под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ДОБРОДЕТЕЛИ И ПОРОКИ

В Библии говорится о многих Д. и П., т. е. о привычках, приобретение к-рых либо возвышает, либо унижает ч‑ка. Однако для отвлеченных рассуждений о Д. и П. словарь Библии довольно беден. И действительно, если в центре внимания греч. гуманизма стоит ч-к и его совершенствование, то в Библии ч-к рассматривается в его отношении к Богу и Его замыслу о ч-ке; соединить людей с Собою и между собой – такова Его воля, а для этого единения необходимо совершенствоваться нравственно.

1. Природа добродетелей и пороков. – Совершенный ч-к не тот, кто делает усилия, чтобы стать таковым, а тот, кто *ищет Бога и следует *пути, к-рый Бог ему указывает, единственному пути, на к-ром возможен расцвет его личности. Это основное расположение души выражается формулой: «ходить перед Богом» (Быт 5, 22, 24; 6, 9). Так говорится напр., о *Ное, ч-ке праведном, отличавшемся от окружавших его развратившихся людей, «помышления сердца к-рых были зло во всякое время» (6, 5). Д. заключается в живой связи с Богом, в принятии Его слов, в *послушании Его воле, в глубоком и постоянном стремлении к Нему. Через эту связь ч-к становится праведным. Эта *верность, с к-рой ч-к следует по пути Божию, есть основная Д., к-рую *Авраам должен был заповедать сынам своим (18, 19) и исполнение к-рой есть условие сохранения С./Завета (Исх 19, 5, 8). В противоположность этому, основной П. заключается в следовании другому богу, чем Бог истинный (Втор 6, 14; ср 4, 35), в неверности С./Завету, в уклонении от пути Божия (Исх 32, 8).

Однако это соблюдение установленного Богом порядка, к-рое составляет Д. и к-рое в Библии чаще всего называется *праведностью, не достигается одним исполнением предписанных Богом действий; действия эти должны свидетельствовать о повиновении и верности *сердца и быть выражением *любви. Таков основной закон С./Завета (Втор 6, 5 сл.; 10, 16; 11, 1; 30, 20). Корень Д. и П. находится в сердце. В него должны быть вложены, более того, в нем должны быть начертаны слова Божии, чтобы стать там началом любящей верности, к-рая является душой всякой Д. Именно потому, что их сердце полностью принадлежало Богу, Давид так велик, несмотря на свои грехи, и Иосафат возвышается на путях Господних (3Цар 15, 3; 2Пар 17, 6); Езекия делал доброе и справедливое и истинное перед лицем Бога, ибо, *помышляя о Боге своем, он действовал от всего сердца» (2Пар 31, 20 сл.).

Мудрость псалмопевцев говорит о Д-ном ч-ке: «Закон Бога его в сердце его» (Пс 36, 31) и «в законе Господа воля его» (1, 2), тогда как сердце безумца отвращается от Бога, и он говорит «в сердце своем»: «нет Бога» (13, 1). Тот, кого Премудрость научает Д-м, полезнее к-рых нет для людей в жизни: целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству – и есть именно тот, кто любит праведность (Прем 8, 7). Праведность понимается здесь один раз в ее евр. значении: основная Д., а другой раз – в греч. значении: Д., относящаяся к общественным сношениям.

Наконец, совершенную праведность проповедует Иисус (Мф 5, 20) – ей посвящена вся Нагорная проповедь. Это праведность чистого сердца, свободного от всякого дурного *желания, полного милосердной любви, простирающейся даже на врагов (5, 7 сл, 28, 44 сл.). Оскверняют же ч‑ка только пороки его сердца (15, 18 сл.).

2. Источник добродетели и порока. – Нет надобности искать другого источника П., чем сам ч-к; совершив грех, отделивший его от Бога, ч-к стал неспособным противиться своим похотям и владеть собою; вместо того, чтобы завершить мироздание, он извратил его (1Ин 2, 16 сл.). С тех пор он не может найти в себе силы, чтобы устоять под бременем страстей (Сир 1, 22; 18, 30) и обресть первоначальную чистоту. Только *сила Господа может укрепить его (Втор 8, 17 сл.; Еф 6, 10); без нее он остается боязливым и расслабленным (Сир 2, 12 сл.). Нужно, чтобы Бог «сотворил в нем сердце чистое, обновил в нем дух правый и Духом владычественным укрепил его» (Пс 50, 12 слл). Дар этот возвещается пророками и осуществляется в НЗ: новое сердце дано ч-ку и закон Бога начертан на нем; он примет *Дух Самого Бога и будет ходить в заповедях Его и уставы Его будет соблюдать и выполнять (Иер 31, 33; Иез 36, 26 сл.). Именно этот Дух почиет на Мессии, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (Ис 11, 2–5): мудрость для управления, сила для освобождения от врагов, благочестие, дабы пребывать в единении с Богом, пославшим Его, – все эти Д. свойственны его царственной миссии.

Этот Дух, значение к-рого как наставника всякой истины Христос открывает ученикам (Ин 14, 26; 16, 13), дает им премудрость и силу, чтобы быть свидетелями необоримыми (Мф 10, 20 п; Лк 21, 14 сл.; 24, 48 сл.; Деян 1, 8). Дух избавляет ч‑ка от всех плотских вожделений, делающих его порочным (Гал 5, 19 слл). Дух исполняет его сердце божественной любовью, дабы оно приносило *плод – все Д., вдохновленные этой любовью (Рим 5, 5; Гал 5, 22); т. обр. Дух утверждает внутреннего ч‑ка (Еф 3, 16).

3. Совокупность добродетелей и перечни пороков. – Библия не только указывает путь добродетельному ч-ку и предрекает Суд Божий (Пс 1) ч-ку порочному; как и в писаниях языческих моралистов, в ней перечисляются в назидательных целях характерные черты того и другого.

Перечни П. даются пророками (Ос 4, 1 сл.; Иер 7, 9), мудрецами (Притч 6, 16–19; Сир 25, 2; 26, 5 сл.), Христом (Мк 7, 21 сл п) и Его Апостолами (1Кор 6, 9 сл.; Рим 1, 29 слл; Кол 3, 5–9; 1Тим 1, 9 сл.; 2Тим 3, 1–5; 1Петр 2, 1; 4, 3); в частности, Павел подчеркивает, что глубокая причина П. – в непризнании истинного Бога и в предпочтении Ему идолов. П. есть известное нарушение единства и в самом ч-ке, когда П. противостоят друг другу; и в отношениях между людьми, когда разные П. способствуют их разделению.

Подобного противоположения не существует между Д-ми: они, наоборот, дополняют друг друга. Их перечни показывают, почему праведный сам обрел внутреннее единство и является для других началом *единства. Вот, напр., сжатая формула пророка Михея: «Действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить перед Богом твоим» (6, 8). Для Иисуса же характерны *смиренная *кротость (Мф 11, 29), пример к-рой Он дает (Ин 13, 15) и любовь, под действием к-рой Он полагает душу Свою (15, 13). Эта любовь должна служить для учеников образцом того, как они должны любить друг друга (13, 34; 15, 17); вместе с тем эта любовь должна быть отличительным свойством истинных последователей Христовых (13, 35). Поэтому Павел, хотя и отдает должное греч. идеалу Д. и советует совершать все, что заслуживает похвалы (Флп 4, 8), неоднократно напоминает и о том, что «пребывают сии три»: вера, надежда, любовь (1Фес 1, 3; Рим 5, 1–5; Кол 1, 4 сл…), провозглашая при этом, что «любовь из них больше» (1Кор 13, 13). Конечно, апостолы советуют приобретать и другие Д. (1Фес 5, 14–18; Рим 12, 9–21; Еф 4, 2; 1Тим 4, 12; 6, 11; 1Петр 3, 8; 2Петр 1, 5 слл), но любовь признается ими как совокупность совершенства; она устанавливает в сердцах *мир Христов, к к-рому люди и призваны в одном Теле (Кол 3, 12–15).

MFL

– > благочестие – верность ВЗ 2, НЗ 2 – гордыня – грех – добро и зло I – Дух Божий НЗ V 3 – желание II, III – половая жизнь III 1 – искать I – кротость 2, 3 – любовь II – любостяжание – могущество II – мудрость ВЗ III 4, НЗ III 2 – ожесточение – плоть II 2 – путь II – сердце – смирение II 3, IV – совершенство – совесть, сознание – страх Божий IV – чистый ВЗ II, НЗ I, II 3


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle