под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

КРЕЩЕНИЕ

По–греч. слово «крещение» является производным от глагола βαπτίζειν и означает «погружать», «мыть». Следовательно, К. есть погружение в воду или омовение. Символика *воды как знака очищения и жизни слишком часто встречается в истории религий, чтобы ее наличие в языч. мистериях могло показаться удивительным. Но сходство с хр–ским таинством – чисто внешнее и не затрагивает глубинных реальностей. Искать аналогий следует прежде всего в ВЗ, в Иудейских верованиях и в Иоанновом К.

1. Очистительное значение воды очень ясно выражено в ВЗ. – Оно проявляется во многих событиях свящ. истории, к-рые впоследствии стали рассматриваться как прообразы К.: напр., *потоп (ср 1Петр 3, 20 сл.) или переход через Чермное *море (ср 1Кор 10, 1 сл.). В различных случаях осквернения Закон предписывал обрядовые омовения, к-рые *очищали и позволяли ч-ку вновь участвовать в богослужении (Числ 19, 2–10; Втор 23, 10 сл.). Пророки возвещали излияние воды, очищающей от греха (Зах 13, 1). Иезекииль связывает это эсхатологическое омовение с дарованием Духа Божия (Иез 36, 24–28; ср Пс 50, 9, 12 сл.).

2. Иудейство послепленной эпохи умножает число обрядовых омовений и крайне подробных предписаний о способе их совершать. Эти предписания проникаются духом формализма у фарисеев, современников Иисуса (Мк 7, 1–5 п). Обычаи эти были символами очищения *сердца и действительно способствовали этому очищению, если им сопутствовали покаянные чувства. Ко времени НЗ, и может быть уже немного раньше, раввины совершали погружение прозелитов, обращенных из язычников и присоединявшихся к Иудейскому народу (ср Мф 23, 15). По–видимому, нек–рые даже считали это погружение таким же необходимым, как Обрезание.

Обрядовое погружение в воду часто совершалось, согласно Иосифу Флавию, у Ессеев, а также в общинах Дамаска и Кумрана. Однако это не был обряд посвящения; к нему допускали только после долгого испытания, к-рое должно было выявить искренность обращения. Омовение повторялось ежедневно и выражало стремление к чистоте жизни и жажду очистительной благодати. При этом ч-к сам погружался в воду; когда же впоследствии к Иоанну Крестителю стали приходить каявшиеся, он совершал К. своими руками и раз навсегда.

Крещение Иоанна может быть сравнено с погружением прозелитов. Через это погружение вступали в народ Израилев; К. Иоанново осуществляло своего рода присоединение к подлинному потомству *Авраамову (Мф 3, 9 п), к *Остатку Израиля, отныне изъятому от *гнева Божия (Мф 3, 7, 10 п) и ожидающему грядущего *Мессию. Это К. совершалось лишь один раз в пустыне для покаяния и прощения (Мк 1, 4 п). Оно включало исповедание грехов и усилие окончательного обращения, что и должен выражать обряд (Мф 3, 6 слл). Иоанн Креститель настаивал на нравственной чистоте; он не требовал ни от мытарей, ни от воинов отказа от их должности (Лк 3, 10–14).

Иоанново К. устанавливало только временное домостроительство: это было водное К., подготовительное к мессианскому К. Духом Св. и *огнем (Мф 3, 11 п; Деян 1, 5; 11, 16; 19, 3 сл.) как наивысшему очищению (ср Пс 50), к-рым начинается новый мир, перспектива к-рого здесь как будто сливается с перспективой *Суда. В действительности же дар Духа, посланного прославленным Мессией, не совпадает во времени с днем Суда (Лк 3, 16 сл п).

1. Придя к Иоанну, чтобы принять К. от него, Иисус повинуется воле Отца Своего (Мф 3, 14 сл.) и смиренно ставит Себя в среду грешников. Он – *Агнец Божий, берущий на Себя т. обр. грех мира (Ин 1, 29, 36). К. Иисуса в Иордане предвозвещает и подготовляет Его крещение «в смерть» (Лк 12, 50; Мк 10, 38), так что Его общественное служение протекает между двумя К. Это и хочет выразить ев. Иоанн, повествуя о том, что вода и *кровь истекли из пронзенного ребра Иисуса, и утверждая, что Дух, вода и кровь имеют между собой тесную связь (Ин 19, 34 сл.; 1Ин 5, 6–8).

2. Крещение Иисуса Иоанном завершается нисхождением *Духа Св. в виде *голубя и возвещением Отцом небесным Его Богосыновства. Сошествие Духа Св. на Христа представляет собою как бы помазание на общественное служение, соответствующее пророчествам (Ис 11, 2; 42, 1; 61, 1); в то же время оно возвещает *Пятидесятницу, с к-рой начинается К. Духом для Церкви (Деян 1, 5; 11, 16), как и для всех тех, кто в нее войдет (Еф 5, 25–32; Тит 3, 5 слл). Признание Отцом, что Иисус Его *Сын, предвещает усыновление верующих, причастных к Богосыновству Иисуса через дарование Духа (Гал 4, 6). «Крещение в смерть» должно привести Иисуса к *воскресению; тогда, приняв *полноту Духа, Его прославленное ч-ство станет «Духом животворящим» (1Кор 15, 45) и будет сообщать Духа тем, кто верует в Него.

1. Крещение водою и Духом. – Иоанн Креститель возвещал К. Духом и огнем (Мф 3, 11 п). Дух есть обетованный мессианский дар. *Огонь же это *Суд, начинающий совершаться с пришествием Христа (Ин 3, 18–21; 5, 22–25; 9, 39). Действие того и другого начинается К. Христа, предшествующим К. Его верных. Павел видит предвестие хр–ского К. в переходе через Чермное *море, избавившее Израиля от рабства (1Кор 10, 1 сл.). Действительное же его осуществление начинается в день Пятидесятницы, к-рый есть как бы день К. Церкви Духом Св. и огнем. Петр тогда же возвещает народу, привлеченному чудесными явлениями этого дня, необходимость покаяться и креститься, дабы получить отпущение грехов и дар Св. Духа. Его слова находят немедленный отклик: охотно принявшие их крестились (Деян 2, 38–41). Такой образ действий предполагает соответствующее повеление Христа, как оно возвещено у Иоанна (3, 3 слл) и ясно выражено после Воскресения (Мф 28, 19; Мк 16, 16). К. совершается в нормальных условиях через полное погружение в воду (ср Деян 8, 38) или же, если это невозможно, по крайней мере посредством окропления головы водой, на что есть указания в Учении 12 Апостолов (7, 3). После К. происходит *возложение рук, дабы крещеный исполнился дара Духа Св. (Деян 8, 15 слл; 19, 6).

Павел углубляет и дополняет учение о К., основанное на словах Спасителя (Мк 10, 38) и на установившемся в Церкви обычае (Рим 6, 3). К., преподанное во имя Христа (1Кор 1, 13), соединяет со смертью, погребением и воскресением Спасителя (Рим 6, 3 слл; Кол 2, 12). Погружение символизирует смерть и погребение Христа, а выход из воды – *воскресение в единении с Ним. К-м упраздняется тело греховное (Рим 6, 6) и дается соучастие в жизни для Бога во Христе (6, 11). Смерть в отношении ко греху и дар жизни неотделимы; омовение чистой водой есть в то же время и окропление *кровью Христа, говорящей лучше, нежели Авелева (Евр 12, 24; 1Петр 1, 2), действенное участие в заслугах, приобретенных по праву для всех Христом на Голгофе, единение с Его воскресением (Еф 2, 5 сл.). К. является, следовательно, пасхальным таинством, общением с *Пасхой Христовой; принявший К. умирает греху и живет для Бога во Христе (Рим 6, 11); он живет самой *жизнью Христа (Гал 2, 20; Фил 1, 21). Т. обр. осуществляется столь радикальное изменение: совлечение и смерть ветхого ч‑ка и облечение в нового *ч‑ка (Рим 6, 6; Кол 3, 9; Еф 4, 24), в новую тварь по *образу Божию (Гал 6, 15).

Подобное же учение, хотя и менее развитое, находится у Петра (1Петр 3, 17–21), к-рый видит в прохождении Ноя через воды потопа возвещение прохождения хр–на через воды К., прохождение, освобождающее силою воскресения Христова.

2. Крещеный и Пресвятая Троица. – К. во имя *Иисуса Христа или Господа Иисуса (Деян 2, 38; 8, 16; 10, 48; 19, 5; 1Кор 6, 11) означает, что принявший К. принадлежит Христу, что он внутренне соединен с Ним. Этот главный результат представляется в разных своих аспектах: крещеный облекается во Христа, он – одно с Ним (Гал 3, 27; Рим 13, 14); все, принявшие К., объединены единством Христа (Гал 3, 28) и Его прославленного Тела (1Кор 12, 13; Еф 4, 4 сл.); отныне они, соединяясь с Господом, «есть один дух» со Христом (1Кор 6, 17).

К. во имя Иисуса предполагало, очевидно, употребление некой формулы, в к-рой упоминается только Христос. Тринитарная формула, к-рая стала затем преобладать (ср Учение 12 Ап. 7, 1, 3), происходит из текста Мф 28, 19. Она отлично выражает, что принявший К. соединен не только с Сыном, но и с двумя другими лицами Пресв. Троицы: верующий принимает К. во имя Господа Иисуса и Духом Св. (1Кор 6, 11); он становится *храмом Духа (6, 19), приемным сыном Отца (Гал 4, 5 сл.), *братом и сонаследником Христа, живущим в тесном единении с Ним и призванным разделить Его славу (Рим 8, 2, 9, 19, 30; Еф 2, 6).

3. Обращение и вера крещения. – К. предполагает слушание еванг. проповеди и *исповедание *веры в Иисуса Христа (Деян 16, 30 сл.); главным же объектом веры, подводящим итог всему и охватывающим все, является Воскресение Христово (Рим 10, 9). Однако объект веры может быть известен и под действием внутреннего озарения, когда Дух даруется до К. (Деян 10, 44–48), и, по–видимому, вера *отца семьи может быть достаточной для всех ее членов: так было с Корнилием и с тюремщиком в Филиппах (10, 47; 16, 33). Но вера во Христа не есть только согласие ума с еванг. благовестием; в нее входит полное *обращение, всецелая отдача себя Христу, преображающая всю жизнь. Вера и приводит обычно к просьбе о К., в принятии к-рого она и достигает совершенства. Павел не отделяет никогда таинства от веры; и когда он говорит об *оправдании верою, то только с тем, чтобы противопоставить его мнимому оправданию *делами Закона, к-рыми превозносились иудействующие. Он всегда предполагает, что исповедание веры увенчивается принятием К. (ср Гал 3, 26 сл.). Верою ч-к отвечает на Божий призыв, к-рый был ему явлен апостольской проповедью (Рим 10, 14 сл.), и сам этот ответ есть дело *благодати (Еф 2, 8). В К. Дух овладевает верующим, включает его в тело Церкви и дает ему уверенность в том, что он вступил в *Царство Божие.

Совершенно ясно, что таинство не есть *магическое действие. Полное обращение, требуемое им, должно быть отправной точкой новой жизни в непоколебимой верности.

4. Верность, требуемая от принявшего крещение. – Другие аспекты К. подчеркивают глубину духовного изменения, происходящего во время его совершения. Для оглашенного оно было новым рождением от воды и Духа (Ин 3, 5), баней возрождения и обновления Св. Духом (Тит 3, 5), *печатью Духа в его душе (2Кор 1, 22; Еф 1, 13; 4, 30), благодаря к-рому он перешел от тьмы греха к свету Христову (Еф 5, 8–14; Евр 6, 4), новое *обрезание, присоединившее его к новому народу Божию (Кол 2, 11; ср Еф 2, 11–22). Все сочетается в имеющем несравненное достоинство звании детей (*сынов) Божиих (1Ин 3, 1). Речь идет не о некоем новом статическом состоянии, но о вступлении в состояние динамическое, в жизнь более высокую, к-рую хр-н никогда не должен унижать; отсюда – требование постоянного духовного усилия, чтобы делать все более действенными *смерть греху и жизнь для Бога (Рим 6, 12 слл). Ударение ставится то на единении со Страстями, то на Воскресении: обе эти стороны основываются на единой пасхальной реальности и остаются едиными нерасторжимо. Соединяясь с Пасхой Христовой своими усилиями и жертвенной верностью, принявший К. подготовляется ко вступлению в Царство славы Христа (Кол 1, 12 сл.), залог к-рого ему ниспослан в даре Духа (2Кор 1, 22; Еф 1, 14).

FA

– > белый 2 – вера НЗ II 2, 3 – вода IV 2 – вкушать 2 – Воскресение НЗ II 2 – голубь 3 – грех IV 2 д, 3 в – Дух Божий НЗ I 1 – жизнь IV 4 – избрание НЗ I – имя НЗ 3 а – Иоанн Креститель – исповедовать НЗ 1 – испытание НЗ II – культ НЗ II 2, III 2 – новый III 3 б – обрезание НЗ – огонь НЗ II – одежда II 4 – Пасха III 2 – печать 2 б – покаяние НЗ I, III, IV 1 – помазание III 5, 6 – потоп 3 – прощение II 3 – Пятидесятница II 2 а д – радость НЗ 2 0 – новое рождение – свет и тьма НЗ II 2 – святой НЗ II, III – смерть НЗ II 1, III 1 – спасение НЗ II 2 – Тело Христа III 1 – Церковь III 2 б, IV, V 1 – чистый НЗ II 2


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle