под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

Даже самый беглый обзор Библии дает представление о значении и повсеместной распространенности Ж-ний. Ими, как вехами, размечается все течение истории: у первобытного ч-ства (Быт 8, 20), в деяниях праотцев (15, 9…), во времена Моисея (Исх 5, 3), при Судьях и при Царях (Суд 20, 26; 3Цар 8, 64), в послепленный период (Езд 3, 1–6). Ими определяются ритмы существования и отдельной личности, и общины. Горизонт еще более расширяется благодаря таким фактам, как таинственный эпизод с Мелхиседеком (Быт 14, 18), в к-ром предание усматривает жертвенную трапезу, или как служение Иофора (Исх 18, 12): за пределами избранного народа (ср Ион 1, 16) такие Ж-ния выражали личное или коллективное благочестие. Пророки провидят, что в будущем Господу будут совершать приношения и язычники (Ис 56, 7; 66, 20; Мал 1, 11). Так, набрасывая грандиозные исторические полотна, писатели ВЗ не представляют себе религиозной жизни без Ж. В НЗ разъясняется сущность этого прозрения и ему дается особый и окончательный смысл.

ВЗ

1. От первоначальной простоты… – В самые отдаленные времена, какие можно различить в библ. истории, обряд отличается первобытной простотой, соответствующей нравам кочевников или полукочевников: воздвигаются *жертвенники, призывается *имя Божие, приносятся в жертву животные или плоды земли (Быт 4, 3; 12, 7 сл.). Определенных мест для этого нет: жертвы приносят там, где Бог являет Свое действие. Примитивный глиняный жертвенник и передвижной шатер (Исх 20, 24; 23, 15) свидетельствуют о случайности и временности древних мест поклонения Богу (*культ). Сначала не было и особых священнослужителей: заклание совершалось главой семьи или племени, а при монархии – царем. Но уже в ранние времена эту обязанность начинают исполнять выделенные для этого лица (Втор 33, 8 слл; Суд 17). Во времена же царя Иосии *Храм стал единственным очагом всей деятельности, связанной с Ж-ми, а священники оставили исключительно за собой совершение Ж-ний, иногда при содействии левитов.

2. к сложности обрядов. – Эта сложность возникает из обогащений историческим наследием. Происходит развитие, ведущее к множественности, разнообразию и обособлению разных видов Ж-ний. Это развитие объясняется многими причинами: переходом от кочевого и пастушеского состояния к оседлой и земледельческой жизни, ханаанским влиянием, возрастающим значением *священства. Израиль усваивает элементы, заимствованные от соседей и производит между ними отсев, изменяет и одухотворяет их. Несмотря на возникающие иногда злоупотребления, связанные с народными верованиями (Мих 6, 7; Суд 11, 30 сл.; 3Цар 16, 34), он отвергает ч-ские Ж-ния (Втор 12, 31; 18, 10; случай, приведенный в 1Цар 15, 5.33, является не Ж-нием, а исполнением заклятия). Израиль обогащается культовым наследием других народов, исполняя этим свое назначение как посредника, направляющего к истинному Богу обычаи, искаженные языч. представлениями. Обрядовый устав его пополняется и усложняется.

1. От представленных в истории разнообразных видов… – С самого начала в Библии засвидетельствовано сосуществование разных типов Ж-ний. Всесожжение (’олах), неизвестное жителям Месопотамии и позже занесенное в Египет, упоминается уже в древних преданиях и в кн. Судей (Быт 8, 20; Суд 6, 21; 11, 31; 13, 19). Жертву – тельца, ягненка, козленка, птицу – сжигали полностью, знаменуя этим полный и невозвратный дар. Другая категория Ж-ний, очень распространенная у семитов, заключалась в основном в священной *трапезе (зебах шеламим): верующий ел и пил «перед Ягве» (Втор 12, 18; 14, 26); Синайский Союз–Завет скреплен таким Ж-нием (Исх 24, 4–8), Конечно, не всякий свящ. пир обязательно предполагал Ж-ние; но на деле в ВЗ оно входило в состав пиршеств мира (*общения): одна часть жертвы (из крупного или мелкого скота) по праву принадлежала Богу, Владыке жизни (излитая кровь, сжигавшийся тук – «пища Божия», «яства Ягве»), тогда как мясо служило пищей пирующим. Довольно рано стали применять также умилостивительные обряды (1Цар 3, 14; 26, 19; 2Цар 24, 15 …; ср Ос 4, 8; Мих 6, 7). По очень древней формулировке (Быт 8, 21), сохраненной и истолкованной в духовном смысле (Лев 1, 9; 3, 16), Бог «обонял приятное благоухание» Ж-ний.

2. к синтезу, осуществленному книгой Левит. – Кн. Лев техническим языком и в систематическом порядке говорит о приносимых Богу *«дарах» (Лев 1–7; 22, 17–30), кровавых или бескровных (минха): всесожжениях, приношениях хлебных, жертвах мирных (*евхаристических, т. е. благодарственных, по обету или по собственному усердию), жертвах за грех (хатта́т) или жертвах повинности (ашам). Но эти рубрики не угашали духа: тщательно установленные действия приобретали свящ. смысл. Жертва всесожжения была связана с чувством *благодарения или молением об умилостивлении (Лев 1, 4; Иов 1, 5). За порой слишком мелочной терминологией обнаруживается обостренное чувство *святости Божией, непрестанное сознание *греха, неудовлетворенная потребность в очищении. В этом ритуале понятие Ж-ния концентрируется на идее умилостивления. *Кровь играет во всем этом немалую роль, но ее действенность зависит, в конечном итоге, от воли Божией (Лев 17, 11; ср Ис 43, 25) и предполагает *покаянные чувства. Возмещение за обрядовые осквернения, за невольные провинности наводило мысль верующих на очищение сердца, так же, как законы о *чистом и нечистом направляли души к воздержанию от зла. Трапеза шеломам, т. е. жертва мирная, выражает и осуществляет в *радости и духовном ликовании общение ее участников между собою и с Богом, так как все они причастны к той же жертве.

1. Обряды как знаки «духовного жертвоприношения». – Библ. Бог не ищет выгоды от Ж-ний: Ягве не может быть должником ч‑ка, к-рый есть Его подопечный. Обряды дают видимое выражение внутренним чувствам: *поклонению (всесожжение), стремлению к близости с Богом (шеламим), признанию своего греха, жажде *прощения (умилостивительные обряды). Ж. совершается при обряде заключения *союза с Божеством (ср Быт 8, 20 слл), в частности на Синае (Исх 24, 5–8); оно освящает народную, семейную и личную жизнь в особенности при паломничествах и *праздниках (1Цар 1, 3; 20, 6; 4Цар 16, 15). Беседы (Исх 12, 26; 13, 8; 24, 4 слл), исповедание веры (Втор 26, 5–11), *исповедь грехов (1Цар 7, 6; ср Лев 5, 5), псалмы (ср Пс 21, 23–30; 26, 6; 53, 8) нередко выявляют духовное значение материального действия. Согласно 22 гл. Бытия, являющейся вероятно хартией храмовых Ж-ний, Бог отвергает ч-ские Ж-ния, а заклание животных приемлет; но эти дары угодны Ему только тогда.

когда ч-к приносит их с сердцем, способным с *верой жертвовать самым дорогим, по примеру праотца *Авраама.

2. Примат внутренней религиозности. – Постоянно возникавшее искушение держаться за обряд, пренебрегая его значением, вызывало многочисленные предупреждения со стороны *пророков. Их намерения иногда понимались неправильно. Они осуждали не самый принцип Ж., а его неправильное применение, в частности, следование ханаанским обычаям (Ос 2, 5; 4, 13). Множество обрядов само по себе не служило к воздаянию чести Богу. Прежде стольких обрядов не было (Ам 5, 25; Ис 43, 23 сл.; Иер 7, 22 слл). Без соответствующего расположения сердца Ж. сводится к напрасному и Лицемерному действию; когда чувства развращены, оно неугодно Богу (Ам 4, 4; Ис 1, 11–16). С силой, свойственной духу их языка, пророки подчеркивали примат *души (Ам 5, 24; Ос 6, 6; Мих 6, 8). Этим они не вводили нечто новое, а продолжали предание древнее (Исх 19, 5; 24, 7 сл.) и постоянное (1Цар 15, 22; 1Пар 29, 17; Притч 15, 8; 21, 3, 27; Пс 39, 7 слл; 49, 16–23; 68, 31 сл.; Сир 34, 18 слл). Внутреннее Ж. не суррогат внешнего, а самая его сущность (Пс 50. 18 сл.); иногда оно полностью может заменить обряд (Сир 35, 1–10; Дан 3, 38 слл). Это духовное направление, отразившееся и в Кумранских рукописях, обличало благочестие поверхностное, корыстное или не претворенное в жизнь и в конечном итоге ставящее под вопрос и сами обряды. В этом смысле пророки предвосхищали НЗ-ное откр. о сущности Ж.

3. Вершина внутренней религиозности в ВЗ. – Наряду с законодательным синтезом, осуществленным в кн. Левит, в Библии дается и другой синтез, синтез живой, ибо он воплощен в некоей личности. *Отрок Божий, по Ис 53, принесет Свою смерть как жертву умилостивления. В этом пророчестве выражается концепция уже гораздо более совершенная, чем в Лев 16. Козел отпущения, уносивший в великий День *Очищения грехи народа, несмотря на обряд возложения рук, не отожествлялся с приносимой жертвой. Учение о заместительном наказании (свободно принятом) не затронуто в этом обряде. Напротив, Отрок добровольно замещает Собою грешников. Его непорочное принесение Себя в жертву обращается на пользу «многим» согласно замыслу Божию. Здесь величайшее внутреннее переживание сочетается с величайшим отданием себя и с величайшей действенной силой.

НЗ

Иисус продолжает поучения пророков о примате души над обрядом (Мф 5, 23 сл.; Мк 12, 33). Этим напоминанием Он готовит умы к пониманию смысла Его собственного Ж. Соотношение между обоими Заветами можно охарактеризовать и как непрерывную связь, и как движение по восходящей линии: непрерывность проявляется в применении к смерти Христа терминологии ВЗ, относящейся к Ж-ниям; абсолютная же новизна Ж. Христа показывает, что ВЗ-ное осталось позади. Этим вводится в мир существенно новая реальность.

Возвещая о Своих предстоящих Страстях, Иисус применяет буквально те же выражения, что служили для определения умилостивительной жертвы Отрока Божия: Он пришел «*послужить», Он «отдает Свою жизнь», умирает «как выкуп» за «многих» (Мк 10, 45 п; Лк 22, 37; Ис 53, 10 слл). Кроме того, обстановка *прощальной *пасхальной трапезы (Мф 26, 2; Ин 11, 55 слл; 12, 1…; 13, 1) преднамеренно и определенно устанавливает связь между смертью Христа и принесением в жертву пасхального *Агнца. Наконец Иисус прямо ссылается на Исх 24, 8, применяя к Себе выражение Моисея о «крови Завета» (Мк 14, 24 п). Тройная ссылка – на Агнца, *кровь к-рого освобождает иудейский народ, на синайские жертвы, скрепляющие Ветхий *Союз- Завет, и на искупительную смерть Отрока – ясно показывает, что смерть Христа есть Ж. в полном смысле слова: она приносит множеству людей отпущение грехов, освящает окончательный Союз- Завет и возникновение нового *народа и дает уверенность в *искуплении. Именно в этом великая плодотворность Голгофской жертвы: *смерть стала источником *жизни. Проникновенная формулировка Ин 17, 19 резюмирует эту доктрину: «За них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною». *Евхаристия, в форме трапезы, соделывая присутствующим «в памяти» (ср Лев 24, 7) единственное в своем роде Ж. на *Кресте, связывает новый хр–ский обряд с древними жертвами мирными. Так приношение Иисуса и в кровавой реальности Голгофы и в таинственном выражении ее повторяет в главных чертах и *завершает ВЗ-ное домостроительство, связанное с Ж-ниями: оно одновременно равносильно и всесожжению (минха’), и умилостивительной жертве, и Ж. *мирному. Последовательность обоих Заветов неоспорима. Но своей единственностью, в силу достоинства *Сына Божия и совершенства приносимой жертвы, и своей вселенской действенностью Ж. Иисуса превосходит многообразные и многочисленные Ж. ВЗ. Словесные выражения – старые, содержание – новое. Реальность выходит за пределы категорий мышления, служащих для ее выражения.

1. Голгофское жертвоприношение и евхаристическая трапеза. – Апостольские писания в разных формах развивают следующие основные мысли: Христос становится «*Пасхой нашей» (1Кор 5, 7; Ин 19, 36); «Агнец закланный» (1Петр 1, 19; Откр 5, 6) устанавливает новый Завет в Своей крови (1Кор 11, 25), искупляет стадо (Деян 20, 28), осуществляет Искупление грехов (Рим 3, 24 сл.) и Примирение между Богом и людьми (2Кор 5, 19 слл; Кол 2, 14). Как и в кн. Левит, подчеркивается значение *крови (Рим 5, 9; Кол 1, 20; Еф 1, 7; 2, 13; 1Петр 1, 2, 18 сл.; 1Ин 1, 7;

5, 6 слл; Откр 1, 5; 5, 9). Но кровь эта изливается Сыном по воле Отца Его. Т. обр. Апостолы указывают на соответствие между принесением в жертву Исаака и Ж. Христа. Этим параллелизмом четко выявляется совершенство Голгофской жертвы: Христос, Сын возлюбленный, άγαπητός (ср Мк 12, 6; 1, 11; 9, 7), предает Себя на смерть, Отец же, из любви к людям, не щадит собственного Сына Своего (Рим 8, 32; Ин 3, 16). Так *Крест открывает внутреннюю природу «жертвы в благоухание приятное» (Еф 5, 2): в своей духовной сущности Ж. является делом *любви. Отныне *смерть – удел греховного ч-ства – представляется в совершенно новой перспективе (Рим 5).

В Храме был предусмотрен стол для хлебов предложения; стол существует и в хр–ской общине – «стол Господень». Ап. Павел прямо сравнивает *Евхаристию со священными трапезами Израиля (1Кор 10, 18). Но какое различие! Хр–не не только приобщаются к «святому» или даже «святому святых», – они приобщаются тела и крови Христовой (1Кор 10, 16), залога вечной жизни (Ин 6, 53–58). Это участие означает и создает единство верных в одном *теле (1Кор 10, 17). Так и осуществляется идеальное Ж., провиденное пр. Малахией (1, 11), действительное для всех и на все времена.

1. Образы и действительность. – Многочисленные обращения к ВЗ-ной обрядовой терминологии в Евангелиях и в апостольских писаниях показывают глубинный смысл ветхого богослужения: оно готовило и Прообразовывало искупительное Ж. Посл. к Евреям ясно выражает это учение путем систематического сравнения обоих домостроительств. Иисус, К-рый есть и Первосвященник и Жертва, заключает, как Моисей на Синае, союз между Богом и Его народом. Отныне этот союз совершенен и окончателен (Евр 8, 6–13; 9, 15–10, 18). Более того, Христос, подобно Первосвященнику в день очищения, совершает очистительное действо. Но теперь Он упраздняет грех пролитием Своей крови, более действенной, чем жертвенная кровь в. Храме.

Верующим даруется уже не только «*чистота *тела (плоти)», но и «очищение совести» (9, 12 слл). Личность Первосвященника и превосходство святилища, т. е. Неба, где совершается Ж., обеспечивают абсолютную ценность и полную всеобъемлющую действенность жертвы Христа. Это Ж. – первообраз всех других, являвшихся только тенью реальности, – не подлежит повторению (10, 1, 10). Богослужение, согласно Откр Ин (5, 6…) происходящее на небе вокруг закланного Агнца, подобно представлению, изложенному в Посл. к Евреям.

2. Жертвоприношение Главы и «духовная жертва» членов. – Пророки настаивали на внедрении обрядовых действий в повседневную жизнь: кн. Сир. приравнивала даже доброе поведение к Ж. (35, 1 слл). В НЗ мы находим то же духовное применение к хр–ской и апостольской жизни (Рим 12, 1; 15, 16; Флп 2, 17; 4, 18; Евр 13, 15). Верующие, побуждаемые одушевляющим их Духом и находящиеся в жизненном общении со своим Господом, образуют «*священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Петр 2, 5).

СН

– > Авраам I 2 – Агнец Божий – благовония/ароматы 2 – вино I 2 – голубь 1 – дар ВЗ 3, НЗ 2 – Евхаристия IV 2, V – жертвенник – животные II 3 – Искупление НЗ 2 – кровь ВЗ 3 б, НЗ 1 – культ – милостыня ВЗ 3 – мир I 3 – мученик – начатки, первины, первенец I 2 а, II – огонь ВЗ II 1 – Пасха – пища I – причастие, приобщение ВЗ 1 – святой – священство ВЗ II 1; НЗ I 1, 2 – служитель Божий II 2, III – смерть – соль 2 – Союз/Завет – трапеза, II – умилостивление, очищение – хлеб II 3, III – Храм НЗ III 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle