под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ЖАТВА

Ж., как и *сбор винограда, знаменует в глазах земледельца *плод его *труда и залог его обеспеченности на весь год. Такая оценка природой труда ч‑ка может также символизировать *суд Божий.

Уборка ячменя (в апреле) и пшеницы (в мае) дают повод к народным увеселениям: над холмами раздаются песни жнецов, и с ними забывается тяжесть полевых работ под палящим солнцем (Руф 2; Ис 9, 3; Иер 31, 12; Пс 126, 6). Но в этой *радости всегда помнят о Ягве: Ж. – знамение и плод Божия *благословения. Богу, К-рый дает *рост (1Кор 3, 6 сл.), подобает *6 лагодарение (Пс 66, 7; 84, 13); оно выражается литургическим праздником Ж. – Пятидесятницей, на к-ром приносятся *начатки Ж. (Исх 23, 16; 34, 22), особенно первый сноп (Лев 23, 10).

Жнец должен также щедро разделять свою радость с другими. Закон предписывает «не заграждать рта волу, когда он молотит» (Втор 25, 4; 1Кор 9, 9) и особенно «не дожинать до края поля своего, и оставшегося от жатвы своей не подбирать» (Лев 19, 9; Втор 24, 19), чтобы сохранить долю бедного и *чужестранца. Эта щедрость способствовала встрече и браку Вооза и чужеземки Руфи, потомками к-рой считают Давида и Мессию (Руф 2, 15 слл; Мф 1, 5).

Однако эта законная братская радость не должна приковывать взор крестьянина только к земле. Вероятно это именно и хотел внушить Закон о *субботнем годе, предписывающий давать отдых земле каждый седьмой год (Лев 25, 4 сл.) и предлагающий земледельцу временно возвращаться к пастушеской жизни, полагаясь все полнее на единого Бога. Иисус определенно указывает, что надлежит всецело предаться на попечение небесного Отца, подобно воронам, «которые не сеют, не жнут» (Лк 12, 24 п). Итак, земледелец не должен полагаться на свои житницы, полные хлеба; он должен копить не для себя, а для Бога, К-рый однажды придет, как жнец, за его душой (Лк 12. 16–21; см Иер 17, 11).

1. Ж. – плод *сева. Между ними есть соответствия в разных планах. Пожинают, что посеяли (Гал 6, 7); без пахоты нет жатвы (Притч 20, 4); «сеющий неправду, пожнет беду (Притч 22, 8); «сейте себе в правду – и пожнете милость» (Осия 10, 12 сл.). Все это обозначает, что «Бог воздает каждому по пути его и по плодам дел его» (Иер 17, 10). Бесполезно протестовать, говоря, как лукавый раб: «Бог берет, чего не клал, и жнет, чего не сеял» (Лк 19, 21), ибо, сотворив и искупив людей, Бог посеял Свое Слово во всех сердцах (Иак 1, 21; Мк 4, 20).

2. Будучи тесно связанной с севом, Ж. часто осуществляется в другой атмосфере. «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью» (Пс 125, 5). Она отличается от сева и количественно; конечно, «кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2Кор 9, 6), но подобно тому, как Бог преизобилует всегда в делах Своих, урожай может превысить посев и дойти до сторицы, как это было у Исаака (Быт 26, 12), или на доброй земле, принимающей Слово Божие (Мф 13, 8, 23 п).

3. Итак, Ж. того, что посеяно, является идеалом сеятеля (Ис 37, 30); Бог так распределил времена сева и Ж. (Быт 8, 22; Иер 5, 24), что ч-к должен *терпеливо ждать, пока зерно созреет (Мк 4, 26–29), с полной надеждой, несмотря на изречение: «один сеет, другой жнет» (Ин 4, 37).

Собирая в житницу дела людей, Бог *судит их, *воздавая им по *правде Своей. Этот суд, к-рый совершится в конце времен, предваряется пришествием Христа.

1. В день Ягве. – Ж. имеет двойной аспект: ее собирают – в этом *радость; колосья срезают, вымолачивают на траве, мнут их молотильным колесом, наконец сжигают полову (Ис 28, 27 сл.) – это *наказание.

Подобно жнецу, Бог срезает колосья, молотит, веет, когда Он наказывает Израиля (Ис 17, 5; Иер 13, 24) или Вавилон (Иер 51, 2, 33). А когда зло людское достигает предела, «надо пустить в дело серпы, ибо жатва созрела» (Иоил 3, 13) – пришел срок суда над народами. Но в то же время дается возвещение и о радостной Ж., следующей вскоре после пахоты – этот резкий контраст отражается в пророческих предсказаниях (Иоил 3, 18; Ам 9, 13; Ос 6, 11; Пс 125, 5, 6).

2. В мессианские времена. – Это возвещение становится реальностью с пришествием Иисуса.

а) Сеятель и Жнец. – В то время как, согласно Предтече, Христос уподобляется веятелю, очищающему свое гумно, отделяющему пшеницу от половы (Мф 3, 12 п), хр–не видят в Иисусе Сеятеля по преимуществу, сеющего Слово в сердцах людей (Мк 4, 3–9 п) и Жнеца, посылающего серп в то поле, где жатва созрела (4, 29). Нечего ждать: «нивы побелели и поспели к жатве…; сеющий и жнущий вместе радоваться будут» (Ин 4, 35 сл.).

б) Делатели жатвы. – Когда нива уже созрела, Господин Ж. зовет делателей (Мф 9, 38 п). Ученики, посланные в мир, собирают плоды работы своих предшественников, главным обр. Иисуса, заплатившего ценою Своей крови за умножение пшеничного зерна. В этом смысле остается в силе поговорка, различающая сеятеля от жнецов (Ин 4, 37). Но и сами жнецы будут «просеяны» чрез *испытания и *гонения (Лк 22, 31).

в) В ожидании последней жатвы. – Хотя новая *Пятидесятница полагает начало Ж. Церкви, она закончится лишь в *День Господень, когда *Сын Ч-ский пошлет Свой серп на созревшую жатву (Откр 14, 14 слл; Мк 4, 29). До этого времени плевелы и доброе семя остаются смешанными, а Церковь должна разоблачать и осуждать зло, но не ей поручено ввергать злого в огонь. В конце времен Сын Ч-ский пошлет Своих ангелов исполнить *Суд, к-рый Он произнесет над делами ч-скими (Мф 13. 24–30, 36–43).

RG

– > плод – праздники ВЗ I – Пятидесятница I 1 – радость ВЗ I – сбор винограда – сеять


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle