под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ДИТЯ, ДЕТИ, МЛАДЕНЕЦ, МЛАДЕНЧЕСТВО

Израиль, как и все здоровые народы, видит в *чадородии знак Божия *благословения: дети – «венец стариков» (Притч 17, 6), сыновья – «масличные ветви вокруг трапезы» (Пс 127, 3). Однако, в отличие от некоторых наших современников, библ. писатели не забывают, что Д. – существо, еще не достигшее полноты развития, и подчеркивают важность строгого *воспитания: *глупость привязалась к сердцу его (Притч 22, 15), своенравие – его закон (ср Мф 11, 16–19), и чтобы он не поддавался всем ветрам (Еф 4, 14), надо держать его под опекой (Гал 4, 1–3). При всем этом, тем более заслуживают внимания библ. утверждения религиозного достоинства ребенка.

Уже в ВЗ в силу своей прирожденной слабости и несовершества Д. находится в привилегированном положении у Бога. Сам Господь – защитник сироты и мститель за нарушение его прав (Исх 22, 21 слл; Пс 67, 6); Он проявил Свою Отчую *любовь и заботу о воспитании Израиля, «когда он был юн», во времена Исхода из Египта и пребывания в пустыне (Ос 11, 1–4).

Д. не исключаются из участия в культе Ягве, они даже участвуют в покаянных собраниях (Иоил 2, 16; Иф 4, 10 сл.), и Бог устрояет Себе хвалу из уст детей и младенцев (Пс 8, 2 сл = Мф 21, 16). Так же будет и в небесном Иерусалиме, где избранные познают на опыте «материнскую» любовь Бога (Ис 66, 10–13). Уже один из псалмопевцев, чтобы выразить доверчивую отдачу себя Господу, прибегает к образу младенца, засыпающего на груди матери (Пс 130, 2).

Более того, Бог иногда избирает Д., чтобы они первые приняли Его *откровение и *спасение и стали Его вестниками. Отрок Самуил принимает слово Божие и верно передает его (1Цар 1–3); Давид был предпочтен своим старшим братьям (1Цар 16, 1–13); юный Даниил оказывается мудрее старейшин Израиля, когда спасает Сусанну (Дан 13, 44–50).

Наконец, одной из вершин мессианского пророчества является рождение Еммануила – знамение избавления (Ис 7, 14 слл); Исаия приветствует царственного Младенца, К-рый восстановит царство Давида и суд и правду (9, 2–7).

Не подобало ли в таком случае Сыну Божию стать младенцем, чтобы положить начало НЗ? Лука тщательно отметил пройденные т. обр. периоды детства: Новорожденный в яслях (Лк 2, 12), Младенец, принесенный во Храм (2, 27), Д. в повиновении у Своих родителей и однако таинственно независимый от них в Своей зависимости от Отца Своего (2, 43–51).

Возмужав, Иисус относится к Д. так же, как и Бог Отец. Провозгласив *блаженными *нищих, Он *благословляет и Д. (Мк 10, 16), открывая этим, что и те и другие могут прямо войти в Царство: Д. – символ подлинных *учеников, «им подобным принадлежит Царство Небесное» (Мф 19, 14 п). Надо «принять Царство, как Д.» (Мк 10, 15), принять его в простоте, как дар Отца, а не требовать его, как должного; надо «стать как Д.» (Мф 18, 3), быть готовыми родиться снова (Ин 3, 5), чтобы войти в это Царство. Тайна подлинного величия заключается в том, чтобы «умалиться» как Д. (Мф 18, 4): это и есть истинное *смирение, без к-рого невозможно стать *сыном Отца Небесного.

Истинными учениками являются именно «младенцы», к-рым Отец соблаговолил открыть, как некогда Даниилу, Свои тайны, скрытые от мудрых (Мф 11, 25 сл.). Впрочем, на Евангельском языке «малый сей» и «ученик» иногда кажутся равнозначными терминами (см Мф 10, 42 и Мк 9, 41). Блажен тот, кто принимает одно такое Д. (Мф 18, 5; ср 25, 40), но горе тому, кто их *соблазняет или пренебрегает ими (18, 6, 10).

Павел употребляет слова «младенец», «младенчество» в смысле метафорическом. Ими он обозначает состояние духовной незрелости (1Кор 13, 11; Гал 4, 1; Еф 4, 14). Он призывает хр-н продолжать *расти, чтобы всем прийти «в меру полного возраста Христова» (Еф 4, 12–16). Он упрекает Коринфян за их инфантильное поведение (1Кор 3, 1 слл) и предостерегает их от ложного понимания духовного младенчества, по всей вероятности имея в виду неправильное толкование слов Иисуса (1Кор 14, 20; см 18, 3 сл.). Однако Павел признает и преимущества «малых сих»: «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1Кор 1, 27 сл.). Движимый пастырской любовью, он относится к новокрещеным, к своим «детям» поистине с материнской нежностью (1Фес 2, 7 сл.; Гал 4, 19 сл.; ср 1Кор 4, 15).

В посл. к Евр (5, 11–14) мы находим подобное же учение о законе возрастания, присущем хр–ской жизни: нельзя всегда оставаться в состоянии младенца, питающегося только *молоком; если Петр (1Петр 2, 2) увещает *новокрещеных возлюбить «словесное молоко» Слова Божия, «как новорожденные младенцы», то это для того, чтобы возрасти во спасение. Что касается Иоанна, он говорит не столько о духовном младенчестве, сколько о новом *рождении *усыновленных Д. Божиих (1Ин 3, 1), но к своим «детям» он обращается так же по- отечески, как Павел (1Ин 2, 1, 18; см Ин 13, 35).

LR

– > бедные НЗ II – власть ВЗ I 1, 2, НЗ II 2 – доверие – жизнь II 1 – мать – молоко 3 – ответственность – простой – рождение – смирение III – старость


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle