под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ДОВЕРИЕ, УПОВАНИЕ

Исполняя свои жизненные обязанности и встречаясь с различными опасностями, ч-к нуждается в опоре (евр батах), в убежище (евр хазах), чтобы не поддаться мучительному *страху, но устоять в Испытаниях и сохранить уверенность в достижении цели жизни. Для этого нужно знать, кому довериться.

1. Доверие и вера в Бога. – Ответ на такой вопрос дан Самим Богом в Откр.: запрещая ч-ку вкушать от плодов дерева познания, Бог указывает, что для различения добра и зла следует доверяться только Ему одному (Быт 2, 17). Верить в слово Божие – значит выбрать между двумя мудростями: довериться Премудрости Божией, а не своему разуму (Притч 3, 5); это значит также довериться всемогуществу Создателя, ибо все на небе и на земле – Его творение (Быт 1, 1; Пс 113, 11, 23); итак, ч-к нисколько не должен *бояться тварей – наоборот, он призван господствовать над ними (Быт 1, 28).

Но первые мужчина и женщина предпочли довериться твари и познали на опыте, что значит довериться обману (Быт 3, 4 слл; Ин 8, 44; Откр 12, 9); оба они вкусили от плода своего суетного Д.; они стали испытывать страх перед Богом и *стыд друг перед другом; рождение детей женщиною и возделывание земли стали сопровождаться страданием; наконец, они на опыте познали смерть (Быт 3, 7–10, 16–19).

Несмотря на пример Авраама, доверившегося даже до готовности принести в жертву своего сына (Быт 22, 8–14; Евр 11, 17), ибо он был уверен до конца в Провидении Божием, израильский народ не доверяет освободившему его Вседержителю и Его любви, усыновившей его не по заслугам (Втор 32, 6, 10 слл); лишенный всякой земной опоры среди пустыни (Исх 16, 3), Израиль жалеет о своем былом рабстве и ропщет. На протяжении всей своей истории он не хочет уповать на своего Бога (Ис 30, 15; 50, 10) и предпочитает Ему идолов, «ложь» (Иер 13, 25) и «пустоту» (Ис 59, 4; ср Пс 113, 12), к-рых разоблачают пророки. Мудрые утверждают также, что тщетны все надежды на богатство (Притч 1, 28; Пс 48, 7 слл), на силу (Пс 62, 11), на князей (Пс 117, 8 слл; 145, 3); безумен ч-к, доверившийся собственному рассудку (Притч 28, 26). Одним словом «проклят человек, который надеется на человека… Благословен, который надеется на Господа» (Иер 17, 5–7). Вытекающие из этого принципа требования окончательно выявляет Иисус: Он напоминает, что необходимо сделать начальный выбор, – отказаться от всякого другого господина, кроме того, Чье могущество, премудрость и отцовская любовь заслуживают абсолютного Д. (Мф 6, 24–34); вместо того, чтобы полагаться на собственную правду (Лк 18, 9, 14), надо искать правду Царства (Мф 5, 20; 6, 33), к-рая исходит от одного Бога и доступна только вере (Флп 3, 4–9).

2. Доверие и смиренная молитва. – Д. к Богу, коренящееся в такой вере, тем непоколебимее, чем оно смиреннее; иметь Д., не значит не замечать действия в мире злых сил, стремящихся к господству над ним (Мф 4, 8 слл; 1Ин 5, 19), и еще менее – забывать о своей греховности. Нужно признать всемогущество и милосердие Создателя, К-рый хочет спасти всех людей (1Тим 2, 4) и усыновить их через Иисуса Христа (Еф 1, 3 слл).

Незабываемый пример безусловного Д. дала уже Иудифь (Иф 8, 11–17; 13, 19); она призывала Бога своего и как Спасителя тех, чье положение безнадежно, и как Бога смиренных (9, 11); Д. и смирение неотделимы. Оба чувства выражены в молитве бедных; беззащитные и подверженные смертельной опасности, они сердцем уверены в Боге, подобно Сусанне (Дан 13, 35). «Из глубины» (Пс 129, 1) восходят в псалмах полные упования мольбы: «Я же беден и нищ, но Господь печется о мне» (Пс 39, 18); «Я же уповаю на милость Твою» (Пс 12, 6); «Уповающего на Господа окружает милость» (31, 10); «Блаженны все, уповающие на Него» (2, 12). Псалом 130 является подлинным выражением того смиренного Д., к-рое Иисус доводит до совершенства.

Иисус призывает учеников Своих открыться, подобно детям, дару Божию (Мк 10, 15); в молитве, обращенной с таким чувством к Отцу Небесному заключена вера, что Он даст все просимое (Лк 11, 9–13 п); силой такой молитвы даруется грешнику оправдание и спасение (Лк 7, 50; 18, 13 слл), и через нее ч-к восстанавливает свою власть над тварным миром (Мф 11, 12 слл; ср Прем Сол 16, 24). Тем не менее дети Божии всегда должны быть готовы к насмешкам и гонениям нечестивых, именно по причине их сыновнего упования; Сам Иисус испытал это (Мф 27, 43; ср Прем 2, 19): завершая принесение Самого Себя в жертву, Он испустил дух с возгласом, исполненным упования (Лк 23, 46).

3. Доверие и радостная уверенность. – Этим преданием себя Отцу в любви, полной упования, Иисус победил все силы зла и привлек к Себе всех людей (Ин 12, 31 сл.; 16, 33); благодаря Ему их Д. становится твердой уверенностью. Так, ученик, доверившийся Ему, становится Его верным свидетелем. Найдя опору своей *верности в верности Божией, он уверен, что благодать Божия довершит свое дело (Деян 20, 32; 2Фес 3, 3 слл; Флп 1, 6; 1Кор 1, 7 слл). Такое Д., проявленное апостолом, даже в часы испытания (Гал 5, 10), сообщает ему непоколебимую уверенность для благовествования слова Божия с дерзновением (παρρησία). (1Тим 2, 2; Деян 28, 31). Если уже первые ученики свидетельствовали с такой уверенностью, то это потому, что их Д. было вознаграждено соответствующей благодатью по их молитве (Деян 4, 24–31).

Это непоколебимое упование есть условие верности (Евр 3, 14) и дает свидетелям Христовым радостную и смелую уверенность (3, 6); они знают, что имеют доступ к престолу благодати (4, 16), путь к к-рой открыт им кровью Христовой (10, 19); их дерзновение не страшится ничего (13, 6); они знают, в кого уверовали (2Тим 1, 12); ничто не отделит их от любви Божьей (Рим 8, 38 слл), к-рая, оправдав их, пребывает в них, сообщая им стойкость в испытаниях и *гордость (Рим 5, 1–5). Т. обр., все способствует их благу (Рим 8, 28), и они это знают.

Д., будучи условием верности, в свою очередь ею укрепляется, ибо *любовь, доказательством к-рой является верность (Ин 15, 10), доводит Д. до полноты. Только те, кто пребывают в любви, получат полную уверенность в День суда и пришествия Христова, ибо совершенная любовь изгоняет страх (1Ин 2, 28; 4, 16 слл). Они знают уже теперь, что Бог слышит и исполняет их молитву и что нынешняя скорбь превратится в такую радость, к-рую никто не сможет отнять от них, ибо эта радость Сына Божия (Ин 16, 20 слл; 17, 13).

MFL

– > блаженство ВЗ I 2, II 2 – вера – дитя I, II – гонение II – гордость НЗ 2 – заботы 2 – молитва II 3 – молчание 2 – надежда – неверие I 2 – освобождение III 3 а – плоть II 1 – Провидение – разочарование – скала 1 – смирение II, III – спасение ВЗ II – сотворение IV 2 – страх Божий II – стыд I 1, II 1 – сон I 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle