под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ИЗРАИЛЬ

ВЗ

Израиль (вероятно: «Бог борется», «Бог силен») означает в ВЗ либо определенный народ, либо его предка, давшего ему свое имя и отожествляемого с патриархом Иаковом (Быт 35, 10, 20 сл.; 43, 8; 50, 2 и др). Событие, объясняющее, почему у этого праотца двойное имя, основывается на народном истолковании слова: Израиль – «Он боролся с Богом» (Быт 32, 29; Ос 12, 4).

1. Израиль – народ Союза–Завета

а) Израиль как священное имя. – Израиль – не просто этническое обозначение, как Едом, Арам или Моав. Это – священное *имя, имя *народа Союза–Завета. Народ этот образует «общество Израильское» (Исх 12, 3, 6); именно в этом смысле к нему обращаются как наставления Второзакония («Слушай, Израиль!…» Втор 5, 1; 6, 4; 9, 1; ср Пс 49, 7; 80, 9), так и пророческие обетования (Ис 41, 8; 43, 1; 44, 1; 48, 1).

б) Израиль как народ двенадцати колен. – Основу национальной структуры Израиля составляют двенадцать колен, носящие имена двенадцати сыновей Иакова уже со времени заключения Союза–Завета (Исх 24, 4). Хотя в перечне колен и случались небольшие изменения (ср Быт 49; Втор 33; Суд 5; Откр 7, 5…), *число их – число священное, связанное с богослужебным распорядком, установленным на двенадцать месяцев года. Такова первая историческая форма, принятая народом Божиим на земле.

в) Ягве – Бог Израилев, и Израиль – народ Ягве. – Через Союз–Завет Бог неким образом связал Себя с Израилем: Он – *Бог Израилев (Ис 17, 6; Иер 7, 3; Иез 8, 4), его *Святый (Ис 1, 4; 43, 14; Пс 88, 19), его *Сильный (Ис 1, 24), его *Твердыня (Ис 30, 29), его Царь (Ис 43, 15), его *Искупитель (Ис 44, 6). *Бог откр. вступает, т. обр., в историю религий как Бог Израиля по преимуществу, и Бог избирает только один народ – Израиль, чтобы сделать его носителем Своего спасительного *замысла. Весьма многозначительны и наименования, даваемые Израилю: *народ Ягве (Ис 1, 3; Ам 7, 8; Иер 12, 14; Иез 14, 9; Пс 49, 7), Его *раб (Ис 44, 21), Его *избранный (Ис 45, 4), Его *сын первородный (Исх 4, 22; Ос 11, 1), Его святыня (Иер 2, 3), Его *наследие (Ис 19, 25), Его паства (Пс 94, 7), Его *виноградник (Ис 5, 7), Его владение (Пс 113, 2), Его *жена (Ос 2, 4)… Следовательно, Израиль принадлежит не только политической истории ч-ства; по Божию избранию он находится в центре свящ. истории.

2. Израиль и Иуда

а) Политический дуализм Израиля. – За свящ. союзом двенадцати колен крылся, однако, политический дуализм, ясно выступивший в эпоху царей: Давид становится сначала царем Иуды на юге, потом Израиля на севере (2Цар 2, 4; 5, 3). После смерти Соломона Израиль отделяется от Дома Давидова (3Цар 12, 19) под возгласы: «По шатрам своим, Израиль!» (12, 16; ср 2Цар 20, 1). Т. обр. народ Божий разделяется (*раскол). Приспособляясь к положению вещей, противному учению Союза–Завета, язык пророков отныне отличает Иуду от Израиля, нередко отожествляемого с Ефремом, т. е. с тем коленом, к-рое господствует на севере (Ам 2, 4; Ос 4, 15 сл.; Ис 9, 7…; Мих 1, 5; Иер 3, 6 слл).

б) Израиль и иудейство. – После разрушения Самарии Иуда становится центром объединения всего Израиля (4Цар 23, 19…; 2Пар 30, 1 слл), а после разрушения Иерусалима идеальный образ национального восстановления ищут в древнем союзе двенадцати колен. Преобладающей ролью Иуды в этом восстановлении объясняется то, что отныне имя *Иудеев применяется к членам рассеянного народа, а заново объединяющее их устройство называют иудейством (Гал 1, 13 сл.). Но в то же время имя Израиля снова получает свою единственную свящ. значимость (Неем 9, 1 сл.; Сир 36, 11; ср Мф 2, 20 сл.; Деян 13, 17; Ин 3, 10).

3. Обетование нового Израиля. – Эсхатологические изречения пророков действительно возвестили будущее возвращение Израиля к первоначальному единству: соединение Израиля и Иуды (Иез 37, 15…), собирание рассеянных Израильтян, принадлежащих к двенадцати коленам (Иер 3, 18; 31, 1; Иез 36, 24…; 37, 21…; Ис 27, 12). Это одна из основных тем иудейского упования (Сир 36, 10). Но воспользоваться этими *обетованиями предзначено только некоему *остатку Израиля (Ис 10, 20; 46, 3; Мих 2, 12; Иер 31, 7); из этого остатка Ягве сделает *новый Израиль, к-рый Он освободит (Иер 30, 10) и восстановит на его земле (31, 2), даруя ему новый *завет (31, 31) и нового *царя (33, 17). Тогда Израиль станет средоточием соединения *народов (Ис 19, 24 сл.): признав в нем присутствие истинного Бога (45, 15), они обратятся к Нему; их обращение совпадет со спасением (45, 17) и со славой Израиля (45, 25).

НЗ

1. Евангелие и ветхий Израиль. – Согласно промыслительному порядку вещей, спасительное событие должно было совершиться в Израиле, и Израиль как народ Союза–Завета должен был первым получить возвещение о нем. В этом уже была цель Иоаннова крещения (Ин 1, 31). При жизни Иисуса посланничество Спасителя, как и Его учеников, еще не выходит за пределы одного Израиля (Мф 10, 6, 23; 15, 24). После Его воскресения Благая Весть сообщается сначала Израилю (Деян 2, 36; 4, 10). Ибо Израиль и прочие народы, вместе принявшие участие в трагических событиях Страстей (4, 27), призываются к вере, несомненно, на равных началах (9, 15), но в известной последовательности: сначала Иудеи, по рождению являющиеся «Израильтянами» (Рим 9, 4), потом все другие (ср Рим 1, 16; 2, 9 сл.; Деян 13, 46). Спасением, принесенным Евангелием, исполняется надежда тех, кто ожидал *утешения Израиля (Лк 2, 25), его *спасения (24, 21), восстановления для него царства (Деян 1, 6); через Иисуса Бог пришел подать помощь Израилю (Лк 1, 54), оказать ему *милосердие (1, 68), даровать ему *обращение и отпущение грехов (Деян 5, 31); Иисус – *слава Израиля (Лк 2, 32), его *Царь (Мф 27, 42 п; Ин 1, 49; 12, 13), его *Спаситель (Деян 13, 23 сл.); новая надежда, основанная на *воскресении Христа, – не что иное, как сама надежда Израиля (Деян 28, 20). Словом, Израиль составляет ту органическую связь, к-рая соединяет осуществление спасения со всей историей ч-ства.

2. Новый Израиль. – Однако со времени Христа на земле появился новый Израиль, предвозвещенный пророческими обетованиями. Чтобы сделать его положительным установлением, Христос избрал двенадцать *Апостолов, оформляя т. обр. Свою *Церковь наподобие древнего Израиля, образованного из двенадцати колен; соответственно этому Его Апостолы и будут судить двенадцать колен Израилевых (Мф 19, 28 п). Эта Церковь – эсхатологический Израиль, к-рому одному Бог предназначил новый *союз–завет (Евр 8, 8 слл): в ней совершается собирание *избранных из среды двенадцати колен (Откр 7, 4); она – святой город, воздвигнутый на основании двенадцати Апостолов, с именами двенадцати колен, написанными на его воротах (21, 12; ср Иез 48, 31–34).

3. Израиль ветхий и Израиль новый. – Итак, Церковью – новым Израилем – свершается Израиль ветхий, к к-рому принадлежали по рождению (Флп 3, 5), и из гражданства к-рого язычники были исключены (Еф 2, 12); теперь больше недостаточно принадлежать к этому «Израилю по плоти» (1Кор 10, 18), чтобы принадлежать к Израилю Божию (Гал 6, 16). Ибо «не все те Израильтяне, к-рые от Израиля» (Рим 9, 6). Перед лицом Христа и Евангелия происходит отсев (ср Лк 2, 34 сл.) – падение тех, кто, ища *праведности Закона, ожесточаются, когда им возвещают праведность веры (Рим 9, 31; 11, 7); возвышение других, «подлинно Израильтян» (Ин 1, 47), образующих предвозвещенный Писаниями *остаток Израиля (Рим 9, 27 слл); к ним присоединяются в новом Израиле обращенные язычники. Ветхий Израиль не отвергнут окончательно, но, когда проявилось его непонимание благовестил НЗ, Богу было угодно возбудить в нем ревность (Рим 10, 19). Когда язычники будут обращены в совокупности, частичное *ожесточение Израиля прекратится «и т. обр. весь Израиль спасется» (Рим 11, 26): он снова будет принадлежать к тому духовному Израилю, к-рый обрел спасение благодаря ему.

PG

– > вера ВЗ – виноградник 2 – грех II – дом II 1, 2 – Еврей – Египет – Закон Б – замысел Божий НЗ III 2 – избрание – Иудей – миссия ВЗ I 2, II – могущество I 1 – наследство ВЗ I 1 – народы – неверие III – обетования II – обрезание – призвание II – Раб–Отрок Божий II 1, 2 – раскол ВЗ 2 – Союз ВЗ – сын(ы) Божии ВЗ I – тень II 3 – чужестранец – царство ВЗ I, II – Церковь II 2, III 2 б –


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle