под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ЖИЗНЬ

Бог есть Бог живой и призывает нас к вечной Ж. От начала и до конца Библии глубокое ощущение Ж. во всех ее формах и очень ясное ощущение Бога открывают нам в Ж., к-рой ч-к жаждет с неустанной надеждой, некий священный дар, в к-ром Бог являет Свою тайну и Свою щедрость.

Призывать «Бога живого» (Ис Нав 3, 10; Пс 41. 3…), выступать в качестве «раба Бога живого» (Дан 6, 20; 3Цар 18, 10, 15), клясться «Богом живым» (Суд 8, 19; 1Цар 19, 6 …) – значит не только провозглашать, что Бог Израилев есть *Бог крепкий и действующий, но и давать Ему одно из *имен, к-рые Ему наиболее угодны (Числ 14, 21; Иер 22, 24; ср Иез 5, 11…) и свидетельствовать о Его изумительной силе Ж., Его всепоглощающем горении, к-рое не утомляется и не изнемогает (Ис 40, 28), о «Царе вечном, *гнева К-рого народы не могут выдержать» (Иер 10, 10), о Том, Кто «присносущий», Кто «избавляет и спасает и совершает чудеса и знамения на небе и на земле» (Дан 6, 26 сл.). Тот факт, что Библия так дорожит наименованием «Бог живой», показывает, как ценна Ж. в глазах библ. ч‑ка.

1. Жизнь – драгоценна. – Жизнь появляется на последних этапах *творения, дабы его увенчать. В пятый день созданы «рыбы большие и всякая душа животных пресмыкающихся, к-рых произвела вода» (Быт 1, 21), а также птицы. В свою очередь земля производит другие живые существа (1, 24). Наконец Бог создает по образу Своему наиболее совершенное из живых существ – *ч‑ка. И чтобы обеспечить продление и *рост этой *зарождающейся Ж., Бог дарует ей Свое *благословение (1, 22, 28). В силу этого, хотя Ж. и является временем тяжкого служения (Иов 7, 1), ч-к готов жертвовать всем для ее спасения (2, 4). Судьба *души в аду представляется столь жалкой, что желание *смерти может появиться только как результат какого- нибудь сильного потрясения, вследствие неслыханного и ужасного несчастья (Иов 7, 15; Ион 4, 3). Идеал – это долго пользоваться нынешним существованием (ср Екк 10, 7; 11, 8 сл.) на «земле живых» (Пс 26, 13) и умереть, как Авраам, «в старости доброй, престарелым и насыщенным жизнью» (Быт 25, 8; 35, 29; Иов 42, 17). Потомства желают горячо (ср Быт 15, 1–6; 4Цар 4, 12–17), потому что *дети являются поддержкой родителей (ср Пс 126; 127) и как бы продолжают их Ж. Оттого–то и радуются, когда видят в большом числе, в местах народного стечения, глубоких старцев и маленьких детей (ср Зах 8, 4 сл.).

2. Жизнь – хрупка. – Все живые существа, и сам ч-к, обладают Ж. лишь преходящим образом. Они, по природе, подвержены смерти. Действительно, эта Ж. зависит от дыхания, т. е. от непрочного дуновения, к-рое существует независимо от воли и может быть упразднено малейшей причиной (ср *дух). Будучи даром Божиим (Ис 42, 5), это дуновение остается все время зависимым от Него (Пс 103, 28 слл), ибо Он «умерщвляет и оживляет» (Втор 32, 39). В самом деле, жизнь коротка (Иов 14, 1; Пс 36, 36), она – всего лишь дым (Прем 2, 2), *тень (Пс 143, 4), ничто (Пс 38, 6). Кажется даже, что она непрерывно уменьшается со времени своего возникновения (ср Быт 47, 8 сл.). Сто–сто двадцать лет, или даже только семьдесят–восемьдесят, стали ее крайним пределом (ср Быт 6, 3; Сир 18, 9; Пс 89, 10).

3. Жизнь – священна. – Всякая Ж. – от Бога, но совсем особым образом это относится к Ж. ч‑ка: чтобы сделать его душою живою, Бог вдунул ему в ноздри дуновение Ж. (Быт 2, 7; Прем 15, 11), к-рое Он же берет назад в момент смерти (Иов 34, 14 сл.; Екк 12, 7, после колебания, проявленного в 3, 19 слл). Вот почему Бог берет Ж. ч‑ка под Свое покровительство и запрещает убийство (Быт 9, 5 сл.; Исх 20, 13), даже и убийство Каина (Быт 4, 11–15). Даже Ж. *животного содержит в себе нечто священное; ч-к может питаться его *плотью, но при том условии, чтобы вся *кровь из нее вытекла, так как «душа тела в крови» (Лев 17, 11): кровь – местопребывание души живой, к-рая дышит (Быт 9, 4); и через нее ч-к входит в соприкосновение с Богом при *жертвоприношениях.

1. Закон жизни. – Бог, К-рый «не хочет смерти умирающего» (Иез 18, 32), создал ч‑ка не для того, чтобы дать ему умереть, но для того, чтобы он жил (Прем 1, 13 сл.; 2, 23); оттого Он предназначил ему земной *рай и *дерево жизни, к-рое должно было дать ему возможность «жить вечно» (Быт 3, 22). Даже после того, как доступ к древу жизни пришлось запретить согрешившему ч-ку, возомнившему найти его своими собственными путями, Бог не отказался от того, чтобы обеспечить ч-ку Ж. В ожидании того момента, когда Он дарует Ж. ч-ку смертью Сына Своего, Он предлагает Своему народу *«пути жизни» (Притч 2, 19…; Пс 15, 11; Втор 30, 15; Иер 21, 8).

Эти пути – «*законы и постановления Ягве», исполняя к-рые ч-к будет жив (Лев 18, 5; Втор 4, 1; ср Исх 15, 26); тогда «число дней ч‑ка будет полным» (Исх 23, 26); он обретет «долготу дней своих и жизни, свет очей и мир» (Вар 3, 13). Ибо это – пути *праведности, а «праведность ведет к жизни» (Притч 11, 19; ср 2, 19 сл…) и «праведный своею верою жив будет» (Авв 2, 4), тогда как нечестивые будут вычеркнуты из *Книги Ж. (ср Пс 68, 29). В чаяниях Израиля эта Ж. долгое время остается всего лишь земной, но так как Израильская *земля – это та, к-рую Ягве даровал Своему народу, «пробыть на ней много времени» – по Божию предназначению при условии верности (Втор 4, 40. ср Исх 20, 12) – составляет исключительное счастье в мире, высшее чем у «всех народов земли» (Втор 28, 1).

2. Бог – источник жизни. – Хотя эта Ж. и протекает целиком на земле, она все же *питается прежде всего не земными благами, а приверженностью к Богу. Он – «источник воды живой» (Иер 2, 13; 17, 13), «источник жизни» (Пс 35, 10; ср Притч 14, 27) и «милость Его лучше, нежели жизнь» (Пс 62, 4). Тем самым лучшие среди людей предпочитают всякому иному благу счастье всю Ж. пребывать в Его храме, где один день, проведенный перед Его *лицом и посвященный Его хвале, «лучше тысячи» (Пс 83, 11; ср 22, 6; 26, 4). Согласно пророкам, Ж. заключается в том, чтобы *«взыскать Ягве» (Ам 5, 4 сл.; Ос 6, 1 сл.).

3. Жизнь после смерти. – Грешный Израиль изведал на опыте *смерть, больше чем счастливую Ж. на земле, но и в лоне смерти ему открывается, что Бог продолжает призывать его к Ж. Из мрака пленения Иезекииль возвещает, что Бог «не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез 33, 11); пророк знает, что Израиль – как бы народ, подобный трупам, но он предвозвещает и то, что на эти сухие кости Бог наведет дуновение *духа Своего и они оживут (37, 11–14). Во время плена Второисаия созерцает *Раба (Отрока) Ягве: «Он отторгнут от земли живых – за преступления народа» (Ис 53, 8), «душа Его принесет жертву умилостивления» и, по смерти, «Он узрит потомство долговечное» (53, 10). Т. обр., в роковом двуединстве грех–смерть существует трещина: можно умирать в наказание за свои *грехи и все еще ожидать чего–то от Ж., можно умирать не за свои грехи, а за нечто иное, и, т. обр., умирая, найти Ж.

Гонения Антиоха Епифана послужили подтверждением этим пророческим видениям, показав, что можно умирать ради *верности Богу. Такая смерть, принятая ради Бога, не могла отделить от Него, она могла только вести к жизни через воскресение: «Бог вернет им дух и жизнь… Они пьют от жизни неиссякающей» (2 Макк 7, 23, 36 – LXX и ц. слав). Они, спящие в прахе земли, «пробудятся и будут сиять, как светила на тверди», тогда как гонители пробудятся на «вечное поругание» (Дан 12, 2 сл.). В кн. Прем, эта надежда расширяется и преображает всю жизнь праведных: нечестивые, как живые мертвецы, едва родившись, перестают быть» (5, 13), а праведники уже теперь «в руке Божией» (3, 1) и от нее они получат «жизнь вечную… царство *славы и венец красоты (5, 15 сл.).

С пришествием Спасителя обетования становятся действительностью.

1. Иисус возвещает жизнь. – Согласно Иисусу, Ж. драгоценна, «больше пищи» (Мф 6, 25); спасти чью–либо Ж. важнее, чем даже соблюдать *субботу (Мк 3, 4 п), ибо Бог «не есть Бог мертвых, но живых» (Мк 12, 27 п). Он Сам исцеляет и возвращает к Ж., точно Ему нестерпимо присутствие смерти: если бы Он был там, Лазарь не умер бы (Ин 11, 15, 21). Эта власть давать Ж. является знаком того, что Он имеет власть над грехом (Мф 9, 6) и приносит Ж. неумирающую, «жизнь вечную» (19, 16 п; 19, 29 п). Это – истинная Ж.; можно даже сказать просто, что это «жизнь» как таковая (7, 14; 18, 8 сл п). И понятно, что для вхождения в нее и обладания ею нужно пойти *путем узким, пожертвовать всеми своими *богатствами, даже членами тела и нынешней жизнью (ср Мф 16, 25 сл.).

2. В Иисусе – жизнь. – Как предвечное Слово Христос обладал Ж. от вечности (Ин 1, 4). Воплотившись, Он есть «Слово жизни» (1Ин 1, 1); Он полновластно распоряжается Ж. (Ин 5, 26) и дает ее в избытке (10, 10) всем тем, кого Ему дал Отец Его (17, 2). Он – «путь, истина и жизнь» (14, 6), «воскресение и жизнь» (11, 25). «*Свет жизни» (8, 12), Он дает *воду живую, к-рая в получающем ее становится «источником, текущим в жизнь вечную» (4, 14). Он – «*хлеб жизни» и ядущим Его плоть (см *тело) Он дает жить Собою, как Он живет Отцом (6, 27–58). А это предполагает *веру: «Всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек» (11, 25 сл.), «иначе он не увидит жизни» (3, 36) – такую веру, к-рая принимает Его слова и исполняет их, как Он Сам послушен Отцу Своему, потому что «заповедь Его есть жизнь вечная» (12, 47–50).

3. Иисус Христос – Начальник жизни. – Христос Сам первый исполняет то, что Он требует; что возвещает, то и дает. Свободно, из любви к Отцу и Своим, как Добрый *Пастырь за овец, Он отдает Свою Ж. («*душу Свою полагает», Ин 10, 11, 15, 17 сл.; 1Ин 3, 16), чтобы снова приняв ее (Ин 10, 17 сл.) и став «духом животворящим» (1Кор 15, 45), даровать жизнь всем, кто верует в Него. Иисус Христос, умерший и воскресший, есть «Начальник жизни» (Деян 3, 15), а призвание Церкви – «стать и говорить народу все слова жизни этой» (5, 20): таков первый хр–ский опыт.

4. Жить во Христе. – Этот переход от смерти к Ж. повторяется в том, кто верует во Христа (Ин 5, 24) и, «*крестившись в смерть Его» (Рим 6, 3), «как оживший от мертвых» (6, 13) отныне «живет для Бога во Христе Иисусе» (6, 10 сл.). Он теперь *знает живым знанием Отца и Сына, Им посланного, – что и есть вечная Ж. (Ин 17, 3; ср 10, 14). Его «жизнь сокрыта со Христом в Боге» (Кол 3, 3) – в Боге живом, храмом К-рого он является (2Кор 6, 16). Т. обр. он причастен жизни Бога, от к-рой прежде был *отчужден (ср Еф 4, 18), равно как и от Его естества (2Петр 1, 4). Поскольку он принял от Христа *Духа Божия, и его дух жив (Рим 8, 10). Он более не подвластен принуждениям *плоти; он может невредимым пройти через смерть и жить вечно (ср 8, 11, 38), уже не для себя, «но для умершего для него и Воскресшего» (2Кор 5, 15); для него «жизнь – Христос» (Флп 1, 21).

5. Смерть поглощена жизнью. – Уже на земле, чем больше хр–нин участвует в *смерти Христа и несет Его *страдания, тем больше он являет Его жизнь, даже в своем *теле (2Кор 4, 10). Действительно, нужно, чтобы смертное было поглощено жизнью (2Кор 5, 4); тленное должно облечься в бессмертие, и это – такое изменение, к-рое, почти для всех, предполагает телесную смерть (ср 1Кор 15, 35–55). Телесная же смерть не только не означает неудачи жизни, а напротив закрепляет эту последнюю в Боге и тем доводит ее до полного расцвета, поглощая смерть в *победе над ней (15, 54 сл.).

Откр. Ин. видит уже души мучеников на небе (6, 9), и Павел желает умереть, чтобы «быть со Христом» (Флп 1, 23; ср 2Кор 5, 8). Следовательно, Ж. со Христом, ожидаемая от *воскресения (ср 1Фес 5, 10), возможна уже сразу после смерти. Тогда можно быть подобным Богу и *видеть Его таким, каков Он есть (1Ин 3, 2), *лицом к лицу (1Кор 13, 12), и в этом и есть сущность вечной Ж.

Все же эта Ж. достигнет своего полного совершенства лишь в тот день, когда в ней станет участвовать воскресшее и прославленное *тело, когда явится «Христос, жизнь наша» (Кол 3, 4), в небесном Иерусалиме, «скинии Бога с человеками» (Откр 21, 3), где будет течь река Ж. и расти *древо Ж. (22, 1 сл.; 22, 14, 19). «И смерти не будет уже» (21, 4), она будет «повержена в озеро огненное» (20, 14). Все будет полностью покорено Богу, К-рый будет «все во всех» (1Кор 15, 28). Это будет новый рай, где святые *вкусят навеки саму Ж. Бога, во Христе Иисусе.

AAV & JG

– > бегать 2 – белый 0 – благодать, милость II 1, V – благословение – блаженство – Бог ВЗ III 1 – вода – возрастание – Воскресение – дар НЗ 3 – дерево – Дух Божий НЗ V 3 – душа I 1, 2 – желание I – женщина, жена ВЗ 1, 2 – крещение IV 2, 4 – кровь – мать I 1, II 1 – могущество, сила – мудрость, премудрость ВЗ II 1 – насилие О – новое рождение – плод – плодовитость – победа НЗ 1 – радость ВЗ 1 – рай – свет и тьма ВЗ II 1, НЗ I 2 – светильник 2 – смерть – сотворение – спасение – старость 1 – человек I 1 а


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle