под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ИСПОЛНИТЬ

Наша жизнь полна неудавшихся намерений и неосуществленных решений – таковы слабость и непостоянство ч-ские. Бог, всемогущий и верный, не довольствуется незавершенными деяниями: вся Библия свидетельствует об И. Им Своих замыслов.

И. означает больше, чем сделать. Термины, переводимые этим словом, выражают идею *полноты (евр. malé; греч. πληρούν) или завершения (евр. kalah; греч. τελεΐν) и совершенства (евр. tamm; греч. τελεύουν). И. начатое дело (3Цар 7, 22; Деян 14, 26) – значит привести его к желаемому концу. Исполняют слово, повеление, *обещание или *клятву: слово подобно форме, в к-рой отливается действительность. Оно первый этап деятельности, к-рая должна продолжиться и достигнуть цели.

ВЗ

1. Слово Бога и Закон. – Более чем всякое другое слово, *Слово Бога устремлено к своему И.: «Слово Мое, к-рое исходит из уст Моих – оно не возвращается ко Мне тщетным» (Ис 55, 11), Бог «не напрасно говорит» (Иез 6, 10). Его *Закон, Его повеления требуют повиновения (Исх 20…) и, в конечном счете, получают его (Втор 4, 30 сл.; 30, 6 слл; Иез 36, 27).

2. Пророчества. – Божественные пророчества исполняются рано или поздно: «Я задолго объявлял… и внезапно делал – и все сбывалось» (Ис 48, 3; см Зах 1, 6; Иез 12, 21–28). Исполнение – это знак Божий, порука в том, что пророк действительно призван и слово его подлинно (Втор 18, 22). В ВЗ удостоверяется много раз, что то или иное событие произошло «чтобы исполнилось Слово Господа», переданное через пророка. Так говорится о сохранении рода Давидова, о построении Храма (3Цар 8, 24), о Плене Вавилонском и возвращении для восстановления Храма (2Пар 36, 21 слл; Езд 1, 1 сл.). Эти осуществления в прошлом являются залогом исполнений в будущем.

3. Времена исполняются. – Каким бы внезапным ни было иногда исполнение, оно совершается не случайно, а «в свое время» (Лк 1, 20), после должного созревания. Для осуществления Слова нужно, чтобы «времена исполнились» (ср Иер 25, 12). Для завершения всего *замысла Божия необходима «полнота времен» (Еф 1, 10; Гал 4, 4; см Мк 1, 15).

НЗ

В самом деле, время И. по преимуществу – это время НЗ. Евангелисты, в особенности Матфей, это подчеркивают.

1. Пророчество. – Формула, «чтобы исполнилось реченное» – о девственном зачатии Иисуса, о бегстве в Египет, об исцелении больных, о поучении притчами, о Входе Господнем в Иерусалим, о сребрениках Иуды – встречается 10 раз у Мф. Подобные же формулы встречаются в других Евангелиях. Т. обр. нам дается понять, что весь ВЗ был обращен к откр. Иисуса. Исполнения, указанные там, были лишь долгой подготовкой к полному осуществлению замысла Божия в земной жизни Иисуса.

В самой этой жизни не все исполнения находятся на одном и том же уровне. Лишь одно из них, одно единственное, указано как «свершение» – смерть Иисуса на кресте. В словах Ин 19, 28 «да сбудется Писание», глагол τελειοΰν заменяет обычное πληρούν и настойчиво повторяется «свершилось» (19, 30). Лк употребляет этот глагол лишь в связи со Страстями Господними (Лк 12, 50; 18, 31; 22, 37) и, согласно посл. к Евр., Страстями исполнилось все об Иисусе, до самого конца (Евр 2, 10; 5, 8 сл.).

Итак, все исполнения Св. Истории обращены к пришествию Христа, а в жизни Христа сосредоточиваются в Его жертве. Так, «все *обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь»» (2Кор 1, 20).

В этом исполнении осуществляется больше, чем было предвидено. Поистине, самый закон Божественных осуществлений состоит в том, что они превышают все, что можно было представить себе о них заранее. Из этого следует, что исполнение ВЗ в НЗ не может быть выражено в простых понятиях соответствия и преемственности, но заключает в себе различия и разрывы, к-рые требуются для перехода на высший уровень. Это тройное соотношение (сходство, различие, превосходство) особенно проявляется в посл. к Евр.: Моисей сравнивается со Христом (3, 1–6), древнее священство со священством Христа (5, 1–10; 7, 11–28), прежнее богослужение с жертвой Христа (9, 1–14) и т. д. На этой же концепции покоится весь НЗ: окончательное осуществление является уже само по себе откр. Включая старые слова в синтез, до тех пор непредвидимый, оно сообщает им новую полноту смысла. Так, *Иисус Христос воистину обетованный преемник Давида (2Цар 7, 12 сл.; Лк 1, 32 сл.), но Царство Его не от мира сего (Ин 18, 36 сл.), ибо в лице Его сбываются одновременно пророчество о *Рабе, умирающем в унижении (Ис 53; 1Петр 2, 24 сл.), и пророчество о небесном *Сыне Ч-ском (Дан 7, 13 сл.; Мк 14, 62), о Господе Торжествующем (Пс 109; Мф 26, 64). Через Него воздвигнут новый Храм, куда стекаются богатства язычников (Агг 2, 6–9; Ис 60, 7–13), но это храм «другой, нерукотворенный» (Мк 14, 58), храм воскресшего Тела Его (Ин 2, 21), членами к-рого мы становимся (1Кор 12, 27). Здесь становится понятным тот, порой озадачивающий, способ, каким Писания ВЗ используются в НЗ – не столько заботятся о старом контексте каждого слова, сколько о том новом, к-рый Сам Бог утвердил делами Своими.

2. Закон. – Слово Божие не только обещание, но и требование. В Нагорной Проповеди, говоря о *Законе, Иисус провозглашает: «Не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф 5, 17).

Контекст дает нам понять, что Иисус, никак не отменяя Закон Моисея, углубляет предписания его: требования его простираются не только на дела, но и на тайные желания и намерения. А главное, Он обновляет Закон, делает его «совершенным» (Иак 1, 25), вполне открывая основное требование, ключ ко всем остальным – заповедь *любви. Здесь – весь Закон и пророки, в самой сути их, возведенные Им к совершенству (Мф 7, 12; 22, 40 п).

Однако, чтобы «И. Закон», Иисус не довольствуется провозглашением его заповедей. Он, К-рому надлежит И. всякую правду (Мф 3, 15), осуществляет в Своем лице и в лице верующих все его требования: Его жертва – высшее проявление любви (Ин 15, 13) и ее источник. «Свершившись» (Евр 5, 9), Христос одновременно «одним приношением сделал совершенными освящаемых» (Евр 10, 14; см Ин 17, 4, 23).

Подобное И. древнего Закона может без парадокса быть представлено как отмена его. «Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (см 1Кор 13, 10). Так учит Павел. С одной стороны, любовь, к к-рой сводится Закон, господствует над ним и направляет его, отменяя этим самым рабское отношение к предписаниям. «Любящий другого И. Закон» (Рим 13, 8; см Рим 13, 10; Гал 5, 14). С другой стороны, законнический дух подрывается в самой своей основе; ч-к не может больше утверждать, что он может стать совершенным, только исполняя Закон. «Чтобы оправдание Закона исполнилось в нас» надо было, чтобы Бог послал нам Своего Сына (Рим 8, 3 сл.) и чтобы через Его Сына мы приняли Духа Св. Поэтому мы больше не под Законом, а под *благодатью (Рим 6, 15).

Осуществление дел требуется самой действенностью благодати (Кол 1, 10 сл.). В *делах осуществляется *вера (Иак 2, 22; см Гал 5, 6), а также – любовь Божия (1Ин 2, 5; 4, 12). Но эти осуществления бесконечно далеки от законничества, против к-рого борется Павел: речь идет не о построении ч-ском, а о плодотворности Божией (Гал 5, 22 сл.; Ин 15, 5).

2. Конец времен. – Дело, исполненное на кресте Христовом, продолжается, т. обр., во времени, пока не наступит «кончина века» (Мф 24, 3 п), возвещенная ВЗ и НЗ (*День Господень), к-рая будет всецелым исполнением *замысла Божия во Христе (см 1Кор 15, 23 сл.).

AV

– > воля Божия НЗ – время НЗ – дела НЗ I 2 – Закон В – замысел Божий – Иисус Христос I – клятва – новый – обетования – Откровение НЗ I 3, II 3, III 3 – память 4 а – печать 2 – письменность IV – полнота – проповедовать I 3 а – пророк НЗ I – рост НЗ I – совершенство НЗ 2 – царство


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle