под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ИСПОВЕДОВАТЬ

В обычной речи слово «исповедовать» чаще всего вызывает представление об исповеди, т. е. о таинстве *покаяния. Но этот обычный смысл – только производный и весьма узкий. И в ВЗ, и в НЗ, и в хр–нской традиции, созданной святыми исповедниками веры, И. значит прежде всего открыто говорить о величии Бога и о всем, что Он делает для нашего спасения, открыто перед всеми высказывать *веру в Него и в действие Его Провидения; исповедь грешника подлинна только тогда, когда она основана на сознании *святости Бога.

Исповедание веры – основная установка для каждого религиозного ч‑ка. Оно не обязательно связано с основательным знанием и подробным перечислением действий Божиих, но предполагает прежде всего действительную открытость ч‑ка ко всякому Божию изволению и готовность принимать его, как то было у первосвященника Илии, признавшего в одно и то же время и грех своих сыновей, и преклонившегося перед величием Божиим: «Он – Господь» (Ягве) (1Цар 3, 18). Обычно исповедание ведет от познания Бога к благодарению, таким осознанием порождаемому: И. значит обосновать и выражать перед всеми *благодарение и *хвалу (Пс 21, 23). Поэтому, как благодарение и хвала, исповедание веры обращается непосредственно к Богу, в отличие от Свидетельства, к-рое относится также к действиям Божиим, но обращается прежде всего к людям.

ВЗ

1. Исповедовать Имя Божие. – Исповедание, благодарение, хвала и *благословение постоянно связаны; своей исходной точкой они имеют дела Божии. Свидетельство об этих делах стоит в центре исповедания. Самые древние формулы И. отличаются краткостью; ими пользовались в культе как наименованиями Бога. Ягве прежде всего Тот, «К-рый вывел тебя (Израиля) из земли Египетской» (Втор 6, 12; 8, 14…). Это самая распространенная формула. Он также – «Бог отцов» (Исх, Втор, Пар). Позже Его называют Тем, Кто «с клятвою обещал дать (землю) отцам вашим» (Втор 1, 8, 35). Наконец, они описывают подробности истории спасения (26, 5, 9): с Исходом, как с центром, связываются *обетования, *избрание и *Союз–Завет. Это развитие продолжает выражаться в конкретных терминах: «моя *Скала, моя *Сила, мое *Спасение». Даже когда исповедуют, что Он несравним с другими богами (Исх 15, 11; Пс 17, 32), речь идет о Его действии в историческом плане, а не о философском размышлении о Его природе. Долг, который т. обр. исполняют по отношению к Его великому *Имени (Иер 10, 6; Пс 75, 2), обеспечивает постоянство хранения в памяти и передачу веры Израиля (Втор 6, 6–9).

В период, предшествующий Христу, иудаизм остается верным этой традиции. Он ежедневно исповедует свою веру, объединяя при этом три отрывка из Пятикнижия, первый из к-рых утверждает основную веру в единого *Бога, поставившего Завет Свой с Израилем (Втор 6, 4 сл.).

2. Исповедовать грехи значит в глубине признавать, что всякая вина бывает содеяна против Ягве (Лев 26, 40), даже когда это вина против ближнего (5, 21; 2Цар 12, 13 сл.). *Грех составляет препятствие тем отношениям, к-рые Богу угодно установить с ч-ком. Когда виновный, будь то отдельная личность (Притч 28, 13) или коллектив (Неем 9, 2 сл.; Пс 105), сам осуждает то действие, к-рым он восстал против Бога, то этим снова подтверждаются ненарушимые права Бога, против к-рых был направлен грех. После восстановления этих прав, обоснованных в частности *Союзом–Заветом, почин к-рого исходил от Бога, даруется *прощение (2Цар 12, 13; Пс 31, 5) и этим кончается конфликт, ввергавший народ в бедствие (Ис Нав 7, 19 слл).

НЗ

1. Исповедовать Иисуса Христа. – Сам акт веры верного продолжает в основном носить тот же характер, но в предмете исповедуемой им веры происходит значительное изменение. Величие Божие открывается во всем своем великолепии. Древнейшие исповедания веры (Втор 26, 50; Ис Нав 24, 2–13) напоминали о событиях Исхода из Египта. Принесенное же Христом Освобождение простирается на все ч-ство; им упраздняется худший враг ч‑ка, подрывавший его изнутри – грех; и это освобождение не временное, как национальные избавления в прошлом, это – окончательное Опасение.

Исповедания веры Петра (Мф 16, 16 п; Ин 6, 68 сл.) и слепорожденного (9, 15 слл, 30–33) показывают, что эта вера родилась из живого соприкосновения с Иисусом Назарянином. В первохр–ской Церкви Иисус в Своей смерти и воскресении является предметом исповедания веры как главное действующее лицо драмы спасения. Это исповедание веры выражается в первохр–ских формулах «Маран афа» (1Кор 16, 22) и «Иисус *Господь» (12, 3; Флп 2, 11), кратко ее резюмирующими и служащими литургическими возгласами. Предмет веры, возвещенный в проповеди по стереотипному образцу (керигма) выражается также в кратких исповеданиях веры (1Кор 15, 3–7) и в литургических гимнах (1Тим 3, 16). Иисус признан как единственный Спаситель (Деян 4, 12), Бог (Ин 20, 28), Судия живых и мертвых (Деян 10, 42), Посланник Бога и наш Первосвященник (Евр 3, 1). При этом приятии верою Того, Кого Бог дает миру в качестве *Мессии и Спасителя, хр–нин обращает свое исповедание к Самому Богу.

Недостаточно того, чтобы слово было принято и *пребывало в нас (1Ин 2, 14). Надо еще, чтобы оно было исповедуемо. Иногда этим указывается на простое присоединение к хр–ской вере, в противоположность отрицания тех, кто не верит в посланничество Иисуса (2, 22 сл.), но чаще всего – что и естественно – имеется в виду провозглашение этой веры перед всеми. Необходимое для достижения спасения (Рим 10, 9 сл.), желательное во все времена (Евр 13, 15), оно имеет своим образцом то, к-рое произнес Сам Христос, свидетельствуя об истине (Ин 18, 37; 1Тим 6, 12 сл.). Оно сопровождает *крещение (Деян 8, 37) и требуется в особенности при нек–рых обстоятельствах, напр., тогда, когда умолчание было бы равносильно отречению (Ин 9, 22). Несмотря на *гонение, нужно И. свою веру на суде, как это сделал Петр (Деян 4, 20), вплоть до *мученичества, как Стефан (7, 56), дабы не быть отвергнутым Христом перед Его Отцом (Мф 10, 32 сл.; Мк 8, 38) за предпочтение славы людской славе Божией (Ин 12, 42 сл.). На небе избранные будут продолжать И. Бога (Откр 15, 3 сл.) и Иисуса (5, 9).

Всякое подлинное исповедание есть отзвук в ч-ке действия Бога и восходит к Нему же; оно совершается в нас *Духом Божиим (1Кор 12, 3; 1Ин 4, 2 сл.), К-рый с особой силой проявляется, когда хр-н стоит перед судилищем гонителей (Мф 10, 20).

2. Исповедование грехов. – Признание в своих грехах перед ч-ком, получившим власть их прощать, как будто прямо не засвидетельствовано в НЗ. Братское обличение и увещание общиной имеют целью прежде всего привести виновного к признанию своих внешних проступков (Мф 18, 15 слл). Исповедь друг другу, к-рую советует Иак 5, 15 сл, могла быть внушена иудейским обычаем и 1Ин 1, 9 не уточняет, какую форму должно принять необходимое признание.

Но И. свои грехи – всегда признак покаяния и нормальное условие для получения прощения. Иудеи, приходящие к Иоанну Крестителю, исповедуют свои грехи (Мф 3, 6 п). Петр признает себя грешником, недостойным приблизиться к Иисусу (Лк 5, 8), а Христос, говоря о раскаянии блудного сына, вводит в эту притчу признание в содеянном грехе (Лк 15, 21). Такое признание, выраженное словами, как у Закхея (19, 8), или поступками, как у блудницы (7, 36–50), или же просто молчанием, как у жены, виновной в прелюбодеянии, ничего не говорящей в свою защиту (Ин 8, 9–11), является условием *прощения, даруемого Иисусом. В этом исходная точка исповеди как таинства. Каждый ч-к – грешник и должен признать себя таковым, чтобы быть очищенным (1Ин 1, 9 сл.). Однако признание своего недостоинства и исповедь *устами приобретают ценность от раскаяния *сердцем, и оттого признание своего греха Иудою остается тщетным (Мф 27, 4).

Итак, согласно и ВЗ и НЗ, как тот, кто исповедует свою веру в Бога спасающего, так и тот, кто исповедует свой грех, оказываются оба освобожденными от греха *верою (Гал 3, 22). Для них исполняется слово: «вера твоя спасла тебя» (Лк 7, 50).

PS

– > благодарение – благословение II 2, 3, III 5, IV – вера – Господь – замысел Божий ВЗ I, III – избрание ВЗ I 2 – Иисус (имя) III – Иисус Христос II 1 а – культ – крещение IV 3 – молчание 2 – мученик – ответственность 4 – пепел – покаяние/обращение – поклонение – праздники – прощение I, II 3 – свидетельство ВЗ III, НЗ II, III – уста – хвала – язык


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle