под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ЖИВОТНЫЕ

Животный мир составляет часть природы, наиболее близкую к ч-ку. Эта родственность, к-рую мы можем порой не замечать, с особой силой ощущалась Евреями, жившими, более чем мы, в постоянном соприкосновении с Ж. Вот почему в Библии довольно часто используется свойство Ж. быть образным примером ч-ских характеров и положений: врага называют псом (ср Пс 21, 17); вторгнувшееся в страну войско – тучей саранчи (ср Ис 33, 4); под видом льва представляется иногда Бог, иногда враг (за амбивалентностью нек–рых символов следует различать двузначность в отношении добра и зла мира живых существ, к к-рому мы принадлежим); часто народ сравнивается со стадом (напр., в притче Нафана: 2Цар 12, 1–4; Иер 23, 1–8; Иез 34; Ин 10, 1–16); *агнец служит даже образом Христа (Ин 1, 29; Откр 5, 6…), а *голубь – Духа Святого (Мф 3, 16 п).

Вникая глубже в библ. текст, можно проследить, как люди, встретившись с силами животного мира, сталкиваются с ними и постепенно осознают свое превосходство.

Более того, говоря об этом животном мире, к к-рому они в известном смысле принадлежат и на к-рый проецируют, более или менее сознательно, свою собственную ситуацию, свящ. писатели раскрывают в конечном итоге трагедию людей и всего творения, жаждущих Искупления.

1. Могут ли животные быть выше человека? – Поклонение Ж., – каковы бы ни были его смысл и различные формы, – показывает, с каким благоговейным уважением нек–рые первобытные религии, как, напр., египетская, относились к ним. Иногда сам Израиль поддавался искушению обожествлять Ж. или поклоняться их изображениям (Исх 32; 3Цар 12, 28–32). Однако Закон Моисеев, предупреждения пророков и советы Премудрости помогают Евреям сойти с этого унизительного пути (напр., Прем 15, 18 сл.; ср Рим 1, 23). Что же касается идолопоклонников, то их «священные» Ж. не только не охраняют их, но в конце концов служат орудием их наказания (Прем 15–16; Иез 39, 4, 17–20; Откр 19, 17 сл, 21).

2. Связь между животным и человеком. – Сходство ч‑ка с Ж-м, в особенности их общее происхождение из праха и ожидающая их общая участь – смерть, высказаны иногда с беспощадной откровенностью (Екк 3, 19 слл; Пс 48, 13). Чаще обе категории тварей, объединенные под общим наименованием «живущих», оказываются связанными братскими узами. То ч-к помогает Ж-му: *Ной спасает от вод по паре от каждого вида Ж.; то Ж-ное помогает ч-ку: вещая ослица спасает Валаама (Числ 22, 22–35); вороны питают пророка Илию (3Цар 17, 6); огромная рыба спасает непокорного Иону и возвращает его на правильный путь (Ион 2). Размышления о совершенстве природы животного мира приводят Иова к познанию всемогущества Творца (Иов 38, 39–39, 30; 40, 15–41, 26). Наконец, они напоминают людям о том, что Бог не перестает изливать Свои благодеяния на все живые существа (напр., Пс 103. 27; 146, 9; Мф 6, 26).

Они так близки к ч-ку, что включаются в *союз между Богом и Ноем (Быт 9, 9 слл) и принимаются во внимание в Моисеевом законодательстве. Субботний покой простирается на вола, так же как и на раба (Исх 23, 12; Втор 5, 14). И в отношении к ним предписывается ч-чность (Исх 23, 5; Втор 22. 6 сл.; 25, 4; ср 1Кор 9, 9; 1Тим 5, 18). Что касается виновных в чем–либо Ж., то они должны подвергнуться наказанию (Быт 9, 5; Лев 20, 15 сл.); в нек–рых случаях их побивали камнями (Исх 21, 28–32). Наконец, они привлекаются к участию как в покаянии людей (Ион 3, 7), так и в их наказании (Исх 11, 5).

3. Превосходство человека над животным. – Однако уже в повествовании о сотворении мира нек–рые замечания указывают на то, что ч-к вполне сознает свое превосходство над животным. Адам нарекает животным *имена, утверждая этим свое владычество над ними (Быт 2, 20). Ни одно из них не может стать для ч‑ка «помощником соответственным ему» (Быт 2, 18–23), поэтому скотоложество строго карается (Исх 22, 19; Втор 27, 21; Лев 18, 23). Ж-ное может быть убито ч-ком, чтобы послужить ему пищей (Быт 9, 2 сл.). Превосходство ч‑ка утверждается словами, звучащими как победная песнь торжествующего самосознания (Быт 1, 26–30; Пс 8, 6–9). Наоборот, Навуходоносору в наказание за его безумство «дается сердце *звериное» (Дан 4, 13). Озверение ч‑ка связано с восстанием против духа, в конечном итоге против Бога.

Тем не менее у нек–рых свящ. писателей можно найти образы животных, как бы превосходящих ч‑ка и являющихся реликтами древних верований. Каково бы ни было происхождение этих представлений, такие Ж. характеризуют нечто сверхприродное, относящееся иногда к области некоей сверхч–ской силы (Дан 7; Откр 9, 3–11), граничащей с бесовской (Откр 12; 13; 16, 13 сл.; 20, 1 слл), но иногда и к области божественной (Иез 1, 4–24; Откр 4, 6 слл).

1. Мятеж и усмирение животных. – Существование свирепых Ж. осуществляет и представляет бунтующую против ч‑ка природу и дисгармонию, проникшую в мир. Это состояние является последствием ч-ского греха. До непослушания Адама все Ж., по–видимому, были покорны тому, кто нарек им имена. Но из–за греха все творение, следовательно – и животный мир, поработилось тлению (ср Рим 8, 19–22). Однако, путем предвосхищения или по мессианской милости, в нек–рых исключительных случаях, побежденные Ж. возвращаются к состоянию покорности, напоминающей о рае (Дан 6, 17–25; 14, 31–42; Пс 90, 13; Мк 1, 13; 16, 18;

Деян 28, 3–6). В конце времен, когда мир будет совершенно очищен от своих грехов, свирепые Ж. исчезнут (Лев 26, 6; Иез 34, 25) или станут мирными (Ос 2, 20; Ис 11, 5 слл; 65, 25). В нашедшей свое первоначальное единство вселенной природа перестанет быть мятежной. То же, что в ч-ке осталось от Ж-ного (ср Иак 3, 2–8), окончательно покорится и преобразится (1Кор 15, 44 слл).

2. Снятие противоречия между чистым и нечистым. – Каким бы древним и таинственным ни было разделение Ж. на *чистых и нечистых, (ср Лев 11; Втор 14), в иудействе оно соответствовало разделению ч-ства на две части – на чистых Израильтян и нечистых язычников – и ему благоприятствовало. Предписания о пище, касающиеся нечистых Ж., если не прямо вызывали, то усиливали разделение между этими двумя мирами, ибо невозможность вкушать пищу за одним столом препятствовала близкому общению. С этой точки зрения более понятным становится видение Петра в Иоппии (Деян 10), где упразднение разделения на чистое и нечистое между Ж. означает, что того же самого разделения нет больше среди людей. За этой, выражаемой в образе Ж., символикой стоял вопрос о единстве людей и о вселенскости Церкви.

3. Животные и богопочитание. – Не только все Ж., включенные во вселенную (Пс 148, 7, 10) или в Израиль (Ис 43, 20), воспевают хвалу Творцу и Спасителю; они не только были подчинены Моисееву Закону и принимали участие в покаянии людей, но они также считались достойными служить для *жертвоприношений и тем самым быть прообразом божественной Жертвы НЗ (Быт 22, 13; Исх 13, 12 сл.). Знак, являемый закалаемыми Ж., требовал однако от Израильтян полного духовного участия в жертве и чаяния совершенства грядущих благ (Пс 39, 7 слл; 50, 18 сл.; Евр 10, 1–18). Но искупление вечное (Евр 9, 12) могла принести только жертва Отрока Ягве – Иисуса, подобно агнцу, ведомому на заклание (Ис 53, 7).

Так, через образы Ж. представляется, а иногда и переживается вся драма спасения: разделение и мятеж; идолопоклонство; разделение на чистое и нечистое; покорность Закону Моисееву; покаяние; приношения и жертвы; участие в спасении в Ноевом ковчеге; эсхатологическое умиротворение. Искаженное бесовским змеем, преследуемое сатанинским драконом, творение спасено и будет окончательно преображено благодаря жертве Того, Кто есть *Агнец Божий.

PL

– звери и Зверь – сотворение ВЗ II 1 – человек 116 – чистый ВЗ I 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle