под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ИМЯ

В представлении древних И. совсем не было неким условным обозначением; оно определяло место, к-рое должен был занимать в мире его носитель. Бог завершает творение, нарекая И-на тварям: дню, ночи, небу, земле, морю (Быт 1, 3–10), называя каждое светило его И. (Ис 40, 26) или предоставляя Адаму наречь И-на всем животным (Быт 2, 20). Впоследствии люди стали давать местам, с к-рыми связано воспоминание какого–нибудь памятного события, И-на, в к-рых содержится как бы характеристика этого события, хотя такого рода этимология может подчас казаться странной, напр., Вавилон по–евр. значит смешение (Быт 11, 9).

1. Имена человеческие. – И., дающееся при рождении, обычно выражает деятельность или судьбу того, кто будет это имя носить: Иаков значит «занимающий место другого» (27, 36). Имя Навал значит безумец; таков он на самом деле (1Цар 25, 25). И. может также указывать на обстоятельства рождения или на будущность, предчувствуемую родителями. Умирающая в родах Рахиль назвала своего ребенка Бен–Они, т. е. «сыном своей скорби», но Иаков переименовал его в Вениамина, т. е. «сын правой руки моей» (Быт 35, 18). Иногда это было как бы прорицание, выражающее пожелание, чтобы ребенок имел поддержку Бога Израилева: Исаия (Йеша–Ягу) – «Да спасет Бог!» Общественный вес ч‑ка – его «именитость» – в значительной мере зависела от его родового И. (Числ 16, 2). Не иметь же его значило быть ничтожным ч-ком (Иов 30, 8). Наличие нескольких имен могло свидетельствовать о важной роли ч‑ка, призванного исполнить несколько славных дел: напр., Соломон был наречен также Иедидиа, т. е. «Возлюбленный Богом» (2Цар 12, 24, 25).

И. считалось как бы самой личностью ч‑ка, и воздействовать на И. – значило воздействовать на него самого. Так, напр., перепись людей могла казаться равносильной их порабощению (ср 2Цар 24). Переменить кому–либо И. – значило присвоить ему новую личность, обозначить (*знак) этим потерю его самостоятельности (4Цар 23, 34; 24, 17). Так, Бог меняет И. Аврама (Быт 17, 5), Сары (17, 15) или Иакова (32, 29), чтобы указать, что отныне их жизнь принадлежит Ему. Новые И-на, нарицаемые Богом прощенному Иерусалиму, – «Город правды, Столица верная» (Ис 1, 26), «Город Ягве» (60, 14), «Взысканный» (62, 12), «Мое Благоволение» (62, 4), – выражают новую жизнь града, в к-ром сердца возрождены НЗ.

2. Имена Божии. – Естественно, что у всех народов И. божества имело очень большое значение; верховный бог Вавилонян – Мардук имел до пятидесяти имен, знаменующих его победу при создании мира; Хананеяне же держали в тайне И-на своих божеств, обозначая их только общим названием «Ваал» («владыка» того или другого места).

У Израильтян *Бог Сам соизволил назвать Себя. Прежде Бог Моисеев был известен только как Бог праотцев, Бог Авраама, Исаака и Иакова. На вопрос Иакова боровшийся с ним Ангел отказался назвать свое И. (Быт 32, 30); отцу Самсона было сказано только одно из определений этого И.: «оно чудно» (Суд 13, 18). Во времена патриархов Бог Израилев обозначался такими прилагательными как «Шаддаи» (тот, кто на горе; русск. пер. – Бог Всемогущий – Исх 6, 3) или выражениями как «Страх Исаака» или «Сильный Иакова». Но в некий день на горе Хориве Бог Сам открыл Свое И. Моисею: «Я есмь Сущий» (Исх 3, 14). Эти слова: «Я есмь Тот, Кто Я есмь», или «Я есмь то, что Я есмь» (Исх 3, 13–16; 6, 3) иногда понимаются как отказ, подобный отказу Ангела сказать Свое И. Иакову, чтобы тот не претендовал на некую власть над ним. В свящ. тексте, однако, эта формула получает значение положительное. Согласно контексту это И. должно удостоверить перед народом миссию Моисея: «Сущий направляет меня к вам», и народ направляется к свящ. горе, чтобы поклониться Сущему (Тому, «Кто есть» или «дает бытие»). Во всех этих формах И. Бога означает, что Он *присутствует среди Своего народа: Он – Ягве (Господь).

3. Призывание Имени Божия. – Бог открыл И. Свое, чтобы люди могли *поклоняться Ему только под Его истинным И., единственно подлинным (ср Исх 3, 15). Оно становится призывным кличем колен израильских во время и после завоевания Земли Обетованной (Суд 7, 20). Это И. единственного истинного Бога, как говорят впоследствии пророки: «Прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет. Я, Я – Господь» (Ис 43, 10 сл.).

Оттого это единственное И., к-рое разрешается иметь на устах (Исх 23, 13), единственное, к-рое призывается в Иерусалиме, когда Давид делает этот город религиозной столицей, ибо «имя Его – ревнитель» (34, 14). «Призывать имя Ягве» значит прямо – воздавать поклонение (*культ) Богу, молиться Ему: Его И. возглашают (Ис 12, 4), к Нему взывают (Пс 27, 1; ср Ис 41, 25) и обращаются к Нему за судом и правдой (Пс 98, 3–8). Хотя Бог доверил Свое собственное И. Израилю, не следует «произносить имя Ягве напрасно» (Исх 20, 7; Втор 5, 11): оно дано Израильтянам не для того, чтоб им злоупотреблять и *искушать Бога, это было бы не служением Ему, а попыткой использовать Его для собственных целей.

4. Имя – Сам Бог. – Бог в такой степени отожествляет Свое И. с Самим Собой, что это И. в его устах обозначает Его Самого. И. это любимо (Пс 5, 12), славимо (7, 18), почитаемо, свято (Ис 29. 23). Оно И. страшное (Втор 28, 58), И. вечное (Пс 134, 13). На благо Израиля Бог действует ради Своего «великого имени» (Ис Нав 7, 9), ради И. Своего, ради Своей *славы и признания Его величия и святости «перед народами, среди к-рых находились они» (Иез 20, 9).

И. Божие может быть достаточным для обозначения Бога, чем особо подчеркивается трансцендентность Бога неприступного и таинственного. Так, храм – это место, где Бог утвердил «пребывание имени Своего» (Втор 12, 5), этим предотвращается ошибочное представление, что храмом пространственно ограничивается место пребывания Самого Бога; в храм, «над к-рым наречено Имя Его» (Иер 7, 10, 14), идут, чтобы быть в Его присутствии (Исх 34, 23). «Имя Господа идет издали… чтобы развеять народы до истощания» (Ис 30, 27 слл); наконец в другом тексте (Лев 24, 11–16) слово «Имя» без всяких добавлений обозначает Ягве, что стало обычным для языка раввинистов. Благоговение перед И-м стечением времени увеличилось в иудаизме настолько, что уже не осмеливались произносить И., открытое на Хориве. При чтении его заменяют словом Бог (Элогим) или, чаще, Адонаи – «Господь мой». Иудеи, переводившие свящ. книги с евр. на греч. язык, никогда не воспроизводили имя Ягве, но передавали его словом *Господь. Имя Ягве в форме Яау и др. стало предметом магического или мирского использования, а И. Господь утвердилось в НЗ.

НС

НЗ

1. Имя Отца. – В ВЗ Бог открыл Свое И., а в НЗ Иисус открыл Своим ученикам И. *Отца Своего, дабы они познали Его (Ин 17, 6.25, 26). Являя Себя Самого как *Сына, Он открывает, что И., наиболее глубоко выражающее естество *Бога – Отец. Этот Отец, Сын К-рого Иисус (Мф 11, 25 слл), распространяет Свое отцовство на всех верующих в Сына Его (Ин 20, 17).

Иисус просит Отца прославить И. Свое (Ин 12, 28) и призывает учеников Своих молиться о том, чтобы это И. *святилось (Мф 6, 9 п): Бог это и делает, проявляя Свою *славу и *силу (Рим 9, 17; ср Лк 1, 49) и прославляя Сына Своего (Ин 17, 1, 5, 23 слл). На хр–нах лежит долг *хвалить имя Божие (Евр 13, 15) и остерегаться в своем поведении всего, что могло бы навлечь на него хулу (Рим 2, 24; 2Тим 6, 1).

2. Имя Иисуса. – Призывая имя Иисусово, ученики *исцеляют больных (Деян 3, 6; 9, 34), изгоняют бесов (Мк 9, 38; 16, 17; Лк 10, 17; Деян 16, 18; 19, 13), совершают многоразличные *чудеса (Мф 7, 22; Деян 4, 30). Т. обр., *Иисус есть именно тот, кого обозначает Его И: Тот, Кто *спасает (Мф 1, 21–25 евр. Иешуа = Спаситель), возвращая здоровье немощным (Деян 3, 16), но также и в особенности даруя вечное спасение тем, кто верует в Него (Деян 4, 7–12; 5, 31; 13, 23).

3. Имя Господне. – Воскресив Иисуса и дав Ему воссесть *одесную Свою, Бог дал Ему И. выше всякого И. (Флп 2, 9; Еф 1, 20 слл), новое И. (Откр 3, 12), не отличимое от И. Бога (14, 1; 22, 3 слл) и причастное Его тайне (19, 12). Это неизреченное И. может, однако, быть передано наименованием *Господь, к-рое подобает воскресшему Иисусу, как и Богу Отцу (Флп 2, 10 слл = Ис 45, 23; Откр 19, 13, 16 = Втор 10, 17), и обозначением Сын, к-рое, в этом смысле, Он не разделяет ни с какой тварью (Евр 1, 3 слл; 5, 5; ср Деян 13, 33; Рим 1, 4, согласно Пс 2, 7). Первые хр–не без колебаний переносят на Иисуса одно из характернейших иудейских наименований, относящихся к Богу: об апостолах говорится, что они радовались, будучи «удостоены понести бесчестие за Имя» (Деян 5, 41); упоминаются проповедники, к-рые «ради Имени вышли в путь» (3Ин 7).

а) Христианская вера заключается в том, чтобы «веровать, что Бог воскресил (Иисуса) из мертвых», *исповедовать Иисуса *Господом» и «призывать имя Господне»: эти три выражения по существу равнозначны (Рим 10, 9–13). Первые хр–не часто называют самих себя «призывающими имя Господне» (Деян 9, 14, 21; 1Кор 1, 2; 2Тим 2, 22; ср Деян 2, 21 = Иоил 2, 32), тем самым выражая, что они признают Иисуса Господом (Деян 2, 36). Исповедание веры необходимо в особенности при *крещении, к-рое преподается во И. Господа Иисуса (Деян 8, 16; 19, 5; 1Кор 6, 11) или же во И. Христа (Гал 3, 27), во И. Христа Иисуса (Рим 6, 3). Новообращенный призывает И. Господне (Деян 22, 16), и И. Господне призывается на него (Иак 2, 7); т. обр. он становится подвластным Тому, Чье господство он признает.

У Иоанна собственно предметом христианской веры является не столько И. Господне, сколько имя *Сына: чтобы иметь жизнь, необходимо веровать во И. Единородного Сына Божия (Ин 3, 17; ср 1, 12; 2, 23; 20, 30 слл; 1Ин 3, 23; 5, 5, 10, 13), т. е. приобщиться к личности Иисуса Христа, признавая, что Он Сын Божий и что наименованием «Сын Божий» выражается Его истинное существо.

б) Апостольская проповедь имеет задачей провозглашать И. Иисуса Христа (Лк 24, 46 слл; Деян 4, 17 слл; 5, 28, 40; 8, 12; 10, 43). Проповедникам предстоит страдать за это И. (Мк 13, 13 п), и для них это должно быть источником радости (Мф 5, 11 п; Ин 15, 21; 1Петр 4, 13–16). Откр. Ин. обращено к тем хр–нам, к-рые страдают за это И. (2, 3), но твердо держатся его (2, 13) и от него не отрекаются (3, 8). Служение И-ни Иисуса особо поручено Павлу: он принял его как бремя (Деян 9, 15) и как источник страдания (9, 16); тем не менее он выполняет свое призвание смело и дерзновенно (*гордость) (9, 20, 22, 27 слл), ибо он посвятил свою жизнь И-ни Господа нашего Иисуса Христа (15, 26) и готов умереть за него (21, 13).

в) Христианская жизнь вся проникнута верой: собрания происходят во И. Иисуса (Мф 18, 20), во И. Его принимают приходящих (Мк 9, 37 и п), остерегаясь, однако, обманщиков (Мк 13, 6 п); благодарение Богу воздается также во И. Господа нашего Иисуса Христа (Еф 5, 20; Кол 3, 17), и все поведение должно быть таким, чтобы имя Господа нашего Иисуса Христа прославлялось (2Фес 1. 11 сл.). При молитве к Отцу обращаются во И. Сына Его (Ин 14, 13–16; 15, 16; 16, 23 сл, 26 сл.).

4. Другие Имена. – Каждое существо носит И., соответствующее его предназначению. Когда его миссия исходит от Бога, его И. приходит с неба, как было с *Иоанном Крестителем (Лк 1, 13, 63). Даже когда оно дается людьми, И. является знаком воли Божией: Захария (1, 5, 72: «Бог помянул»), Елисавета (1, 5, 73: «Клятва, которой Он клялся»), *Мария (1, 27, 46, 52: «Возвеличенная, превознесенная»). Дав Симону И. *Петр (Камень), Иисус показал, какое служение Он ему предназначил, и новую личность, к-рую Он в нем сотворил (Мф 16, 18).

Добрый *Пастырь знает каждую из своих овец по И-ни (Ин 10, 3). И-на избранных написаны на небесах (Лк 10, 20), вписаны в *книгу жизни (Флп 4, 5; Откр 3, 5; 13, 8; 17, 8). Входя во славу, они получат И. *новое и неизреченное (Откр 2, 17); участвуя в Божием бытии, они будут носить И. Отца и И. Сына Его (3, 12; 14, 1); Бог назовет их Своими *сынами (Мф 5, 9), ибо они действительно таковы (1Ин 3, 1).

JDt

– > Авраам I 3 – Бог ВЗ II, III, IV – богохульство – волхвование 2 в – Господь – женщина ВЗ 1 – знак, знамение ВЗ II 5 – Иисус (имя) – исповедовать ВЗ 1 – крещение IV 2 – молитва IV 4 – Откровение ВЗ II 2, НЗ III 1 б – отцы и Отец III 3 – память 16 – Петр 1 – плодовитость II – призвание I – присутствие Божие ВЗ I – святой ВЗ I – сила I 1 – Ягве


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle