А. ДО МОИСЕЯ: ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН
В Св. Писании нет термина «естественный закон», но обозначаемая этим словосочетанием реальность определенно содержится в нем, хотя и не в прямой и не всегда одинаковой форме.
1. Ветхий Завет. – Главы 1–11 кн. Бытия (и немногие параллельные тексты) дают образное представление о религ. строе, при к-ром люди жили до решающей стадии обетований (Авраам и другие праотцы) и Закона (Моисей). С самого начала ч-к встречается с положительной заповедью, выражающей для него *волю Божию (Быт 2, 16 сл.); именно в этом состоит испытание в Раю, и нарушение этой заповеди имеет последствием вторжение смерти в мир (3, 17 слл; ср Прем 2, 24; Рим 5, 12). Но в дальнейшем становится очевидным, что ч-к не оставлен Богом без 3. Для него существует нравственное правило, о к-ром Бог напоминает Каину (Быт 4, 7) и за нарушение к-рого посылает на землю потоп (6, 5). Существуют также предписания религиозного порядка, данные Ною вместе с Божиим заветом (9, 3–6), а также культовые установления, к-рые соблюдались тогдашними людьми (4, 3 сл.; 8, 20). В зависимости от своего отношения к этому зачаточному 3., люди оказываются праведными (4, 3; 5, 24; 6, 9) или неправедными (4, 4; 6, 5, 11 сл.; 11, 1–9; ср Прем 10, 3 слл).
2. Новый Завет. – Изложение замысла о спасении у ап. Павла также имеет в виду и эту стадию свящ. истории, простирающуюся от Адама до Моисея (Рим 5, 13 сл.). Действительно, это тот же самый религиозный строй, к-рому подчиняются языч. народы, не получившие участия в призвании Израиля. Если Бог и предоставил им идти своими путями (Деян 4, 16; ср Рим 1, 24–31) и искать Его ощупью (Деян 17, 27) во времена неведения (17, 30), то это не значит, что у них не было знания Его воли: Его З. открывался им через посредство их совести (Рим 2, 14 сл.). Под «законом» Павел здесь понимает в основном предписания нравственного порядка: Бог по ним судит язычников (1, 18; 2, 12); по ним же Он их и осуждает, ибо они знают праведный суд Божий над ч-скими преступлениями, но тем не менее их совершают (1, 32; ср уже Ам 1, 2–2, 3). Источник же этих нравственных падений Павел видит во грехе в плане религиозном; именно в нем заключается истинная природа непослушания 3.: *знать Бога и не воздавать Ему *славы (Рим 1, 21).