под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ЖЕНЩИНА

В кодексах Израиля, как и в кодексах других древневосточных народов, правовое положение Ж. приравнивается к положению несовершеннолетних: ее значение в обществе определяется ее материнскими функциями. В то же время Израиль веровал в Бога–Творца, утверждающего принципиальное равенство мужеского и женского пола. Настоящая же роль Ж. определилась только с пришествием Христа, ибо, если, согласно порядку творения, Ж. завершает себя, становясь женой и матерью, то в порядке нового творения она также может достичь свойственного ей совершенства через девство.

ВЗ

1. В земном раю. – Пол является одним из основных свойств ч-ской природы: *ч-к был сотворен «мужчиной и женщиной» (Быт 1, 27). Эта краткая формулировка священнической редакции связана, вероятно, с ягвистским повествованием, где показана двойственная роль Ж. по отношению к мужчине.

В отличие от животных, Ж., взятая из самого существа Адама, обладает той же природой, что и он; именно это констатирует мужчина при виде создания, к-рое Бог приводит к нему. Более того, согласно намерению Божию дать ему «помощника, соответственного ему» (2, 18), Адам видит в ней самого себя: давая ей *имя, он дает имя и себе самому; перед нею он уже не просто Адам, он становится иш, а она – ишша. В плане *творения Ж. завершает мужчину, делая его своим мужем. Это соотношение должно было оставаться совершенным равенством при различии полов, но грех извратил его и подчинил жену мужу (3, 16).

Ж. не только дает начало обществен, жизни: она – *мать всех живущих. Во многих религиях Ж. отождествляется с *землей, Библии же более свойственно отожествлять ее с *жизнью: имя Ева, определившее ее естество, происходит от слова «жизнь» (3, 20). Если вследствие греха она не может передавать жизнь иначе, как в *«страдании» (3, 16), она все же торжествует над смертью, обеспечивая непрерывность рода ч-ского; дабы пребывать в этой надежде, ей дано обетование, что ее потомство некогда поразит в голову змея – вечного врага (3, 15).

2. В священной истории. – В ожидании этого благословенного дня роль Ж. остается ограниченной. Конечно, дома ее права кажутся равными правам мужа, по крайней мере в отношении детей, к-рых она *воспитывает; но *закон удерживает ее на втором плане. Ж. не принимает официального участия в *культе и не несет священнических обязанностей, но может принимать участие в общем веселии по случаю праздников (Исх 15, 20 сл.; Втор 12, 12; Суд 21, 21; 2Цар 6); однако только «мужеский пол должен являться три раза в году пред лице Владыки» (Исх 23, 17), т. е. совершать предписанные паломничества; замужняя Ж. не упоминается и среди тех, кто должен строго соблюдать покой в субботу (Исх 20, 8 слл). Вне культовой области закон весьма заботится о защите Ж., особенно в присущей ей области – жизни как таковой: не она ли источник плодоносной жизни на земле (напр., Втор 25, 5–10)? Мужчина обязан уважать биологический ритм ее существования (Лев 20, 18); он настолько уважает ее, что требует от нее такого идеала верности в *браке, к-рого сам не придерживается.

В истории С. – Завета нек–рые Ж. играли выдающуюся роль, одни во благо, другие во зло. Жены- иноплеменницы совратили сердце Соломона к поклонению своим богам (3Цар 11, 1–8; ср Екк 7, 26; Сир 47, 19); пример Иезавели показывает силу влияния Ж. на религию и нравственность мужа (3Цар 18, 12 сл.; 19, 1 сл.; 21, 25 сл.); иногда дети знают язык матери и «не умеют говорить по–иудейски» (Неем 13, 23 сл.). Ж., не имеющая официальных богослужебных обязанностей, как будто распоряжается религиозной жизнью по своему произволу. Наряду с этими отрицательными примерами мы видим жен патриархов, проявляющих положительное стремление к *чадородию. Вот затем героини: хотя доступ к исполнению культа им воспрещен, Дух Ягве нисходит на нек–рых из них, делая их наравне с мужчинами пророчицами и тем самым показывая, что разница полов – не препятствие для наития Духа: так это происходит с Мариамью (Исх 15, 20 сл.), с Деворой и Иаилью (Суд 4, 4–5, 31), с Олдамой (4Цар 22, 14–20).

3. В понимании Мудрых. – Немногочисленны и к тому же не очень благосклонны суждения о Ж-нах, к-рые вложены в уста самих же женщин (Притч 31, 1–9). Библ. образ женщины носит отпечаток мужского авторства; если он и не всегда лестен, то он отнюдь не свидетельствует о каком–либо женоненавистничестве авторов. Строгость мужчины по отношению к Ж. лишь подчеркивает ту потребность, к-рую он испытывает в ней. Вот как он описывает свою мечту: «Кто нашел добрую жену, тот нашел благо» (Притч 18, 23; ср 5, 15–18), нашел «помощницу, подобную себе», твердую опору, ограду для своего владения, очаг, избавляющий от тяги к бродяжничеству (Сир 36, 24–27), а также, в дополнение к мужественности, к-рой он так гордится, нашел и олицетворенное благонравие (Притч 11, 16), к к-рому иногда добавляются и другие качества, как, напр., трудолюбие (Притч 12, 4; 31, 10–31). Достаточно вспомнить описание супруги в Песне Песней (4, 1–5; 7, 2–10). Но мужчина, наученный опытом, опасается неустойчивости, присущей его подруге жизни. Красоты недостаточно (Притч 11, 22); она даже опасна, когда соединяется с хитростью, как у Далиды (Суд 14, 15 слл; 16, 4–21), и когда прельщает ч‑ка простого (Сир 9, 1–9; ср Быт 3, 6). Дочери доставляют немало забот своим родителям (Сир 42, 9 слл); и мужчина, допускающий для самого себя связи с ж-нами помимо «жены юности своей» (ср Притч 5, 15–20), опасается непостоянства Ж., ее склонности к прелюбодеянию (Сир 25, 13–26, 18); он сетует на проявляемые ею тщеславие (Ис 3, 16–24), и *«безрассудность» (Притч 9, 13–18; 19, 14; 11, 22), сварливость, придирчивость и раздражительность (Притч 19, 13; 21, 9, 19; 27, 15 сл.).

Этим изображением нравов не следует, однако, ограничивать представление Мудрых о женщине, ибо женщина – *образ *Премудрости Божией (Притч 8, 22–31); в ней проявляется *сила Бога, К-рый через слабые орудия утверждает славу Свою. Анна, мать Самуила, прославляла Господа смиренных (1Цар 2); Иудифь, действовавшая как пророчица, показывает, что каждый может полагаться на Божие покровительство; ее красота, благоразумие, умение, смелость и целомудрие во вдовстве делают из нее законченный образ Ж. по замыслу Божию в ВЗ.

НЗ

Этот образ, как бы он ни был прекрасен, еще не показывает Ж. в ее наивысшем достоинстве. Еще и теперь в своей ежедневной молитве еврей выражает это с большой непосредственностью: «Благословен, Боже наш, за то, что не сделал меня ни язычником, ни женщиной, ни невеждой!» – тогда как Ж. говорит с покорностью: «Хвала Тебе, Господи, что создал меня по воле Своей». Только Христос окончательно утверждает и освящает подлинное достоинство Ж.

1. Заря искупления. – Это освящение произошло в день Благовещения. Господу было угодно родиться от Ж. (Гал 4, 4). В *Марии, Деве и Матери, осуществляется стремление женщины к умножению жизни; в то же время в ней выявляется и освящается прежде подавлявшееся влечение к *девству, к-рое приравнивалось к постыдному *неплодию. В Марии воплощается идеал Ж., ибо Она родила «Начальника жизни» (Деян 3, 15). Но тогда как Ж. здесь на земле подвержена опасности восторгаться одной только телесной жизнью, от нее происшедшей, Иисус открыл существование еще и духовного материнства, плода, приносимого девственностью веры (Лк 11, 28 сл.). В Марии Ж. может стать символом верующей души. Вот почему Иисус соглашается, чтобы святые женщины *следовали за Ним (Лк 8, 1 слл), приводит в пример верных дев (Мф 25, 1–13) и поручает женщинам ту или иную *миссию (Ин 20, 17). В Деян (1, 14; 9, 36, 41; 12, 12; 16, 14 сл.) указывается на место, занимаемое многими Ж-ми в первохр–ской Церкви, и на служение, к-рое они несут в ней. Отныне Ж-ны призваны быть сотрудницами в деле Церкви.

2. Во Христе Иисусе. – Это сотрудничество связано с открытием нового достоинства в Ж. – *девства. Ап. Павел развивает настоящее богословское учение о Ж., показывая, в каком смысле деление на два пола и преодолено и освящено: «Нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3, 28); в некотором смысле различие полов упразднено, так же, как разделения расового или социального порядка. Небесное бытие, – та ангельская жизнь, о к-рой говорил Христос (Мф 22. 30), – может быть предвосхищено; но постигнуть это можно только оком веры. Хотя Павел придерживается мудрого мнения: «лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор 7, 9), он тем не менее превозносит *харизму девства; он решается даже как бы противоречить кн. Бытия, где говорилось: «не хорошо быть человеку одному» (Быт 2, 18; 1Кор 7, 26); все, и юноши и девушки, могут, если они к тому призваны, оставаться девственными. Т. обр., к первому различию между мужчиной и Ж. прибавляется новое различие между людьми, вступившими в брак, и девственниками. Вера и небесная жизнь находят в соблюдении девства конкретный образ существования, в к-ром душа, ничем не отвлекаясь, прилепляется к своему Господу (7, 35). Чтобы исполнить свое *призвание, Ж. не обязательно должна становиться женой и матерью, она может оставаться девою сердцем и телом.

Этот идеал девства, к-рый Ж. отныне может поставить себе и осуществить, не упраздняет нормального *брачного состояния (1Тим 2, 15), а имеет восполняющую ценность, подобно тому, как *небо уравновешивает землю и определяет ее настоящее место. Наконец, в самом глубоком плане, естественное взаимоотношение мужчины и Ж. основывается на взаимоотношении Христа и Церкви. Ж. соотносительна уже не только Адаму, но и Христу: так она представляет *Церковь (Еф 5, 22 слл).

3. Женщина и Церковь. – Хотя разделение на два пола и упразднено в плане веры, оно сохраняется в жизни и поэтому неизбежно в конкретном бытии Церкви. Из порядка, существующего в творении, Павел выводит для Ж. два правила поведения: на богослужебном собрании она должна носить покрывало, выражая этим символом, что ее хр–ское достоинство не выводит ее из зависимости от мужа (1Кор 11, 2–16) и из второстепенного положения, к-рое она продолжает занимать в официальном преподании учения (Церкви); она не должна «говорить» в Церкви, т. е. не может *учить (1Кор 14, 34; ср 1Тим 2, 12); такова «заповедь Господня», принятая Павлом (1Кор 14, 37). Но Павел не отрицает, что Ж. может пророчествовать (11, 5), ибо, как и в ВЗ, Дух не знает различия полов. Присутствуя на богослужении с покрытой головой и в молчании, ради соблюдения «порядка», Ж., с другой стороны, поощряется к тому, чтобы Свидетельствовать дома «чистым и богобоязненным житием» (1Петр 3, 1 сл.; 1Тим 2, 9 сл.); а когда она, *овдовев, достигает преклонного возраста, к-рый хранит ее от возврата к прошлому, она играет видную роль в хр–ской общине (1Тим 5, 9).

В Откр. Ин. упоминается характерная роль Иезавели (2, 20) и говорится о преступлениях великой блудницы (17, 1, 15 сл.; 18, 3, 9; 19, 2), но главным обр. в нем возвеличивается «Жена», увенчанная звездами, рождающая младенца мужеского пола, преследуемая в пустыне драконом, а затем торжествующая над ним в своем потомстве (Откр 12). Эта Жена – во–первых, Церковь, новая Ева, рождающая *Тело Христа, и затем, по традиционному толкованию, это – сама Дева Мария; в ней можно видеть и прообраз Жены – той, к-рою каждая Ж. желает стать в глубине своего сердца.

XLD

– > бесплодие – брак – вдова – девство – половая жизнь I – знак/знамение НЗ II 3 – Мария – мать – одежда – плодовитость – плоть – прелюбодеяние – радость ВЗ I – супруг/супруга – человек


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle