в Храм, Мария слышит пророчества об Отроке Божием, примененными к Ее Сыну: «Свет во откровение язычникам», «знамение пререкаемое». К этим определенным высказываниям надо добавить, хотя тексты об этом и не говорят, что Мария переживает на опыте, что значит быть Матерью Мессии, постепенно возрастающего в тишине и бедности. Когда Иисус обращается к Своей Матери, Его слова звучат так же властно, как речения пророков; Мария должна была понять из этих слов, что власть и независимость принадлежат Ему по праву и что вера выше плотского материнства.

2. Верность Марии. – Лука тщательно отметил, как Мария реагирует на божественные откр.: Ее смущение (1, 29), затруднения (1, 34), удивление при пророчестве Симеона (2, 33), непонимание слов Иисуса в Храме (2, 50). Пред лицом *тайны, пока еще превосходящей Ее разумение, Она размышляет над полученной вестью (1, 29; 2, 33) и мысленно возвращается к таинственным событиям, в к-рых Она приняла участие, сохраняя воспоминания и слагая их в сердце своем (2, 19, 51).

Прислушиваясь к *Слову Божию, Она принимает его, даже если оно коренным обр. меняет Ее планы и повергает Иосифа в тревогу (Мф 1, 19 сл.). Ее ответы на Божии призывы, посещение Елисаветы, принесение Иисуса во Храм, являются событиями, в к-рых в лице Своей Матери действует Сам Иисус: так Он освящает Предтечу, так Он приносит Себя Отцу Своему. Когда же Ее Сын вступает в общественную жизнь, Мария пребывает верной в молчании, верной – до самого Креста.

3. Величание. – Славословие Марии «Величит душа моя Господа» дано у Луки, согласно палестинскому преданию, не как буквальная передача слов Марии, а как выражение благодарения всей общины. У Луки оно представлено как молитва Марии (в особенности в ст. 48). Следуя классической форме благодарственного псалма и традиционным образам Псалтыри, Мария прославляет новое событие: Царство теперь уже здесь и в нем Она всецело служит народу Божию. В Ней и через Нее спасение уже возвещено и обетование уже исполнено; в Ее собственной бедности осуществляется тайна заповедей Блаженства. Вера Марии – сама вера народа Божия: смиренная вера, беспрестанно углубляющаяся сквозь неясности и испытания, размышлением о спасении, жертвенным служением, постепенно просвещающим взгляд верующего (Ин 3, 21; 7, 17; 8, 31 сл.). Именно за такую веру, столь бережно хранящую Слово Божие, Сам Иисус и наименовал блаженной Ту, к-рая носила Его во чреве своем (Лк 11, 27 сл.).

1. Дева. – Мария представляет собой идеальный образ верующей; Она призвана благодатью Божией к спасению в вере, искуплена Жертвой своего Сына, как и все члены рода ч-ского, и в то же время Она занимает в Церкви совсем особое место. В Ней мы видим тайну Церкви, пережитую во всей полноте душой, к-рая с глубокою верою приняла Слово Божие. Церковь – *Супруга Христа (Еф 5, 32), Супруга девственная (ср Откр 21, 2), к-рую Он Сам очистил и освятил (Еф 5, 25 слл). Участвуя в этом призвании, каждая хр–ская душа является невестой Христа и должна быть Ему «представлена чистою девою» (2Кор 11, 2). Верность Церкви этому Божию призыву проявляется прежде всего в Марии самым совершенным обр. В этом весь смысл Девственности, к к-рой побудил Ее Бог и к-рую Ее материнство не умалило, а наоборот, освятило. Т. обр. в Ней открывается в историческом плане существование той Церкви–Девы, к-рая как бы противополагается Еве (ср 2Кор 11, 3).

2. Мать. – Кроме того, по отношению к Иисусу Мария находится в таком положении, в к-ром не может быть никакой другой член Церкви. Она – *Мать; Она – то средоточие ч-ства, в к-ром осуществилось воплощение Сына Божия. Она представляет весь народ Божий и включает его в принятие спасения, предложенного Ей Богом. Именно это Ее назначение позволяет отожествить Ее с дочерью Сиона (Соф 3, 14; ср Лк 1, 28), с новым Иерусалимом, к-рый есть «матерь всем нам» (Гал 4, 26). Если новое ч-ство можно сравнить с *Женой, к-рой Христос–Глава есть первенец (Откр 12, 5), то следует помнить, что эта тайна свершилась конкретно в Марии, что эта Жена и эта Мать – не просто символ, но имеет благодаря Марии личное существование. Здесь также связь Марии с Церковью проявляется с такой силой, что за Женою, избавленной Богом от нападения Змея (Откр 12. 13–16) и противополагающейся Еве, обманутой тем же Змеем (2Кор 11, 3; Быт 3, 13), Мария предстает одновременно с Церковью, ибо таково Ее назначение в спасительном замысле. Итак, св. Предание с полным правом видит в Марии и в Церкви – в них совместно – «новую Еву», так же как Иисус есть «Новый Адам».

3. Тайна Марии. – В свете Писания именно этим сочетанием с тайной Церкви тайна Марии уясняется лучше всего. Первою из этих тайн ясно открывается то, что во второй переживалось скрыто. И здесь и там есть тайна девственности, брачная тайна, где Жених – Бог; в обоих случаях есть тайна материнства и сыновства, в к-рой действует Св. Дух (Лк 1, 35; Мф 1, 20; ср Рим 8, 15) сначала в отношении Христа (Лк 1, 31; Откр 12, 5), затем в отношении членов Его Тела (Ин 19, 26 сл.; Откр 12, 7).

– > девство НЗ 2 – женщина НЗ 1, 3 – мать I 4, II 2, 3 – посредник II 0, 2 – радость НЗ I 1 – смирение IV – Церковь VI


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle