под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ЖЕЛАНИЕ

Высшее совершенство, согласно буддизму, заключается в том, чтобы «убить Ж.» Какими далекими от этой мечты представляются люди в Библии, даже самые близкие к Богу! Библия вся насыщена волнениями и столкновениями всех форм желаний. Конечно, не все они одобряются и даже самые чистые Ж. должны пройти через радикальное очищение, но именно этим они и приобретают всю свою силу и придают ч-скому существованию всю его ценность.

В корне всех желаний ч‑ка лежат его природная нищета и основная потребность обладать *жизнью в *полноте и расцвете своего существа. Это естественное состояние; оно в порядке вещей и освящено Богом. Изречение сына Сирахова «не лишай себя доброго дня, и часть доброго желания да не пройдет мимо тебя» (Сир 14, 14) выражает не верх библ. *мудрости, но вполне нормальную ч-скую реакцию. В более высоком плане Иисус одобряет стремление к полноте жизни и жертвует Своей жизнью, чтобы Его овцы «жизнь имели, и в избытке имели» (Ин 10, 10).

Язык Писания подтверждает и естественное наличие и положительную ценность Ж. Многие сравнения связаны с представлением о самых горячих Ж.: «Как лань желает к потокам воды» (Пс 41, 2), «как очи рабы (обращены) на руку госпожи ее» (122, 2), «ожидает более, нежели стражи – утра» (129, 6), «дай мне услышать радость и веселие» (50, 10). Пророки и Второзаконие часто иллюстрируют свои угрозы и обещания примерами из постоянных стремлений ч-κα: насаждать, строить, вступать в брак (Втор 28, 30; 20, 5 слл; Ам 5, 11; 9, 14; Ис 65, 21). Даже *старец, на к-рого Бог «посылал многие и лютые беды», не должен отказываться от ожидания, что Он «и до старости и до седины не оставит» его (Пс 70, 18, 20 сл.).

Представляя собою нечто существенное и неискоренимое, Ж. может стать для ч‑ка источником постоянного и опасного искушения. Ева *согрешила оттого, что дала себя прельстить запрещенным *деревом, «хорошим для пищи, приятным для глаз и вожделенным» (Быт 3, 6). Уступив своему Ж., *женщина отныне жертва Ж., влекущего ее к мужу, и подпадает под закон мужчины (3, 16). В ч-стве грех – это как бы дикое Ж., готовое прорваться, и его приходится укрощать силой (4, 7). Это безудержное Ж. есть *любостяжание или похоть: «похоть *плоти, похоть очей и гордость *богатством» (1Ин 2, 16 греч; ср Иак 1, 14 сл.); его господство над ч-ством – это *мир сей, царство *Сатаны.

Излагая историю ч-скую, Библия изобилует примерами таких Ж., одолевающих грешника, а выражая слово Божие, она показывает их роковые последствия. Страдая в пустыне от *голода, Израиль, вместо того чтобы питаться *верою в слово Божие (Втор 8, 1–5), то оплакивает мясо, к-рое он ел в Египте, то объедается перепелами, – и виновные гибнут, став жертвами своей похоти (Числ 11, 4, 34). Уступая своему Ж., Давид овладевает Вирсавией (2Цар 11, 2 слл) и так становится причиной целой цепи несчастий и грехов. Уступив, по совету Иезавели, своему Ж. и отняв у Навуфея его виноградник, Ахав обрек на уничтожение свою династию (3Цар 21). Два старца, возгоревшись Ж-м к Сусание «до извращения ума» (Дан 13, 8, 20), поплатились жизнью за этот грех.

Закон еще более категоричен: он видит источник греха в самом *сердце ч‑ка и запрещает греховное Ж.: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего» (Исх 20, 17). Иисус, хотя и не создал сам этой заповеди, полностью раскрыл ее значение (Мф 5, 28).

Новизна Евангелия прежде всего в том, что оно выявляет с совершенной ясностью мысль, содержавшуюся лишь прикровенно в ВЗ: «Исходящее из сердца – оно оскверняет человека» (Мф 15, 18); и в особенности в том, что Евангелие возвещает, как нечто совершенно достоверное, Освобождение ч‑ка от сковывавших его похотей. Эти похоти, эти «помышления плотские – смерть» (Рим 8, 6), но хр-н, имеющий *Духа Божия, способен следовать «помышлениям духовным», «распять плоть со страстями и похотями» (Гал 5, 24; ср Рим 6, 12; 13, 14; Еф 4, 22) и «поступать по Духу» (Гал 5, 16).

Это «желание Духа», освобожденное Христом, уже присутствовало в *Законе, к-рый сам «духовен» (Рим 7, 14). Весь ВЗ воодушевлен глубоким Ж. Бога. Под Ж. приобрести *премудрость (Притч 5, 19; Сир 1, 20), под тоской по Иерусалиму (Пс 136, 5), под Ж. взойти ко святому граду (127, 5) и ко *Храму (121, 1), под Ж. познать Слово Божие во всех его формах (118, 20, 131, 174) течет в глубине Ж., поляризирующее все энергии, дающее возможность разоблачить все иллюзии и подделки (ср Ам 5, 18; Ис 58, 2), преодолеть все *разочарования – единое Ж. Бога: «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог – твердыня сердца моего и часть моя вовек» (Пс 72, 25 сл.; ср 41, 2; 62, 2).

Желать Бога более всего на свете мы можем только в единении с Ж. Иисуса Христа. Иисус охвачен одним горячим, томительным Ж., к-рое утоляется только через Его *крещение и Его Страсти (Лк 12, 49 сл.), – желанием воздать *славу Отцу Своему (Ин 17, 4) и показать миру, до какой степени Он способен Его любить (14, 31). Но это, устремленное к Отцу, Ж. *Сына неотделимо от другого Ж., влекущего Его к Своим и побуждающего «желать великим Ж. вкусить Пасху» с ними (Лк 22, 15) перед Страстями.

Это божественное Ж. *общения с людьми, – «Я с ним и он со Мною» (Откр 3, 20), – вызывает в НЗ сильнейший отзвук. В особенности послания ап. Павла полны Ж-я, чтобы его «братия возлюбленные и вожделенные (Флп 4, 1) пребывали «в любви Иисуса Христа» (Флп 1, 8); в них проявляется радость, к-рую доставил ему Тит, принесший сообщение об усердии к нему Коринфян (2Кор 7, 7), несомненном плоде действия Божия (7, 11). И лишь это Ж. как бы противостоит у Павла его основному влечению – «желанию разрешиться и быть со Христом» (Флп 1, 23), «водвориться у Господа» (2Кор 5, 8). Ибо зов «ч‑ка желания», зов «Духа и Невесты», – «прииди!» (Откр 22, 17), Ж. нового ч‑ка, крещеного в смерть и воскресение Христа, расцветает в надежде общения в Богом, пронизывающей всю Библию.

PMG & JG

– > блаженство ВЗ II – видеть ВЗ I – голод и жажда – дар – искать – любостяжание – молитва – надежда – половая жизнь


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle