под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ЕДИНСТВО

Верою во единого Бога – Отца, Сына и Св. Духа – ч-к открывается той любви, к-рая соединяет Отца с Сыном и сообщается Духом (Ин 15, 9; 17, 26; Рим 5, 5). Эта любовь, соединяя ч‑ка с единым Богом, делает его свидетелем Божиим в мире и сотрудником в осуществлении Его замысла – объединить в Единородном Сыне всех людей и всю вселенную (Рим 8, 29; Еф 1, 5, 10).

Вселенная в своем дивном многообразии – создание Бога–Творца, *замысел К-рого открывается в заповеди, данной Им мужчине и женщине: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт 1, 28). Из этого можно видеть, как множественность и Е. сочетаются в деле Божием. Ч-к должен размножаться, чтобы *творение достигло своего Е. под его владычеством; а чтобы ч-ку быть *плодовитым, необходимо осуществление Е. в любви мужчины и женщины (Быт 2, 23 сл.). Для осуществления же этого замысла ч-к должен пребывать в единении с Богом, признавая с исполненной доверия *верностью свою зависимость.

Отказ от этой верности представляет собою основной *грех: ч-к совершает его, желая быть равным Богу, что равносильно отрицанию единого Бога; он порывает с Тем, Кто, будучи весь любовь (1Ин 4, 16), является источником Е. От этого разрыва проистекают разделения, нарушающие Е. *брака через развод и многоженство (Быт 4, 19; Втор 24, 1), Е. между братьями смертоубийственной завистью (Быт 4, 6 слл, 24), Е. общества через разлад, ярким символом к-рого является *различие языков (11, 9).

Для преодоления этого разрыва Бог избирает людей, к-рым Он предлагает *Союз с Ним, скрепленный верою (Ос 2, 22); и действительно *вера – условие единения с Ним и сотрудничества в Его деле, в деле Е., к-рое Он беспрестанно возобновляет, призывая все новых избранников: Ноя, Авраама (ср Ис 51, 2), Моисея, Давида, Отрока–Раба Своего. *Закон, данный Им Своему народу, *Царь, избранный Им для этого народа в доме Давидовом, *Храм, в к-ром Он обитает с ним в Иерусалиме, *Отрок–Раб, К-рого Он дает ему как пример верности – предназначены обеспечить Е. Израиля и помочь ему выполнить миссию *народа–священника (Исх 19, 6) и *народа–свидетеля (Ис 43, 10 слл).

Бог выделил Израиля среди всех *народов, чтобы через него явить им Себя и собрать их в Е. истинного богопочитания (см *культ). Даже *рассеяние, к-рым Он покарал неверность Израиля, послужило в конечном итоге к познанию язычниками единого Бога Творца и Спасителя (Ис 45). Однако для выполнения избранным народом своего призвания, для восстановления его единства, нарушенного расколом вследствие неверности Соломона единому Богу (3Цар 11, 31 слл) и для собирания языч. народов в одном с ним богопочитании (Ис 56, 6 слл) необходимо было пришествие Того, Кто будет одновременно и *Отроком–Рабом, призванным объединить Израиль и спасти Своей смертью множество грешников (Ис 42, 1; 49, 6; 53, 10 слл), и новым *Давидом, к-рый будет пасти стадо Господне, объединенное под Его властью (Иез 34, 23 сл.; 37. 21–24), и *Сыном Ч-ским, Главою народа святых, вечное царство К-рого распространится на вселенную (Дан 7, 13 сл, 27). Благодаря Ему Сион – единственная обрученная Ягве *жена, к-рую Он любит любовью вечной, станет общей *матерью всех народов (Пс 86, 5; Ис 54, 1–10; 55, 3 слл), а Ягве будет их единым Царем (Зах 14, 9).

Этот *избранник Божий – Его *Сын Единоро дный, Христос Иисус (Лк 9, 35). Он объединяет тех, кто любит Его и верует в Него, даруя им Свой Дух и Свою Матерь (Рим 5, 5; Ин 19, 27) и *питая их от одного *хлеба – от тела Своего, принесенного в жертву на кресте (1Кор 10, 16 слл). Он т. обр. из всех народов образует одно *тело (Еф 2, 14–18); верующих Он делает членами этого тела, наделяя каждого различными *харизмами ради общего блага тела Своего, к-рое есть *Церковь (1Кор 12. 4–27; Еф 1, 22 сл.), включая их, как живые камни, в единый *храм Божий (Еф 2, 19–22; 1Петр 2, 4 сл.). Он – единый *Пастырь, знающий Своих овец во всем их многообразии (Ин 10, 3) и, полагая жизнь Свою за них, Он желает собрать в стаде Своем *рассеянных детей Божиих (Ин 10, 14 слл; 11, 51 сл.).

Через Него Е. восстанавливается во всех планах: Е. внутреннее у *ч‑ка, обуреваемого страстями (Рим 7, 14 сл.; 8, 2, 9); Е. супружеской четы, для к-рой Е. Христа и Церкви служит примером (Еф 5, 25–32); Е. всех людей, к-рых Дух делает детьми одного *Отца (Рим 8, 14 слл; Еф 4, 4 слл); у них одно *сердце и одна *душа (Деян 4, 32), и они славят Отца своего едиными устами (Рим 15, 5 сл.; ср Деян 2, 4, 11).

Итак, нужно способствовать развитию этого Е., хотя и раздираемого *расколами и *ересями (1Кор 1, 10; 11, 18 сл.), но имеющего свою основу в единой вере в единого Господа (Еф 4, 5, 13; ср Мф 16, 16 слл). Знамение единой Церкви, порученной любви ап. Петра (Ин 21, 15 слл), есть именно ее Е., *плод, приносимый теми, кто пребывает в любви Христовой и верно соблюдает Его единую заповедь: «Как Я возлюбил вас, и вы да любите друг друга» (13, 34 сл.); их верность и обилие приносимых ими плодов измеряются их единением со Христом, подобным Е. виноградных ветвей с лозою (15, 5–10).

Е. хр-н необходимо для того, чтобы через них открылась миру любовь Отца, явленная через дарование Сына Его Единородного (3, 16), и чтобы все люди стали едино во Христе (Еф 4, 13); тогда осуществится наивысшее желание Иисуса Христа: «Отче… да будут едино, как Мы едино» (Ин 17. 21 слл).

MFL

– > брат НЗ 2 – Дух Божий НЗ V 5 – ересь – замысел Божий НЗ III 2 – любовь – милостыня НЗ 3 б – мир – народ Б II 1, 5, 6, III, В II – отцы и Отец V 2 – пастырь и стадо ВЗ 2, НЗ 1 – примирение II 2 – причастие – Пятидесятница II 2 в г – раскол – рассеяние – супруг – Тело Христа III – трапеза III – хлеб – Церковь


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle