под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

АМИНЬ

Слово Аминь евр. происхождения; оно означает прежде всего: несомненно, воистину, бесспорно или просто – да. Аминь – наречие, производное от евр. корня, содержащего представление о твердости, верности (ср *Вера). Сказать «Аминь» значит заявить, что то, что сказано, признано верным, дабы скрепить данное утверждение или выразить участие в произнесенной молитве.

1. Обязательство и возглас. – Подтверждая те или другие слова, А. может иметь более слабый смысл, соответствующий нашему «Да будет!» (Иер 28, 6). Но чаще всего – это *слово обязывающее: им выражают свое согласие с кем–либо (3Цар 1, 36), принимают на себя какое–либо назначение (Иер 11, 5), берут ответственность за клятву и за Божий суд, к-рый за ней следует (Числ 5, 22). Еще более торжественно всеобщее обязательство, принимаемое при богослужебном возобновлении Союза- Завета (Втор 27, 15–26; Неем 5, 13).

В богослужении это слово может иметь и другое значение; если люди принимают обязательство перед Богом, то это значит, что Его слову доверяют и предаются Его всемогуществу и благости; такое полное согласие является вместе с тем *благословением Того, Кому покоряются (Неем 8, 6); оно – молитва, произнося к-рую молящийся уверен в том, что будет услышан (Тов 8, 8; Иф 15, 10). А. становится т. обр. богослужебным возгласом, произносящимся после славословий (1Пар 16, 36): этот смысл он часто имеет в НЗ* (Рим 1, 25; Гал 1, 5; 2Петр 3, 18; Евр 13, 21). Возгласом «Аминь», к-рым собрание присоединяется к молящемуся от его имени, предполагается понимание смысла слов произнесенной молитвы (1Кор 14, 16). И как выражение присоединения и как возглас, А. завершает песнопения избранных в небесной литургии (Откр 5, 14; 19, 4), где он сливается с Аллилуия.

2. Аминь Божий и Аминь христианина.Бог, свободно Себя обязавший, остается верным Своим *обетованиям; Он *Бог Истины, что и выражает Его наименование в евр. тексте: Бог – Аминь (Ис 65, 16).

Иисус Христос – Аминь Божий (Откр 3, 14). Во Христе Бог осуществляет полноту Своих *обетований и указывает, что в Нем нет Да и Нет, а есть только Да (2Кор 1, 19 сл.). В этом тексте ап. Павел передает евр. Аминь греч. словом ναί, означающим Да. Начиная свои поучения словом А., т. е. истинно (Мф 5, 18; 18, 3…), в Евангелии от Ин в удвоенной форме (Ин 1, 51; 5, 19), Иисус выражается дотоле неслыханным в иудейской среде образом; надо думать, что Он пользуется литургической формулой, но произнося ее от Своего имени, Он по всей вероятности транспонирует на Себя пророческое возглашение: «Так говорит Ягве». Этим Он подчеркивает, что Он Посланник Бога истины, и потому истинны Его слова. Вводимые т. обр. слова имеют свою не выраженную предисторию, заключением к-рой является Аминь (Истинно). Чем же другим оно может быть, кроме как диалогом Отца с Сыном? Но Иисус Христос не только Тот, Кто говорит истину, говоря слова Божии, Он – Само *Слово Бога Истинного, Аминь в абсолютном смысле, *Свидетель верный и истинный (Откр 3, 14). Хр–нин, если он хочет быть *верным, должен ответить Богу единением со Христом; ибо единственно действенный А. это тот, к-рый произносится Христом во славу Божию (2Кор 1, 20). Церковь произносит этот А. в единении с избранными на небесах (Откр 7, 12), и никто не может его произнести, если не имеет на себе благодати Господа Иисуса; оттого и Библия заканчивается пожеланием: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами», скрепленным последним Аминь (Откр 22, 21).

СТ

– > вера 0 – верность – истина ВЗ – неверие 0 – обетования – хвала III


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle