под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ДОМ

Ч-ку – для жизни – нужны благоприятная среда и надежный кров: семья и Д., названные оба по–евр. одним и тем же словом: байт (бет в составных словах, напр., Бетел, дом Божий). Однако Бог не ограничивается тем, что дает ч-ку семью, связанную кровными узами и материальное жилище; Он хочет ввести его в Свой Д., не только как слугу, но и как сына; вот почему, после своего обитания среди Израиля во Храме, Бог послал Своего Единородного Сына, чтобы Тот воздвиг Ему духовное жилище из живых камней, открытое для всех людей.

1. Дом семьи. – Ч-к хочет иметь место, где бы он чувствовал себя «дома», гнездо, как говорит древняя пословица (Притч 27, 8), кров, защищающий его личную жизнь (Сир 29, 21); притом, в своей стране (Быт 30, 25), там, где его отчий Д., наследство, к-рое никто не должен ни отнимать у него (Мих 2, 2), ни даже пожелать (Исх 20, 17 п). В хорошо содержащемся доме сияет любезность жены (Сир 26, 16), но присутствие злой жены делает жизнь в нем невыносимой (25, 18 слл); ч-к живет в нем со своими сыновьями, неотлучно пребывающими с ним, тогда как слуги и рабы могут этот Д. покинуть (Ин 8, 35); он любит принимать в нем гостей, даже упрашивая их при случае (Быт 19, 2 сл.; Деян 16, 15). Д. так дорог, что отстроивший его не должен быть лишен радости пожить в нем; так, в Израиле, весьма ч- чный закон освобождал его от участия в походах, даже во время свящ. войны (Втор 25; 1 Макк 3, 56).

2. То, что созидает и то, что разрушает. – Итак, построить Д. – значит не только сложить (*построить) его стены, но и основать очаг, родить потомство и передать ему религиозное учение и примеры добродетели; это дело мудрости (Притч 14, 1) и такой труд, в к-ром добродетельная женщина незаменима (31, 10–31); это дело даже божественное, к-рое ч-к не может осилить один (Пс 126, 1). Но, совершая зло, ч-к навлекает на свой Д. несчастье (Притч 17, 13); глупая жена разрушает его (14, 1). Ибо, еще до разрушения Д., грех вызвал уже другое разрушение – самого ч‑ка, бренного жилища из праха (Иов 4, 19), оживотворенного дуновением Бога (Быт 2, 7). Грешный ч-к должен умереть и вернуть Богу свой дух, прежде чем последовать за своими отцами в могилу – в свой вечный Д. (Быт 25, 8; Пс 48, 12, 20; Екк 12, 5 слл). Однако он продолжает жить в своем потомстве, т. е. в Д., к-рый Бог построил для Своих друзей (Пс 126). Вот почему построить Д. и не иметь возможности в нем жить, является символом Божия Наказания, заслуженного неверностью (Втор 28, 30). Избранные же в эсхатологической радости будут обитать в своем Д. вечно (Ис 65, 21 слл).

1. Дом Израилев и дом Давидов. – Бог желает снова жить среди людей, к-рых грех отделил от Него; Он полагает начало Своему намерению, призвав Авраама служить Ему и выведя его из среды людей, служащих иным богам (Ис Нав 24, 2); поэтому Авраам должен был покинуть свою страну и Д. своего отца (Быт 12, 1) и жить в шатре, как странник, так же как и его сыновья (Евр 11, 9, 13), до того дня, когда Иаков со своими сыновьями поселился в Египте; но вскоре Израиль будет стремиться выйти из этого «дома рабства» и Бог освободит его, чтобы заключить с ним союз и обитать в сердце Своего народа в Скинии, к-рую Он Себе приуготовил; там будет покоиться *облако, скрывающее *славу Его и являющее Его присутствие всему Д. Израилеву (Исх 40, 34–38). Это название применимо также к потомкам Иакова, ставшим многочисленнее звезд (Втор 10, 22).

Этот народ собирается вокруг Скинии своего Бога, названной поэтому Скинией Собрания (Исх 33, 7); здесь Бог говорил с Моисеем, рабом Своим, к-рый всегда имел доступ в Его Д. (33, 9 слл; Числ 12, 7) и к-рый довел народ до обетованной Земли; Ягве захотел сделать из этой *земли, к-рая является вся «Его домом» (Ос 8, 1; 9, 15; Иер 12, 7; Зах 9, 8), постоянное жилище Своего народа (2Цар 7, 10). Позже Давид желал построить Богу Д., подобный дворцу, в к-ром живет он сам (7, 2). Бог отклонил этот проект – Ему довольно Скинии (7, 5–7), но благословил намерение Своего Помазанника: хотя Он не соизволил жить в каменном Д., Он решил воздвигнуть Давиду Д. и укрепить его потомство на престоле (7, 11–16); построить Д. Богу суждено было Сыну Давидову, о К-ром Бог сказал: «Я буду Ему отцом» (7, 13 сл.).

2. От каменного дома к небесному храму. – Соломон применил это таинственное пророчество к себе; провозгласив, что *небеса небес не могут вместить живущего на них Бога (3Цар 8, 27), он построил Д. для прославления *Имени Ягве, к-рое будет в нем призываться и для *ковчега – символа Его присутствия (8, 19 слл, 29). Но Бог не связан ни с каким местом и ни с каким Д., о чем Он поручает Иеремии провозгласить в самом Д., над к-рым наречено Его имя (Иер 7, 2–14); Он показывает это Иезекиилю в двух видениях: в одном *слава Божия покидает свой оскверненный Д. (Иез 10, 18; 11, 23); в другом она является пророку в языч. земле, куда уведен в плен Д. Израилев (Иез 1). Но этому Д., к-рый осквернил Имя Его, Бог возвещает, что Он его очистит, соберет, объединит и в нем устроит вновь Себе жилище (36, 22–28; 37, 15 сл, 26 слл). Все это будет следствием излияния Его *Духа на Д. Израилев (39, 29). Это важнейшее пророчество показывает каков настоящий Д. Божий: не материальны» и символический Храм, подробно описанный пророком (40–43), но сам Д. Израилев, духовное жилище его Бога.

3. Дом Бога смиренных. – Впрочем, двойной урок будет дан народу по его возвращении из пленения, чтобы освободить его от обособленности и формализма; с одной стороны, Бог открывает Свой Д. всем *народам (Ис 56, 5 слл; ср Мк 11, 17); с другой, Он возвещает, что Д. Его трансцендентный и вечный и чтобы быть введенным в него надо иметь *смиренное и сокрушенное сердце (Ис 57, 15; 66, 1 сл.; ср Пс 14). Но кто же может ввести ч‑ка в эту тесную обитель? Сама *Премудрость Божия придет к людям создать Свой Д. и призвать их войти в него (Притч 8, 31; 9, 1–6).

1. *Иисус Христос – Премудрость Божия (1Кор 1, 24) и *Слово Божие, Которое пришло обитать среди нас, став *плотью (Ин 1, 14). Он – из Д. Давидова и будет царствовать над Д. Иакова (Лк 1, 27, 33); но в Вифлееме, городе Давида, где Он родился, не нашлось для Него места ни в одном Д. (2, 4, 7). Хотя Он живет в Назарете в Д. Своих родителей (2, 51), уже в возрасте двенадцати лет Он свидетельствует, что должен быть в том, что принадлежит Отцу Его (2, 49), Д. Которого является Храм (Ин 2, 16). В этом Д. Он будет действовать с властью Сына, ибо это и Его Д. (Мк 11, 17 п); но Он знает, что этот Д. обречен на разрушение (13. 1–2 п) и Он пришел, чтобы построить иной Д.: *Церковь Свою (Мф 16, 18; ср 1Тим 3, 15).

2. В продолжение исполнения этой миссии у Него не будет Своего «пристанища» (Лк 9, 48), ни семьи (8, 21); Его будут приглашать и Он будет Сам приходить в Д. грешников и мытарей (5, 29–32; 19, 5–10); у принимающих Его Он будет находить порой холодный, порой радушный прием (7, 36–50; 10, 38 слл); но всегда Он будет приносить в эти Д. призыв к обращению, благодать прощения, единственно необходимое откр. спасения. Ученикам, к-рые по Его призыву оставляют свой Д. и отказываются от всего, чтобы следовать за Ним (Мк 10, 29 сл.), Иисус поручает приносить *мир в Д., к-рые примут их (Лк 10, 5 сл.), и одновременно призыв следовать за Ним, ибо Он есть, путь ведущий к Д. Отчему, куда Он обещает нас ввести (Ин 14, 2–6).

Чтобы открыть нам доступ в этот Д., строитель к-рого – Бог, и во главе к-рого находится Он Сам, будучи Сыном (Евр 3, 3–6), Христос, наш Первосвященник, нас там предваряет, проникая в него через жертву Свою (6, 19 сл.; 10, 19 слл). Этот Д. Отчий, это небесное святилище – духовная реальность, недалекая от нас; «это мы сами» при условии, что наша надежда нерушима (3, 6).

3. Разумеется, этот Д. Божий будет закончен лишь тогда, когда каждый из нас, покинув свое земное жилище, облечется в жилище вечное и небесное, в свое тело славное и бессмертное (2Кор 5, 1 сл.; см 1Кор 15, 53). Но уже теперь Бог призывает сотрудничать с Ним в построении этого Д., основанием к-рого является Иисус Христос (1Кор 3, 9 слл), краеугольный и живой камень; и Д. этот составлен из живых *камней, к-рыми являются верующие (1Петр 2, 4 слл). Давая нам доступ к Отцу, Христос не только допустил нас как *гостей в Свой Д., но и дал нам быть в нем «своими» Богу (Еф 2, 18 сл.), быть включенными в здание и возрастать с ним; ибо каждый становится обителью Божией, когда Духом он соединен с своими братьями в Господе (2, 21 сл.). Вот почему в Откр Ин небесный Иерусалим не имеет больше Храма (21, 22); он весь – Д. Божий и люди в нем стали Его детьми (21, 3, 7) и пребывают со Христом в любви Отца Его (Ин 15, 10).

JMF & MFL

– > гостеприимство – град – отцы, Отец I 1 – пребывать – присутствие Божие ВЗ III 1 – созидать – Храм ВЗ I 2, НЗ I, 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle