под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ДЕРЕВО

В глазах ч‑ка дерево есть осязательное проявление жизненной силы, к-рую Творец разлил в природе (см Быт 1, 11 сл.). Каждой весной оно возвещает ее возрождение (Мф 24, 32). Будучи срублено, оно пускает новые ростки (Иов 14, 7 слл). В безводной пустыне его присутствие указывает на места, где есть *вода и жизнь становится возможной (Исх 15, 27; Ис 41, 19). Плоды его – пища ч-ку (см Втор 4, 9). Этого достаточно, чтобы уподобить зеленеющему дереву как праведника, к-рого Бог благословляет (Пс 1, 3; Иер 17, 7 сл.), так и народ, к-рый Он щедро осыпает милостями (Ос 14, 6 сл.). Деревья, однако, бывают и хорошие и плохие – их распознают по *плодам: плохие заслуживают только того, чтобы их срубили и бросили в огонь; то же будет и с людьми во время *суда Божия (Мф 7, 16–20 п; см 3, 10 п; Лк 23, 31). Исходя из этого общего значения, символика дерева развивается в Библии в трех направлениях.

1. Древо жизни. – Заимствуя обычный символ месопотамской мифологии, кн. Бытия помещает в первобытном *Раю древо *жизни, плод к-рого сообщает бессмертие (Быт 2, 9; 3, 22). В связи с этим первым символом ложная мудрость, противозаконно овладеть к-рой хотел ч-к, дабы присвоить себе «познание добра и зла», изображается также в виде дерева с запретным плодом (Быт 2, 16 сл.).

Соблазненный обманчивым видом дерева, ч-к вкусил его плод (Быт 3, 2–6), вследствие чего путь к Древу жизни ему теперь запрещен (Быт 3, 22 слл). Но дальнейшее развитие свящ. истории показывает, как Бог восстанавливает к нему доступ. В пророческой эсхатологии святая *земля последних времен описывается как вновь обретенный рай, чудесные деревья к-рого будут давать ч-ку пищу и исцеление (Иез 47, 12; ср Откр 22, 2). Уже теперь *Премудрость для ч‑ка, постигающего ее, есть Древо жизни, дающее блаженство (Притч 3, 18; 11, 30; см Сир 24, 12–22). И наконец в НЗ Христос обещает тем, кто будет Ему верен, вкушать от Древа жизни, находящегося в Раю Божием (Откр 2, 7).

2. Дерево Царства Божия. – Восточные мифологии знали также символ космического дерева, образное изображение вселенной. Этот символ не вошел в Библию. Но в ней довольно часто ч-ские царства, под *сенью к-рых находится много народов, сравниваются с необыкновенным деревом: оно поднимается до неба и спускается до ада, оно укрывает всяких птиц и всяких зверей (Иез 31, 1–9; Дан 4, 7 слл). Но это величие искусственное, потому что оно основано на гордости. По Божию суду это Д. будет срублено (Иез 31, 10–18; Дан 4, 10–14). Но *Царство Божие, выросшее из зерна горчичного, само становится большим Д., в ветвях к-рого укрываются птицы небесные (Иез 17, 22 сл.; Мф 13, 31 сл п).

3. Древо Креста. – Д. становится знаком *проклятия, когда оно служит виселицей для казни осужденных на смерть (Быт 40, 19; Ис Нав 8, 29; 10, 26; Есф 2, 23; 5, 14): повешенный на нем оскверняет святую землю, «ибо проклят пред Богом повешенный» (Втор 21, 22 сл.), Но Иисус восхотел взять на Себя это проклятие (Гал 3, 13). Он вознес наши грехи в теле Своем на древо * Креста (1Петр 2, 24), «истребив учением бывшее о нас рукописание, к-рое было против нас (т. е. смертный приговор за наши грехи), Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» (Кол 2, 14). Т. обр. древо Креста становится древом спасительным (ср Прем 14, 7): всем открывается путь, ведущий во вновь обретенный Рай, к плодам Древа жизни (Откр 2, 7; 22, 14). Древний знак проклятия стал этим Древом жизни: Crux fidelis, inter omnes Arbor una nobilis; nulla silva talem profert, fronde, flore, germine (Верный Крест – самое благородное дерево из всех деревьев; ни один лес не произрастил дерева с такой листвой, с такими цветами и такими плодами – литургия Великой Пятницы в латин. обряде); «В раи мя прежде древа обнажи, о вкушении враг принося умерщвлениe: Креста же древо, живота одеяние человеком нося, водрузися на земли, и мiр весь исполнися всякия радости» (Утреня Воздвижения Креста Господня).

РЕВ & PG

– >жизнь III 1 – крест I 3, 4 – мудрость ВЗ III 3 – плод – рай – тень II – царство НЗ II 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle