под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ИИСУС (ИМЯ)

Эта заметка имеет целью лишь указать, на что наводит мысль и что означает употребление имени Иисус, среди многих прочих имен.

Это имя, как и всякое *имя в речи и, в частности, в библ. словоупотреблении, означает прежде всего само существо в его неповторимости, с его конкретной, лично ему присущей индивидуальностью: речь идет о Нем и ни о ком другом, о Нем и о всем, что Он есть, сей Иисус, как говорится о Нем в нескольких текстах (Деян 1, 11; 2, 36; 5, 30; 9, 17). Этим указательным местоимением, высказанным или только подразумеваемым, передается почти всегда основное хр–ское утверждение, что нет разрыва между личностью, явившейся во *плоти и божественным существом, исповедуемым верой: «Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, К-рого вы распяли» (2, 36). «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом» (1, 11). «Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честию Иисус, К-рый немного был унижен перед Ангелами» (Евр 2, 9). Аналогично этому и откр., обратившее Савла на пути в Дамаск: «Я Иисус, К-рого ты гонишь» (Деян 9, 5; 22, 8; 26, 15). Оно не только раскрывает перед гонителем присутствие Господа, неразрывно связанное с теми, кто Ему принадлежит, но и дает понять Савлу, что Небесное Существо, властно представшее ему в Своем всемогуществе и Галилеянин, осужденный за богохульство и К-рого он преследовал своей ненавистью – одно и то же лицо. Савла навсегда «достиг… Христос Иисус» (Фил 3, 12) и он жертвует всем, что для него «было преимуществом… ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа (своего)» (3, 8 сл.). Христос во славе Своей, наполняющий вселенную божественной *полнотой (Кол 1, 15–20) остается все тем же: «Как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем» (2, 6).

Как существо во плоти, Иисус «родился от жены, подчинился Закону» (Гал 4, 4), явился в мир в определенный момент, «в правление Квириния Сириею» (Лк 2, 2), в ч-ской семье – семье «Иосифа из дома Давидова» (1, 27), поселившейся в городе Галилейском, называемом Назарет (1, 26). Имя, данное Ему, как всякому евр. младенцу мужского пола при обрезании (Лк 1, 31; 2, 21; Мф 1, 21, 25), не было исключением в Израиле (ср Сир 51, 30). Но в этом младенце Бог стал Эммануилом – «С нами Бог», (Мф 1, 23) и в Нем Он исполнил обетование, данное первому *Иисусу (Навину) – быть с ним и открыться, как «*Ягве Спаситель» (Втор 31, 7 сл.). Но Его происхождение казалось столь обыденным, что к Его имени не добавляли имен Его *отца и Его предков, как обыкновенно делалось, когда речь шла об известных семьях (ср Сир 51, 30), а просто называли Его по Его родному городу – Назарету. Позже, в родословных, составленных Мф и Лк, подчеркивалось Его царственное происхождение, тогда как в первых проповеданиях преобладает имя «Иисуса Назорея», под к-рым Его помнили современники (Ин 19, 19; Деян 2, 22; 4, 10; 6, 14; 22:8).

Имя Иисус обычно употребляется в Евангелиях, когда говорится о Христе и о Его деятельности. В разговорной речи Его очевидно чаще называли «Равви», Учитель (Мк 4, 38; 5, 35; 10, 17), а после Его смерти и вступления в славу Его стали именовать «*Господом». Евангелия же, за немногими определенными исключениями (ср Мф 21, 3 и особенно тексты от Лк: Лк 7, 13; 10, 1 и др), всегда говорят просто об «Иисусе». Это вовсе не искусственный прием, к-рый имел бы целью вернуться к словоупотреблению, существовавшему раньше хр–ской веры, когда Иисус еще не вполне Себя открыл и когда большинство людей видели в Нем только ч‑ка. Нет, Евангелия следуют самому движению *веры и всегда прилагают к «сему Иисусу», конкретному лицу, сотериологические и божественные имена как *Господь (Деян 1, 21; 2, 36; 9, 17 и др.), Христос (2, 36; 9, 22; 18, 28 и др.), Спаситель (5, 31; 13, 23), Сын Божий (9, 20; 13, 33), Служитель Божий (4, 27–30). Говоря всегда об Иисусе, Евангелия верны своему назначению – быть Евангелием, возвещением Благой Вести Иисуса (8, 35), Христа Иисуса (5, 42; 8, 12), Господа Иисуса (11, 20; см 15, 35). Евангелие от Ин, постоянно подчеркивающее божественность Христа, раскрывающее в каждом Его деянии *славу Единородного Сына (Ин 1, 14) и верховную власть, врученную Сыну Человеческому (1, 51; 3, 14), не упускает случая повторять имя Иисус даже тогда, когда в этом как будто нет необходимости – в самых простых беседах (Ин 4, 6, 21; 11, 32–41). В стремлении *исповедовать Иисуса Христа, пришедшего во *плоти (1Ин 4, 2), выражается уверенность в том, что при каждом повторении этого имени осязается и открывается *богатство «Слова жизни» (1, 1).

Если хр–ская вера неразрывно связана с именем Иисуса, во всей Его конкретной ч-ской сущности и во всем Его «уничижении», то именно потому, что имя это стало «Именем выше всякого имени», перед к-рым «преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп 2, 9 слл). Став Господом, Иисус не теряет Своего имени и Своей ч-ской природы, но имя Его как бы преображается, облекается и исполняется величием и властью неизреченного Имени.

Единственное спасение (Деян 4, 12), единственное *богатство Церкви (3, 6), единственная власть, к-рой она располагает, это – Иисус. «Исцеляет тебя Иисус Христос» (9, 34). Вся миссия Церкви в том, чтобы «говорить об имени Иисуса» (5, 40). Оттого и Павел в Дамаске тотчас после своего обращения «стал проповедовать в синагогах об Иисусе» (9, 20). В Афинском ареопаге он «благовествовал… Иисуса и воскресение» (17, 18, 19), а в Коринфе он возвещал Иисуса Христа, и притом распятого (1Кор 2, 2). Вся хр–ская жизнь в том, чтобы предавать «души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа» (Деян 15, 26), а высшая *радость – быть удостоенными «принять бесчестие» (5, 41) и «умереть… за имя Господа Иисуса» (21, 13).

JG

– > вера НЗ I 2 – Господь – Иисус Навин 2 – Иисус Христос – имя НЗ 2, 3 – исповедовать НЗ 1 – колено 1 – Мессия НЗ – могущество V – поклонение II 2 – спасение НЗ I 2 б


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle