под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ИИСУС НАВИН

1. Вождь Израиля. – В перспективе ВЗ дело И. Н. является одним из главных этапов свящ. истории. И. Н. был служителем Моисея (Исх 17, 9; Числ 11, 28), поднимался с ним на гору Синай (Исх 24, 13) и жил при Скинии (33, 11). Там он почерпнул ту непреклонную верность, к-рая проявилась в деле соглядатаев, посланных в Ханаан (Числ 13). Поэтому Халев и он оказались единственными из поколения пустыни, вошедшими в Землю Обетованную (14, 30, 38). Он был избран Богом, чтобы стать после Моисея вождем Израиля и был поставлен на эту миссию Духом Божиим, когда Моисей возложил на него руки (27, 15–23; Втор 31, 7 сл, 14–23). Поэтому по смерти Моисея И. Н. сразу стал во главе народа. Мы видим его исполненным мужества (Ис Нав 1, 6), доблестным военачальником, ведущим свящ. войну. Правда, подлинный вождь этой войны – Вождь Небесный; И. Н. только Его представитель (5. 13 слл). Помощь небесного Вождя проявляется, напр., в том, что силы природы служат Израилю, помогая ему в ведении войны (6, 20; 10, 10, 14). Цель завоевания при этом не заключается в истреблении Хананеян, а в отдаче народу Божию в наследие земли, занятой язычниками (Пс 77, 54; 104, 44 сл.): эта земля предков и есть *Земля Обетованная. Израиль введен в нее лишь для того, чтобы хранить союз с Богом и блюсти Его Закон. И. Н. своей абсолютной религиозной непримиримостью (Ис Нав 23) сам дает этому пример и ведет Израиля по пути верности (8, 30–35; 24).

2. Прообраз Спасителя. – В своих размышлениях Мудр. Израиля часто возвращаются к этому поучительному историческому периоду: И. Н. – преемник Моисея в пророческом служении имеет соответственное имя (евр. «Ягве спасает»). Он спасет избранных Божиих (Сир 46, 1). И все же этот первый по имени *«Иисус» только бледное начертание образа иного, грядущего Спасителя, К-рый будет наречен тем же *именем (Мф 1, 21). Его деяния только подготовительный эпизод в длительной истории спасения (Деян 7, 45). Ныне истинное *спасение явлено народу Божию в лице Иисуса Христа, умершего, воскресшего и вознесшегося на небо. Земля Обетованная, в к-рую ввел И. Н., была лишь этапом, а не конечной целью, только прообразом покоя, а не истинным *покоем (Евр 4, 8). Нам дано обетование о лучшем покое, т. е. покое 7-го дня, участие в самом покое Божием. И. Н., образец подлинного мужества, призывает подвизаться, чтобы войти в этот покой, где мы найдем награду за наши труды (Откр 14, 13).

PG

– > возложение рук ВЗ 2 – Иисус (имя) II – земля ВЗ II 2 – спасение ВЗ I 0


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle