под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ

Для верующего история не есть бесконечно возобновляющийся цикл; в ней есть движение вперед, отмеченное *посещениями Богом в избранные *времена, дни, *часы, сроки: Господь пришел, приходит непрестанно и придет *судить мир и *спасти верующих. Чтобы обозначить особо знаменательные явления Божии в ходе истории, рассматриваемой как одно целое, употребляется особое выражение «День Господень», иногда сокращенно «День» или «тот День». Прежде всего это историческое событие, день в абсолютном смысле, день торжества Бога над Своими врагами. Затем это культовой термин, обозначающий день, особо посвященный поклонению Богу. Взаимная связь между этими двумя значениями ясна. В *культе вспоминается и возвещается определенное явление Бога в истории; и это историческое событие, как исходящее от Бога, выходит за пределы времени; оно принадлежит к вечному Божиему настоящему, к-рое черес культ актуализируется в историческом *времени.

ВЗ

Ожидание молниеносного действия Ягве в пользу Израиля выражалось, по–видимому, уже очень рано в народных верованиях: ожидали «дня *света» (Ам 5, 18). У пророков от VIII до IV века можно проследить определенную схему изображения Д. Г., несмотря на различные вариации. Раздается боевой клич Ягве (Соф 1, 14; Ис 13, 2): «близок День, близок День Ягве!» (Иез 30, 3; Ис 13, 6; Иоиль 1, 15) и Он собирает Свои воинства к бою (Ис 13, 3 слл). Это день мрачный (Иез 30, 3), огненный (Соф 1, 18; Мал 3, 19); небеса свертываются (Ис 34, 4), земля сотрясается (Иоиль 2, 1, 10 сл.), мир опустошается (Ис 7, 23), погружаясь в безлюдие подобно Гоморре (Соф 2, 9) или пустыне (Ис 13, 9). Ужас охватывает людей (Ис 2, 10, 19): они прячутся (2, 21) в полном смятении (Иез 7, 7), в испуге (Ис 13, 8); их поражает слепота (Соф 1, 17), руки опускаются (Иез 7, 17), сердце истаивает (Ис 13, 7), устоять невозможно (Мал 3, 2). Пришло общее истребление (Соф 1, 18), суд, отсев (Мал 3, 20), очищение (3, 3); это конец (Иез 7, 6 сл.).

Хотя такое описание в послепленную эпоху уже имело в виду последний день, первоначально оно относилось к событиям, происходящим в ходе истории. Так, «Днем Ягве» было разрушение Иерусалима (Иез 13, 5; 34, 12; Плач 1, 12; 2, 22). Следовательно, несмотря на аналогии образов описания Дня с нек–рыми мифологическими представлениями о войне богов, понятие Дня Ягве ни в какой мере не есть понятие мифологическое; оно и не культового происхождения (хотя сами религиозные праздники назывались «Днями Ягве»). За ними стоит прежде всего исторический опыт: Ягве вступает в борьбу за Свой народ. Таковы «день Мадиама», когда Ягве прославился, дав Израилю дивную *победу (Ис 9, 4; ср Суд 7, 15–25), день *Иисуса Навина (Ис Нав 10, 12 сл.), день Изрееля (Ос 1, 11) и другие «дни» победы (Ис 28, 21; ср 2Цар 5, 17–25). Согласно преданиям о свящ. *войне, Ягве вступал в сражение с боевым кличем (Числ 10, 35 сл.; Пс 67, 2), в случае надобности останавливал солнце (Ис Нав 10, 12 слл; ср Исх 14, 20; Ис Нав 24, 7), вводил в бой облака (Суд 5, 4 сл.), гром (1Цар 7, 10) и небесные камни (Ис Нав 10, 11), сеял ужас в рядах врагов и уничтожал их (Исх 15, 14 сл.; 23, 27 сл.; Ис Нав 2, 9; 5, 1…). Основываясь на воспоминаниях своей национальной эпопеи, Израиль выработал свое представление о Дне Ягве, утверждая в этих образах свою веру: Ягве – Владыка истории.

Ягве ведет историю к ее завершению. В силу этого возвещение Дня Ягве для Израиля превращается в возвещение Дня и для всего мира. Этот День настанет не в течение времени, но в конце времен, при конце нынешнего мира.

Первоначально горизонт Дня Ягве ограничивался Израилем. Борясь с необоснованной уверенностью народа, полагающего, что он без всяких условий будет избавлен от всех своих трудностей, пророки шли наперекор надежде народа, даже когда она выражалась словами «День Ягве» (Ам 5, 18 слл; Осия; Ис 28, 14 слл; Мих 1, 2 сл.; Иер 4): только для *Остатка этот День будет победой Израиля.

С прор. Софонией (VI век) кругозор расширяется: Д. Г. настанет и для вражеских *языч. народов (Соф 2, 4–15), подготовит их обращение и восстановление Израиля (3, 9–18). С наступлением эпохи пленения, когда День *гнева Ягве (Плач 1, 12) пришел для Иерусалима, определяются два значения Дня, к-рый есть *суд над *народами и победа *Остатка Израиля: День настает и для Вавилона (Ис 13), и для Едома (Ис 24): для Израиля, к-рый всегда нуждается в очищении (Мал 3, 2; Зах 13, 1 сл.), он означает обеспеченную защиту (Зах 12, 1–4), дарование Духа (Иоиль 3; Зах 12, 10), возобновленный *рай (Иоиль 4, 18; Зах 14, 8). Врагам Израиля будет отмщено за него (Иер 46, 10), когда пробьет час для языч. народов (Иез 30, 3 сл.): таков «день мщения Ягве» (Ис 34, 8).

По мере того, как День Ягве распространяется на все языч. народы, Его наступление переносится на конец времен. Уже у Иезекииля Д. обозначал некий «конец» (Иез 7, 6 сл.); у Даниила это будет «конец мира» (Дан 9, 26; 11, 27; 12, 13), к-рому предшествует «время конца» (8, 17; 11, 35, 40; 12, 4, 9). Образы *войны Ягве с врагами Израиля (ср Зах 14, 12–20) обогащаются тогда образами космическими, представляющими первоначальную борьбу Ягве, восторжествовавшего над Зверями и над хаосом. Тем не менее, связь с историей сохраняется: Ягве сокрушит союз, образованный против Иерусалима на четырех концах земли (Зах 12, 3) и будет признан Судией всей земли (Пс 93, 2; 95, 13); будет опустошена вся земля (Ис 24, 1), народы, к-рых будет вести Гог, будут уничтожены (Иез 38), так же как и боги их вдохновлявшие. День Ягве явит т. обр. окончательную *победу Бога над Его врагами. Псалмы Царства претворяют эту надежду в молитву, взывая к Богу об отмщении (Пс 93) или возвещая, что Он царствует (Пс 93; 95–98).

НЗ

С пришествием *Иисуса Христа *время приобретает новое измерение, и это сказывается в сложности применяемых теперь словесных выражений. По–прежнему речь идет о Дне *посещения (1Петр 2, 12), *гнева (Рим 2, 5), *суда (2Петр 2, 9), о «дне том» (Мф 7, 22), Дне Г. (1Фес 5, 2; 2Фес 2, 2), – но также о Дне Господа Иисуса (1Кор 1, 8), Дне Христовом (Флп 1, 6, 10), Дне Сына Ч-ского (Лк 17, 24 слл); встречаются также слова άποκάλυψις (2Фес 1, 7; 1Петр 1, 7, 13), έπίφάνεια (1Тим 6, 14; Тит 2, 13), παρουσία (Мф 24, 3, 27; 1Фес 2, 19; 2Фес 2, 1; 1Кор 15, 23; Иак 5, 7 сл.; 1Ин 2, 28). Это последнее выражение означает обычно «присутствие» (2Кор 10, 10) или «пришествие» (2Кор 7, 6 сл.); оно применялось в греко–римском мире для обозначения официальных приездов императоров; его употребление в НЗ может также происходить от ВЗ-ной традиции апокалиптиков, относящейся к «пришествию Господа» (напр., Зах 9, 9). Этот краткий обзор НЗ-ной терминологии показывает, что отныне Д. Г. означает День Христов. Согласно нек–рым текстам (2Тим 1, 10), само Воплощение уже можно считать Богоявлением; в других текстах, хотя образы апо- калиптики ВЗ еще сохраняются, заметно стремление к более духовному представлению.

Осуществилось ли полностью пришествие Господне с явлением на земле Иисуса из Назарета, ставшего Господом? Между традиционной эсхатологией и ее актуализацией остается известная несогласованность. Иоанн Креститель возвещает, что Судия конца времен уже «грядет» (Мф 3, 11) и при крещении Дух Св. «нисходит» на Иисуса (3, 16). Однако впоследствии Иоанн задается вопросом: есть ли Иисус Тот, «Который должен прийти» (11, 3)? «Близко Царство небесное» возвещает Иисус в выражениях, подобных тем, в к-рых в ВЗ возвещался Д. Г.; оно уже «достигло» людей (12, 28). В то же время в день Пятидесятницы исполняется пророчество Иоиля: Д. Г. положил начало «последним дням» (Деян 2, 17); и когда в Церковь вступают язычники, исполняется пророчество Амоса (Деян 15, 16 слл). Однако ни Пасха, ни Пятидесятница, кроме как в богослужении, «Днем Господним» не именуются. Д. Г. осуществлен в нек–рой степени в «дни» Господа Иисуса, но в этом выражении все еще содержится надежда христиан, ожидающих Его возвращения.

1. День Сына Человеческого. – Ибо Тот, Кого они ожидают в конце времен, есть Иисус прославленный – согласно видению Даниила – как *Сын Человеческий, о чем возвестил Он Сам (Лк 17, 24 слл). По т. н. «логиям» видно, что Иисус пользуется традиционными грандиозными образами теофаний ВЗ и *знамениями конца времен, в особенности в «апокалипсисе синоптиков» (Мф 24 п). В них предстают образы войны (24, 6 слл), космические образы (24, 29), восстание идолопоклонников (24, 15), отсев при суде (24, 37–43), внезапность, непредвидимость грядущего Дня (24, 44). Ново по отношению к ВЗ пришествие Сына Ч-кого в Его славе (24, 30 сл.). Подобные же образы используются в других апокалиптических текстах НЗ. Так, напр., Павел говорит о трубе и архангеле последнего часа (1Фес 4, 16 сл.; 1Кор 15, 52), о том, что день придет, как вор, неся ужасные муки (1Фес 5, 3), и ознаменует окончательную победу над врагами (1Кор 15, 24– 28); но Павел добавляет также, что затем произойдет воскресение мертвых и встреча со Христом, нисходящим с неба (1Фес 4, 16 сл.). В Откр Ин равным обр. рисуются образы войны (гнев, воинства, победные клики), суда (разбирательство дел) (Откр 20, 12 сл.), и космического преображения (21, 1). Итак, Д. Г будет знаменовать торжество Бога (ВЗ) чрез Сына Его Иисуса (НЗ). Тогда произойдет «восстановление всего» (Деян 1, 6; 3, 19 сл.) ради спасения (1Петр 1, 4 сл.), и это будет сопровождаться славным преображением наших тел (Флп 3, 20 сл.).

2. Озарение повседневной жизни. – Это грядущее событие имеет значение уже в нынешней жизни и определяет поведение верующего. При втором пришествии можно будет судить по их подлинной ценности о людях (1Кор 3, 13) и о значении ч-ских дел (4, 3 слл), правильно оценивать вескость и прочность этого мира, «образ» к-рого «проходит» (7, 31). В свете второго пришествия становятся ясными многие высказывания Павла (ср 6, 12 слл; 7, 26…); ожидание этого Дня поддерживает верующего в уповании (Тит 2, 13), помогает ему принять с радостью все *гонения как предвосхищение последнего дня (1Петр 4, 13 сл.); надо желать его скорейшего наступления: «Да придет царствие Божие!» Ибо Бог завершит дело спасения (Флп 1, 6), укрепляя и делая безупречными Своих верных (1Кор 1, 8; Флп 1, 9 сл.; 2Тим 1, 12, 18), ожидающих с любовью этого конечного «явления» (2Тим 4, 8). В этом уповании, к-рое вслед за Павлом проповедует в своем Откр. Иоанн, коренится *дерзновение хр–на, борющегося с духом *Антихриста (1Ин 4, 1–4) перед лицом непосредственной близости приществия Господня (2, 28; 4, 17).

Как в самом пришествии Господа, так и в Его ожидании есть известная неопределенность: верующим дана уверенность в том, что «этот Иисус придет таким же образом, каким видели Его отходящим на небо» (Деян 1, 11), но срок этого пришествия им совершенно неизвестен (Мф 24, 42); ежечасная возможность его наступления так действует на сознание верующих, что они невольно ждут его в самом близком времени. Предание НЗ продолжает поддерживать эту уверенность в возможности непосредственной близости второго пришествия, становящегося, можно сказать, уверенностью качественной близости, несмотря на «промедление» все более очевидное: эта качественная непосредственная близость не вполне тождественна близости хронологической.

1. О близости Второго Пришествия. – При возникновении Церкви верующие, преисполненные светом Пасхи и Пятидесятницы, по–видимому, думали, что Христос вернется немедленно. В Фессалоникийской общине это убеждение отражается в довольно характерных «колебаниях ума»: опасались, что умершие не получат части в *благословении парусии, т. е. Второго Пришествия (1Фес 4, 13…); думали, что нет смысла работать, ибо Господь грядет (2Фес 3, 6, 10 сл.); более того, предполагали, что парусия уже наступает. Хотя Павел никогда не говорит, что парусия произойдет по истечении продолжительного времени, а, наоборот, и сам лелеет надежду быть тогда еще в живых (1Фес 4, 17), он призывает их *бодрствовать, ибо «День Господень так придет, как тать ночью» (5, 2). Качественную близость парусии трудно выразить, не проецируя ее во времени: неминуемость принимается ими за непосредственную близость. В силу этого писатели НЗ представляют Второе Пришествие «более близким», чем в начале: «Ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали» (Рим 13, 11); День приблизился, суд совсем близок (1Петр 4, 5 слл); еще немного и грядущий День придет (Евр 10, 25, 37). Христос говорит: «Гряду скоро» (Откр 22, 20).

2. О продлении срока Второго Пришествия. – Из этого следует, что в глазах верующих парусия как будто медлит. Христос возвестил об этом замедлении (Мф 25, 5, 19), призывая к постоянному *бодрствованию (24, 42–51), дабы соблюсти заповедь беспорочно (1Тим 6, 14). Время, отделяющее нас от парусии, должно быть использовано для того, чтобы приумножить таланты (Мф 25, 14–30), помогая другим людям (25, 31–46), как завещал Иисус в Своей заповеди новой, прощаясь с учениками и возвещая им Свое возвращение (Ин 13, 33–36). «Итак, – заключает Павел, – доколе есть время, будем делать добро» (Гал 6, 10; ср Кол 4, 5; Еф 5, 16). Второе Пришествие медлит, но не надо внимать лжеучителям: оно произойдет несомненно (2Петр 3, 10); в наши дни на вид ничего не изменилось (3, 4), но миру предстоит Наказание *огнем (3, 7); оно отсрочивается оттого, что Господь не измеряет времени, как люди (3, 8), и в Своем *долготерпении надеется на обращение всех людей (3, 8 сл.). Следовательно, верующий должен молиться о наступлении дня Второго Пришествия, ибо оно означает наступление *Царства во всей его полноте: «Гряди, Господи!» – говорили первые хр–не (1Кор 16, 22; Откр 22, 17, 20).

Каково бы ни было значение конца истории» к-рое увенчается пришествием Спасителя, оно не должно заслонять от верующего значения дня Воскресения Христова и Пятидесятницы: через них Христос уже во славе, и в известном смысле мы живем уже в сиянии Его Дня.

1. «Сыны Дня» (1Фес 5, 5). – Употребляя эти слова, Павел выражает в них общую веру. С тех пор как Христос воскрес, верующий не принадлежит больше *ночи, но Дню; День не только то, чего ждут в близком будущем – хотя уже одного этого ожидания достаточно, чтобы освещать путь хр–на – День этот уже духовно присутствует в душе верующего, делая его «чадом *света» (Еф 5, 8). Подобное же убеждение выражается и в других местах богословским языком: крещением мы уже воскресли со Христом (Рим 6, 3 сл.), спасение уже дано (Еф 2, 5 сл.), наша жизнь сокрыта в Боге (Кол 3, 3 сл.).

2. В четвертом Евангелии такое же взаимодействие между будущим и настоящим сохраняется, хотя нынешняя реальность спасения преобладает над ожиданием его в будущем. Здесь снова встречаются классические темы эсхатологии: испытания мессианских времен (Ин 13, 19; 14, 1…; 16, 1–4), последний день (6, 39 сл, 44, 54; 11, 24; 12, 48), пришествие Иисуса (21, 22 сл.), воскресение для суда (5, 28; 11, 24), огонь (15, 6), враг, к-рый извергается вон (12, 31). Но все свершается уже «ныне» (5, 25; 12, 31): голос Сына Ч-кого заменяет трубу Суда (5, 25), Суд совершается и гнев остается на неверующем (3, 36), жизнь вечная дана (5, 24), и слава явлена (1, 14; 2, 11; 11, 40): *час пришел – и это час славных Страстей Сына Ч-ского (12, 27, 31; 13, 1; 17, 1).

Так исповедание веры в пришедшего Иисуса как бы переносит День суда в современность (5, 24; 6, 47). Церковь тоже место присутствия Христа, поскольку она хранит заповедь любви (13, 35). Не отрицая возможности непосредственной близости парусин, ев. Иоанн вносит большую духовность в традиционное представление о Д. Г., актуализируя его верою.

3. Воскресенье – день Господень. – Парусив актуализируется также и в богослужении. В Откр. Иоанн говорит о «Господнем дне» (1, 10), в к-рый ему было видение. Речь здесь идет прежде всего о «первом дне недели» (1Кор 16, 2; Деян 20, 7), в течение к-рого хр–не праздновали Господа; однако, этот день, следующий за *субботой, был избран не для того, чтобы заменить субботу, а для воспоминания об историческом событии – дне Пасхи, согласно уточнению, данному в начале II века. Воскресный день напоминает о победе Господа в великий день Его Воскресения; в тот же день совершается Евхаристия, и т. обр. он также напоминает о возвращении Господа, Его парусии (1Кор 11, 26). В дальнейшем предание дополняет это толкование, называя воскресенье «восьмым днем», в напоминание о том, что в этот день Пасхи, предвосхищающий парусию, творение первого дня достигло своего полного завершения.

РА & XLD

– > бедствие 2 – бодрствовать I – Воскресение НЗ II 1 – время ВЗ III 2, НЗ II 3, III – гнев – жатва III 1, 2 в – замысел Божий НЗ IV – знак НЗ II 4 – Иисус Христос 1 III – Илия ВЗ 5 – исполнить ВЗ 3, НЗ 3 – надежда НЗ II – ночь ВЗ 2, НЗ 3 – облако 3, 4, 5 – огонь ВЗ III, НЗ I – паломничество ВЗ 2 – Пасха III 1 – обращение НЗ I, IV 2 – посещение – праздники НЗ II – свет и тьма ВЗ И 3 – совершенство НЗ 6 – спасение ВЗ I 2, НЗ II 3 – страдание НЗ II – страх Божий I – суббота НЗ 2 – суд – Сын Ч-ский


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle