под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ДОБРО (БЛАГО, ХОРОШО) И ЗЛО (ЛУКАВЫЙ, ПЛОХО)

«И увидел Бог все, что Он создал, и вот хорошо весьма» (Быт 1, 31). Однако, чтобы ускорить пришествие эсхатологического Царства, Христос заповедал нам просить в «Отче наш»: «Избавь нас от лукавого», т. е. от зла (Мф 6, 13). Противоположность этих двух выражений ставит перед современным верующим проблему, данные к решению к-рой находятся в самой же Библии: откуда зло в мире, сотворенном «хорошо весьма»? Когда и как оно будет побеждено?

1. С точки зрения того, кто их рассматривает или познает опытом, некоторые вещи субъективно хороши или плохи. Евр. словом тоб (к-рое по–греч без различия переводится καλός и άγαθός, прекрасный и хороший – ср Лк 6, 27, 35) первоначально обозначались лица или предметы, вызывающие приятные ощущения или чувства блаженства во всем существе: хороший обед (Суд 19, 6–9; 3Цар 21, 7; Руф 3, 7), красивая девушка (Есф 1, 11), люди, делающие Д. (Быт 40, 14), словом, все, что приносит счастье или облегчает *жизнь в физическом или психологическом отношении (ср Втор 30, 15); напротив, все, что ведет к *болезни, к *страданию во всех его видах, а в особенности к *смерти, – плохо (евр. ра́; греч πονηρός и κακός).

2. Можно ли говорить также и об объективной благости тварей в том смысле, как это понимают греки? По их представлению каждая вещь имеет архетип, предлагаемый к подражанию или осуществлению; ч-ку они предлагали идеал: καλόςκάγαθός. Его осуществлял тот, кто, обладая всеми нравственными, эстетическими и общественными качествами, достиг расцвета, приятен и полезен Граду–Государству. Как понимать З. под этим особым углом зрения? Как несовершенство, отсутствие Д. – как признак чисто отрицательный? Или, напротив, как реальность, имеющую собственное существование и производную от принципа З., игравшего такую значительную роль, напр., в иранском мышлении? В тех случаях, когда в Библии говорится о вещах, что они «добры» (хороши), этот вопрос понимается иначе. Слова: «И виде Бог свет, яко добро» (Быт 1, 4… слав) показывают, что Д. измеряется не в отношении к некоему отвлеченному Д., а в отношении к Богу–Творцу, К-рый Один дает вещам свойство быть «добрыми».

3. Добродетельность человека представляет собою особый случай, ибо она частично зависит от него самого. Уже при *сотворении мира Бог поставил его перед «*древом *познания добра и зла», дав ему возможность быть послушным и пользоваться древом жизни или ослушаться и быть вовлеченным в смерть (Быт 2, 9, 17). Это решающее Испытание *свободы повторяется для каждого ч‑ка. Если он отвергает З. и делает Д. (Ис 7, 15; Ам 5, 14; ср Ис 1, 16 сл.), соблюдая *закон Божий и сообразуясь с Его *волей (ср Втор 6, 18; 12, 28; Мих 6, 8), он хорош и угоден Богу (Быт 6, 8); в противном же случае он плох, т. е. не угоден Богу (Быт 38, 7). Его выбор определяет его нравственную ценность и вследствие этого его участь.

4. Но вот, *человек, соблазненный Лукавым (ср *Сатана), от начала избрал зло. Свое благо он стал искать в тварях «хороших для пищи и приятных для глаз» (Быт 3, 6), но вне *воли Божией, что и составляет самую сущность *греха. Он нашел в этом только горькие плоды страдания и смерти (Быт 3, 16–19). Вследствие его греха З. проникло в мир и затем стало умножаться. Сыны *Адама так развратились, что все мысли их были З. И Бог раскаивается в том, что создал их (Быт 6, 5 слл): «нет делающего добро» на земле (Пс 13, 1 слл; Рим 3, 10 слл). И ч-к, созданный по образу Божию, может переживать подобный же опыт неудовлетворенности, начиная с уровня физической жизни и до уровня высоко духовного: он чувствует себя неудовлетворенным в своих ненасытных желаниях (Екк 5, 9 слл; 6, 7), лишенным возможности вполне насладиться благами земли (Екк 5, 14; 11, 2–6), неспособным «делать добро и не грешить» (Екк 7, 20), ибо З. исходит из его собственного *сердца (Быт 6, 5; Пс 27, 3; Иер 7, 24; Мф 15, 19 сл.). Он уже больше не вполне свободен (Рим 7, 19) и становится рабом греха (6, 17). Даже его рассудок помрачается: извращая порядок вещей, он называет Д. злом и З. добром (Ис 5, 20; Рим 1, 21–25) или, пресытившись и разочаровавшись во всем, он заключает, что «все суета» (Екк 1, 2). Тяжкий опыт З. в себе и вокруг себя убеждает ч‑ка в том, что «весь мир лежит во зле» (1Ин 5, 19; ср Ин 7, 7). З. это не есть простое отсутствие Д., оно – реально существующая сила, порабощающая ч‑ка и развращающая мир (Быт 3. 17 сл.). Бог не сотворил З.; оно возникло вследствие злоупотребления даром свободы, данной Богом Своим творениям – ангелам и людям – и стало противиться Богу. Эта постоянная *война будет длиться до конца истории и, чтобы спасти ч‑ка, Всемогущий Бог должен будет восторжествовать над З. и над Лукавым (Иез 38–39; Откр 12, 7–17).

1. Благость *Бога – главнейшее откр. ВЗ. Изведав З. в его пароксизме за время рабства в Египте, Израиль открывает благо в Ягве, своем Освободителе. Бог избавил его от смерти (Исх 3, 7 слл; 18, 9) и привел в *Землю Обетованную, «землю добрую» (Втор 8, 7–10), где «текут *молоко и мед» и «на к-рой очи Господни всегда». Израиль найдет там счастье (ср Втор 4, 40), если только будет верен *Завету (Втор 8, 11–19; 11, 8–12; 18–28).

2. Дары Божии – условны. – Израиль, как Адам в раю, оказывается поставленным перед выбором, к-рым определится его судьба. Бог предлагает ему *благословение или *проклятие (Втор 11, 26 слл), ибо и физическое благо и благо моральное одинаково связаны с Богом: если Израиль «забудет Ягве», перестанет любить Его, не будет больше соблюдать Его заповеди и нарушит *Союз–Завет с Ним, он будет немедленно лишен этих земных благ (Втор 11, 17) и будет вновь отдан в рабство, тогда как земля его превратится в *пустыню (Втор 30, 15–20; 4Цар 17, 7–23; Ос 2, 4–14). Истинность этого основного учения о Союзе–Завете Израиль испытывает на протяжении всей своей истории: как и в драме, разыгравшейся в раю, опыт несчастья следует за опытом греха.

3. Благоденствие нечестивых и испытания праведных. – В одном чрезвычайно важном пункте это учение как будто не выдерживает критики: разве не кажется, что Бог поощряет *нечестивых, а добрых оставляет в несчастьи? *Праведные страдают, *Отрок Ягве гоним, *пророки убиваемы (ср Иер 12, 1 сл.; 15, 15–18; Ис 53; Пс 21; Иов 23–24). Таков скорбный и таинственный опыт *страдания, смысл к-рого с первого взгляда не ясен. Однако, именно через него *бедные и нищие Ягве постепенно находят путь к отрешению от «благ *мира сего», обманчивых и непрочных (Соф 3, 11 слл; ср Мф 6, 19 слл; Лук 12, 33 сл.), чтобы найти *силу, *жизнь и благо в Боге, К-рый один остается с ними, когда все потеряно, и к К-рому они прилепляются подвигом *веры и *надежды (Пс 21, 20; 41, 6; 72, 25; Иер 20, 11). Конечно, они еще подвержены 3., но с ними их Спаситель, К-рый восторжествует в день *спасения; тогда они получат блага, обещанные Богом верным Ему (Пс 22, 27; Иер 31, 10–14). Воистину, «никто не благ, кроме одного Бога» (Мк 10, 18 п).

Открывая, что Он Спаситель, Бог уже возвещал Свою грядущую *победу над 3.; этой победе оставалось еще выявиться в окончательной форме, давая ч-ку силу быть добродетельным и изымая его из- под власти Лукавого (1Ин 5, 18 сл.), «князя *мира сего» (Лк 4, 6; Ин 12, 31; 14, 30).

1. Конечно, Бог дал *Закон, к-рый был хорош и предназначался к жизни (Рим 7, 12 слл): если бы ч-к исполнял заповеди, он делал бы Д. и получил бы вечную жизнь (Мф 19, 16 сл.). Но сам по себе этот Закон оставался недейственным до тех пор, пока *сердце ч‑ка – пленника греха – не было изменено. Желать Д. доступно ч-ку, но совершать его – нет: он не делает Д., к-рого хочет, и делает З., к-рого не хочет (Рим 7, 18 слл). Похоть влечет его как бы против его воли, и Закон, созданный ему на благо, обращается в конце концов ему во З. (Рим 7, 7, 12 сл.; Гал 3, 19). Эта внутренняя борьба оставляет его бесконечно несчастным: кто же освободит его? (Рим 7, 14–24).

2. Только «Иисус Христос, Господь наш» (Рим 7, 25) может пресечь З. в корне, торжествуя над ним в самом ч-ке (ср Иез 36, 26 сл.). Он – новый Адам (Рим 5, 12–21), без греха (Ин 8, 46), над к-рым Сатана не имеет никакой власти. Он сделался послушным даже до смерти *крестной (Флп 2, 8), Он отдал Свою жизнь, чтобы овцы Его «нашли пастбище» (Ин 10, 9–18). Он сделался за нас *проклятием, чтобы мы получили через веру обещанного Духа (греч Гал 3, 13 сл.).

3. Дары Духа. – Т. обр., пожертвовав жизнью и земными благами (Евр 12, 2) и послав нам Духа Св., Христос снискал нам то «благо», к-рое мы должны просить у Отца (Мф 7, 11; ср Лк 11, 13). Речь идет уже не о материальных благах, как те, к-рые были некогда обещаны Евреям, а о *«плодах Духа» в нас (Гал 5, 22–25). Отныне ч-к, преобразованный *благодатью, может «делать добро» (Гал 6, 9 сл.), «добрые *дела» (Мф 5, 16; 1Тим 6, 18 сл.; Тит 3, 8, 14), «побеждать зло добром» (Рим 12, 21). Чтобы суметь принять эти новые блага, он должен пройти через отрешенность, «продать имение свое» и *последовать за Христом (Мф 19, 21), «отречься от самого себя и взять крест свой» (Мф 10, 38 сл.; 16, 24 слл).

4. Победа добра над злом. – Избрав такую жизнь со Христом, чтобы следовать внушениям Св. Духа, хр-н освобождается от тех уз, к-рыми связал его выбор Адама. Поэтому нравственное З. реально побеждается в нем. Конечно физические и психологические последствия остаются до тех пор, пока существует нынешний мир, но хр-н «хвалится и скорбями», приобретая через них *терпение (Рим 5, 3) и считая, что страдания нынешнего времени не сравнимы с тою *славою, к-рой предстоит открыться в нас (греч 8, 18–25). Т. обр., он, благодаря вере и надежде, уже обладает *богатствами нетленными (Лк 12, 33 сл.), к-рые даруются *посредством Христа, «Первосвященника будущих благ» (Евр 9, 11; 10, 1). Это еще только начало, так как верить не то же, что *видеть; но вера обеспечивает чаемые блага (Евр 11, 1), блага лучшего *отечества (Евр 11, 16), нового мира, к-рый Бог создаст для Своих избранных (Откр 21, 1 слл).

JdV

– > Вавилон 3 – вкушать 1 – воздаяние – возрастание 2 а – война – гонение – город ВЗ 3, НЗ 2 – грех – дела НЗ I 3 – добродетели и пороки – испытание – ложь III – мир – мудрость ВЗ I 2, II 1, НЗ III 2 – ненависть III 3 – ответственность – плод III – проклятие – Сатана – сбор винограда – свет и тьма НЗ II – совесть, сознание – страдание – язык 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle