под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ИЛИЯ

«Жив Ягве, перед Которым я стою!» (3Цар 17, 1; 18, 15), – восклицает И. (евр. Элийягу), вполне оправдывающий в жизни свое *имя: «Ягве – Бог мой». Этот, подобный *огню, пророк восстановил Союз избранного народа с Богом живым; он «за великую ревность по законе взят даже на небо» (1 Макк 2, 58) «огненным вихрем на колеснице с огненными конями» (Сир 48, 9).

ВЗ

1. Возвращение в пустыню. – В *пустыне, куда И. должен был бежать, он познал на опыте Божие попечение (3Цар 17, 2 слл; 19, 4–8), с помощью к-рого он дошел до Хорива. Там Бог являет Себя ему на том самом месте, где Моисей видел Ягве «сзади» (19, 9–14; ср Исх 33, 21–23). Как *Моисей, так и Фесвитянин стал, благодаря своей встрече с Ягве, источником святости для народа (3Цар 19, 15–18).

2. Поборник Бога и угнетенных. – «Возревновал я о Господе, Боге Саваофе» (19, 10). Надо было, действительно, гореть этим *рвением, чтобы идти наперекор властителям дня. Опьяненные военными успехами, блеском новой столицы и процветанием своих городов, они погрузились в чувство гордого самодовольства и национального высокомерия (16. 23–24). В царском дворце, в «доме из слоновой кости» (22, 39), Иезавель, жена–язычница Ахава, лелеет кощунственные планы. Она содержит в храме Ваала сотни лжепророков, задача к-рых – распространять поклонение *идолам! И. принимает вызов и посрамляет противников потрясающим вмешательством Ягве на горе Кармиле (18). Каждый раз, когда затрагиваются права его Бога, И. поражает противников громовыми обличениями (4Цар 1). Дело идет не только о подлинном бого- почитании, но и о *правде и о защите слабых: И. так гремит против Ахава, убийцы мирного Навуфея, что царь, устрашившись, кается (3Цар 21). Такая личность поистине заслужила те громовые слова, к-рыми навеки охарактеризована в Писании: «И восстал Илия как огонь, и слово его горело как светильник» (Сир 48, 1).

3. Свидетель Божий у язычников. – В представлении многих Израильтян IX века Божии благодеяния должны распространяться только на избранный народ. Но по воле Бога, посылающего И., дело *спасения выходит за пределы этого Союза: язычница спасена от голода (3Цар 17, 10–16), ее сын вырван из власти смерти (17, 17–24).

4. Восхищение Илии на небо. – Божий ч-к таинственно исчезает от взоров окружающих, он восхищен «вихрем», «колесницей Израиля и конницей его», оставляя Елисею свой пророческий дух, чтобы тот продолжал дело Божие (4Цар 2, 1–18).

5. Предтеча. – Таинственному восхищению будет соответствовать эсхатологическое возвращение: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением *Дня Господня, великого и страшного»; его делом будет – «обратить сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их» (Мал 4, 5 сл.), и это будет последняя, установленная Богом, отсрочка «чтобы утишить *гнев, прежде нежели обратится он в ярость» (Сир 48, 10).

НЗ

1. Иоанн Креститель и Илия. – Это эсхатологическое ожидание (ср Мк 15, 35 сл п) исполняется в *Иоанне Крестителе (Мф 17, 10–13), хотя и неким таинственным образом, ибо Иоанн – не И. (Ин 1, 21, 25), и если его проповедь и обращает сердца детей к Отцу, то не он утишает *гнев Божий.

2. Христос и Илия. – Иоанн Креститель воплощает *образ И. своим *покаянием в пустыне (Мф 3, 4; ср 4Цар 1, 8), но основные черты этого образа доводит до совершенства Иисус. Уже в своей проповеди в Назарете Он определяет свою мировую *миссию соотносительно с миссией И. (Лк 4, 25 сл.). В Сарептском чуде виден прообраз чуда Наинского (Лк 7, 11–16; ср 3Цар 17, 17–24). И. низвел с неба отмщающий огонь (4Цар 1, 9–14; ср Лк 9, 54)» Христос приносит новый огонь – огонь *Духа Святого (Лк 12, 49). В Гефсиманском саду Христа *утешает и укрепляет ангел, как это было с И. в пустыне (Лк 22, 43; ср 3Цар 19, 5.7); но, в отличие от И., Христос не просит о смерти. Восхищение на небо И., дух к-рого «опочил на Елисее» (4Цар 2. 1–15), является прообразом *Вознесения Христа, посылающего Своим ученикам «обетование Отца» Своего (Лк 24, 51; ср 9, 51).

3. Верующие и Илия. – Согласно ап. Иакову, заступничество И., «человека подобного нам», представляет собою образец молитвы *праведника (5, 16 слл). Беседа Пророка с *преображенным Христом (Мф 17, 1–8 п), как некогда с Ягве в «веянии тихого ветра» (3Цар 19, 12), остается для хр–нского предания *примером той близости, к к-рой Господь призывает всех верующих.

FG

– > видеть ВЗ I 1 – Вознесение I, II 4 – Иоанн Креститель 1 – огонь ВЗ 11, II 2, 3 – Преображение 2 – пророк ВЗ – рвение II 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle