под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

КРЕСТ

Иисус Христос умер на К-те. К. – орудие искупления, стал вместе со *смертью, *страданием, *кровью одним из основных символов, говорящих о нашем Спасении. Он уже не знак позора, а исполнение воли Отца и знак славы, сначала для Самого Иисуса, а потом и для хр-н.

1. Соблазн Креста. – «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов *безумие» (1Кор 1, 23). Так Павел выражает непосредственную реакцию людей своего времени на возможность искупления через смерть на кресте. Придет ли спасение грекоримскому миру через распятие – казнь, применявшуюся только к рабам (ср Фил 2, 8) и не только мучительную, но и позорную (ср Евр 12, 2; 13, 13)? Как может принести Иудеям искупление труп, т. е. нечто нечистое, от чего надо избавиться как можно скорей (Ис Нав 10, 26 сл.; 2Цар 21, 9 слл; Ин 19, 31), осужденный, висящий на древе и отмеченный знаком *проклятия Божия (Втор 21, 22 сл.; Гал 3, 13)? Как просто было присутствующим на Голгофе издеваться над Ним, предлагая Ему сойти с К. (Мф 27, 39–44). Вполне понятно, что ужас охватил Его учеников. Даже Петр сразу после признания Иисуса Мессией не мог принять возвещения о Его страданиях и смерти (Мф 16, 16–21 слл п; 17, 22 сл п); как принял бы он весть, что это должно произойти через распятие? Не удивительно, что накануне Своих Страстей Иисус говорил, что все соблазнятся о Нем (Мф 26, 31 п).

2. Тайна Креста. – Ни Сам Иисус, ни Его ученики после Него не пытались затушевать этого соблазна, ибо ему давала смысл некая сокровенная тайна. До Пасхи Иисус утверждал его необходимость для исполнения (*послушания) *воли Отца (Мф 16, 21 п). После Пятидесятницы, просвещенные славой Воскресшего, ученики Его в свою очередь утверждают эту необходимость, отводя соблазну К. его должное место в *замысле Божием. Если *Мессия был распят (Деян 2, 23; 4, 10), «повешен на древе» (5, 30; 10, 39) постыдным обр. (ср Втор 21, 23), то это произошло из–за ненависти Его же братьев. Но в свете пророчеств это событие приобретает некое новое измерение: оно *исполняет «написанное о Нем» (Деян 13, 29). Поэтому еванг. повествования о смерти Иисуса содержат столько ссылок на Псалмы (Мф 27, 33, 60 п; Ин 19, 24, 28, 36 сл.): «надлежало Христу пострадать» согласно *Писанию, как Воскресший объяснял идущим в Эммаус (Лк 24, 25 сл.).

3. Богословское учение о Кресте. – Павел принял от первоначального предания, что «Христос умер за грехи наши, по Писанию» (1Кор 15, 3). Это данное традиции служит отправной точкой его богословского размышления: признавая в К. подлинную *мудрость, он «рассудил знать» только Христа распятого (2, 2). Так проявляется мудрость замысла Божия, уже возвещенного в ВЗ (1, 19 сл.); через немощь ч‑ка проявляется сила Божия (1, 25). Развивая это глубинное прозрение, Павел открывает некий особый смысл даже в условиях, при к-рых происходило распятие. Иисус был «повешен на древе» как проклятый для того, чтобы искупить нас от клятвы Закона (Гал 3, 13). Его труп, висевший на К. «в подобие *плоти *греховной», был необходим, чтобы Бог «осудил грех во плоти» (Рим 8, 3); приговор *Закона был исполнен, но в то же время Бог «истребил его, пригвоздив ко кресту, отняв силы у начальств» (Кол 2, 14 сл.). Т. обр. «Кровию креста» Бог примирил с Собой всех (1, 20); разрушив стоявшую посреди нас по причине греха преграду, Он установил *мир и *единство между Иудеями и язычниками, чтобы они составляли только одно *тело (Еф 2, 14–18). Итак, К. возвышается на границе между домостроительством ВЗ и НЗ.

4. Крест – вознесение к славе. – Согласно Ин, К. не просто *страдание и унижение, обретающее в конце концов смысл через замысел Божий и его спасительные последствия. Он уже – предвосхищение славы Божией. Предшествующее предание, говоря о нем, всегда указывало затем на прославление Иисуса. По мысли же Ин уже в самой крестной смерти Иисус торжествует. Используя выражение «вознесен», к-рое до тех пор применялось к вознесению Иисуса на небо (Деян 2, 33; 5, 31), Ин говорит о распятии как о часе, когда Сын Ч-ский был «вознесен» (Ин 8, 28; 12, 32 сл.), как новый медный змей – знамение спасения (3, 14; ср Числ 21, 4–9). В повествовании Ин о Страстях мы видим Иисуса, величественно грядущего навстречу Своему К. Он восходит на него, торжествуя, ибо на нем основывает Церковь, «даруя Духа» (19, 30) и давая истечь из Своих ребер *крови и *воде (19, 34). Отныне надлежит «взирать на Того, Которого пронзили» (19, 37), ибо *вера обращается к Распятому, чей К. есть живое знамение спасения. В том же смысле можно рассматривать в Откр. Ин «древо» спасения и «древо» креста как «древо жизни» (22, 2, 14. греч. 19).

1. Крест Христов. – Сообщая, что оба свидетеля были замучены там, где Христос был распят, Откр. Ин (11, 8) отожествляет участь *учеников с участью Учителя. Именно этого и требовал Иисус: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16, 24 п). Ученик должен не только *умереть самому себе: К., к-рый он несет, означает, что он умирает для мира, что он порвал со всеми природными узами (10, 33–39 п), принял образ гонимого, к-рого могут даже лишить жизни (23, 34). Но в то же время он – знак его предвосхищенной славы (ср Ин 12, 26).

2. Крестная жизнь. – К. Христов, к-рый, согласно Павлу, разделяет домостроительство *Закона от домостроительства *веры, становится в сердце хр–на рубежом между двумя мирами: миром *плоти и миром *духа. Только в нем – оправдание хр–на, только в нем – его мудрость. Ч-к обращается лишь потому, что перед его глазами предначертан Иисус Христос распятый (Гал 3, 1). Оправдывается он не *делами Закона, а верою в Распятого; ибо он сам сораспялся Христу в *крещении, так что умер для Закона, чтобы жить в Боге (Гал 2, 19), и с *миром (6, 14) у него уже нет больше ничего общего. Поэтому он возлагает *упование только на *силу Христа, иначе бы он оказался «врагом Креста Христова» (Флп 3, 18).

3. Крест – знак славы христианина. – В повседневной жизни хр–на «ветхий человек был распят» (Рим 6, 6), так что он полностью освобожден от греха. Все его мировоззрение изменилось под влиянием мудрости К. (1Кор 2). Силою этой мудрости он становится, по *примеру Иисуса, смиренным и «*послушным даже до смерти, смерти же крестной» (Флп 2, 1–8). Он должен обычно устремлять взоры на образ Христа, К-рый «грехи наши вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1Петр 2, 21–24). Наконец, хотя следует всегда опасаться отпадения, ведущего к тому, чтобы «снова распинать в себе Сына Божия» (Евр 6, 6), можно дерзновенно восклицать с Павлом: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, К-рым для меня мир распят, а я для мира» (Гал 6, 14).

JA & XLD

– > безумие – гонение – дерево 3 – жертва НЗ I, II 1 – замысел Божий НЗ I 1, II, III 1 – знак НЗ I 2 – Иисус Христос II 1 б – искушение НЗ – испытание НЗ I – кровь НЗ 2 – любовь I НЗ 2 б – мудрость НЗ II 1 – наказания 3 – неверие II 2 – победа НЗ 1 – проповедовать II 3 – путь III – радость НЗ I 2, II 2 – следовать 2 6 – слуга III – смерть НЗ II, III – соблазн I – страдание


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle