под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ДОЛГОТЕРПЕНИЕ

По отношению к Своему «жестоковыйному» народу, как и по отношению к другим грешным народам, Бог проявляет Д., потому что Он их любит и хочет их спасти. Этому Д. Господню, чей совершенный пример и высшее проявление – Христос, человек должен подражать (Еф 5, 1; Мф 5, 45). По примеру Своего Учителя, ученик должен встречать лицом к лицу *гонения и *испытания, сохраняя постоянную и радостную *верность, исполненную надежды, а в более скромной обстановке – ежедневно сносить с *кротостью и милосердием недостатки ближних.

ВЗ

1. Бог утверждает Свою правду, не считаясь с грехами, соделанными прежде, «во время долготерпения Божия» (Рим 3, 25 сл.). Т. обр., ВЗ понимается Павлом как *время, когда Бог переносил грехи Своего народа и *языч. народов, чтобы проявить Свою спасительную правду «в наше время» (см 1Петр 3, 20; Рим 9, 22 слл). В продолжении своей истории святой народ все глубже проникался сознанием этого Д. Божия. В откр. данном Моисею, Ягве провозгласил: «Господь Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий *милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление». Но Он также и «не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх 34, 6 сл.; ср Числ 14, 18). Последовательные откр. все больше настаивают на Д. и *милосердной любви Отца, К-рый знает, каковы мы; долготерпеливый и любвеобильный, Он не обращается с нами, как мы этого заслуживаем нашими грехами (Пс 102, 8; ср Сир 18, 8–14). Если у пророков и не иссякают темы *гнева и *суда Господних, то они все же делают больший упор на *прощение Божие, а согласно некоторым текстам Бог как бы готов раскаяться в Своих угрозах (Иоил 2, 13 сл.; Ион 4, 2). Но это Д. Божие не есть слабость: оно призыв к Обращению – «Обратитесь к Господу Богу вашему, ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив…» (Иоил 2, 13; см Ис 55, 6). Израиль постепенно понимал, что не только он один имеет преимущество этого Д.: Бог любит все народы. История Иова напоминает, что милосердие Божие обращено ко всем, кто кается в своих грехах.

НЗ

Иисус Своим отношением к грешникам и Своими наставлениями наглядно показывает и олицетворяет долготерпение Господне; Он порицает Своих нетерпеливых и мстительных учеников (Лк 9, 55).

Притча о бесплодной смоковнице (13, 6–9), о блудном сыне (15), о немилосердном заимодавце (Мф 18. 23–35) – все они Откр. Д. Господа, К-рый хочет спасти грешников, и уроки терпения и любви, наставляющие Его учеников. Мужество Иисуса во время Страстей, что так подчеркнуто в повествовании Луки, стало примером всяческого терпения для ч‑ка, к-рый, подвергаясь гонениям, начинает понимать значение и искупительную ценность страданий.

В кажущемся замедлении возвращения Христа Апостолы видят проявление Д. Божия: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то меднением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Петр 3, 9, 15). Но если ч-к пренебрегает этим «богатством благости, кротости и долготерпения Божия», то он «сам себе собирает по упорству своему и нераскаянием сердца, *гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим 2, 5). Оттого, пока еще длится Д. Господне и Он еще призывает нас к покаянию, избранные должны слушать Его *Слово и стараться войти в *покой Божий (Евр 3, 7–4, 11).

Ч-к должен брать за образец Д. Господне, Д. Иисуса. Во время гонений и страданий, допускаемых Господом, ч-к должен черпать *силы у Самого Бога, К-рый дает ему *надежду и *спасение; в повседневной жизни терпение ч‑ка по отношению к своим ближним является одним из проявлений его любви к ним.

1. Перед лицом Бога, К-рый страданием испытывает ч‑ка, или дозволяет гонение, ч-к постепенно открывает смысл этих страданий и научается противопоставлять им терпение, «приносящее плоды» (Ин 15, 2).

Иов понимал, что страдания не всегда кара за *грех и терпеливо их переносил – это было *испытанием его *веры: перед этой тайной он кротко смирялся, но еще не понимал ни значения, ни ценности своего испытания. Проявлял терпение и гонимый евр. народ, перенося с твердостью свои испытания и пребывая в напряженном ожидании *Царства Мессии (1 и 2 Макк; Дан 12, 12): угнетаемый праведник не должен ли всегда доверяться Слову и любви Господа (Пс 129, 5; 24, 3, 5, 21; Сир 2)?

Хр-н, знающий, что Христу надлежало страдать, чтобы войти в *Славу Свою (Лк 24, 26), должен по Его примеру переносить с твердостью все гонения; он их переносит с надеждой на спасение, к-рое он обретет, когда Иисус возвратится во славе Своей, зная, что через терпеливо переносимые страдания он становится соработником Спасителя. Он «принимает участие в страданиях Христовых, чтобы быть прославленным вместе с Ним (Флп 3, 10; Рим 8, 17). В несчастьи он берет «в пример злострадание и долготерпение пророков, к-рые говорили именем Господним» (Иак 5, 10) и вообще всех великих служителей Господа в ВЗ (Евр 6, 12; 11), в особенности Авраама (Евр 6, 15) и Иова (Иак 5, 11). Но прежде всего он подражает Д. Христа (Деян 8, 32; Евр 12, 2 сл.; 2Фес 3, 5) и взирая на Него, он «с терпением будет проходить предлежащее ему поприще» (Евр 12, 1 сл.). Это терпение, как и любовь: «плод Духа» (Гал 5, 22; см 1Кор 10, 13; Кол 1, 11); созрев в испытании (Рим 5, 3 слл; Иак 1, 2 слл), постоянство породит надежду, к-рая не будет тщетной (Рим 5, 5).

Так, укрепленные Господом и утешенные Св. Писанием (Рим 15, 4), все хр–не могут остаться *верными, перенося страдания во Имя Христа (Откр 2, 10; 3, 21); они обретут т. обр. блаженство, обещанное претерпевшим до конца (Мф 10, 22; см Мф 5, 11 сл.; Иак 1, 12; 5, 11; см Дан 12, 12), это будет особенно важно во время последних великих испытаний (Мк 13, 13; Лк 21, 19). Что касается *Апостолов, то они призваны к еще большему сопричастию к Страстям и Д. Христа: «но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах» (2Кор 6, 4; 12, 12; 1Тим 6, 11; 2Тим 2, 10; 3, 10). Жизнь Христа проявляется в их теле через страдания и терпение; так что смерть действует в них, чтобы жизнь могла действовать в хр–нах (2Кор 4, 10–12).

2. Когда братья раздражают его, мудрый вспоминает, что «долготерпеливый лучше храброго и владеющий собою лучше завоевателя города» (Притч 16, 32; см 25, 15; Екк 7, 8). Он должен взять за образец прежде всего Д. Христа по отношению к Своим Апостолам и по отношению к грешникам. Он не беспощаден (Мф 18, 23–35), но даже терпим (5, 45), его постоянное терпение проявляет его *любовь (1Кор 13, 4). Чтобы жить согласно своему призванию, он должен относиться к своим ближним «со всяким смиренномудрием, и кротостью и долготерпением» (Еф 4, 2; Кол 3, 12 сл.; 1Фес 5, 14). Тогда он будет истинным сыном долготерпеливого Бога, К-рый любит, прощает и хочет спасти, и учеником кроткого и смиренного сердцем Христа (Мф 11, 29).

RD

– > бедные НЗ III 3 – бодрствовать – верность – воспитание – гнев А 2, Б ВЗ III 1 – гонение II 1, 2 – испытание/искушение НЗ II – милосердие ВЗ I 2 а – молчание 1 – надежда – ожесточение I 2 б – кротость – страдание


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle