под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ВОЙНА

В. не только дело ч-ское, в связи с к-рым возникают проблемы нравственного порядка. Факт ее существования в библ. мире служит откр-ю способом выразить, опираясь на общий всем опыт, существенный аспект той драмы, в к-рой участвует все ч-ство и целью к-рой является его *спасение – духовную борьбу между Богом и Сатаной. Хотя цель Божия замысла – *мир, этот мир достигается только *победой после борьбы.

ВЗ

1. Во все времена В. – один из видов *насилия – играла значительную роль в жизни ч-ства. В странах древнего Востока она была характерным явлением: каждый год цари «выходили в походы» (2Цар 11, 1). Напрасно в периоды великих цивилизаций подписывали договоры «о вечном мире»: развитие событий быстро нарушало эти непрочные соглашения. В таких условиях история Израиля имела то славный, то жестокий опыт ч-ской борьбы. В плане *замысла Божия этот опыт приобретает специфически религиозное значение: В., являясь злом, в то же время является и некой постоянной реальностью мира сего.

2. Однако, перенося в религиозную область результаты своего социального опыта, древний Восток внес также В-y в свое представление о мире богов.

Он естественно представлял себе некую В. богов, происходившую в изначальные времена, земным продолжением и подражанием к-рой были все ч-ские В. Совершенно отвергнув многобожие, предполагаемое этими образами, Израиль сохранил образ Бога, ведущего брани (Пс 73, 13 слл; 88, 10 сл.), но изменил его согласно своему монотеистическому мировоззрению и включил его в план земной реализации Божия *замысла.

1. Перспективы, открывшиеся Синайским Заветом, – не перспективы мира, а В.: Бог дает Своему народу *родину, но он должен ее завоевать (Исх 23, 27–33). Эта наступательная В. священна и оправдывается с точки зрения ВЗ: Ханаан с его развращенной цивилизацией, основанной на поклонении силам природы, составляет опасность для Израиля (Втор 7, 3 сл.); поэтому Бог одобряет его уничтожение (Втор 7, 1 сл.); следовательно, национальные В. Израиля становятся «войнами *Ягве», а захваченная добыча подлежит *заклятию (Ис Нав 6). Более того, вводя Израиль в историю, Бог устанавливает на земле Свое собственное *царство через народ, к-рый Ему поклоняется и соблюдает Его Закон. Поэтому, защищая свою независимость от нападений извне, Израиль тем самым защищает дело Божие: всякая оборонительная борьба опять–таки является «войной Ягве».

2. Т. обр. на протяжении веков Израиль познает опыт боевой жизни, в к-рой национальный динамизм служит религиозному делу. Ведутся наступательные В. против Сигона и Ога (Числ 21, 21–35; Втор 2, 26–3, 17), затем завоевывается Ханаан Иисусом Навином (Ис Нав 6–12). Потом следуют оборонительные В. против Мадиама (Числ 31) и угнетателей во времена Судей (Суд 3–12) и национальная освободительная В. при Сауле и Давиде (1Цар 11–17; 28–30; 2Цар 5; 8; 10). В течение всех этих событий Израиль является как бы глашатаем Бога на земле; царь его – наместник Ягве в истории. Ревностная вера требует военных подвигов, поддерживаемых уверенностью в Божией помощи и надеждой на *победу одновременно политическую и религиозную (ср Пс 2; 44, 4 слл; 59, 9–14; 109). Но велико было и искушение отожествить дело Божие с земным благополучием Израиля.

1. Ягве сражается за Свой народ. – В. Ягве, к-рые ведет Израиль, являются, однако, только одним из аспектов браней, к-рые ведет Бог в ч-ской истории. С самого начала Он Сам сражается против злых сил, противящихся Его замыслам. Это проявляется в истории Его народа, когда различные *враги пытаются остановить его развитие. Тогда, подтверждая свою власть над событиями, Бог выступает в Своей царственной силе, и Израиль познает на опыте чудесные избавления: во время Исхода Ягве борется против Египта, поражая его всеми чудесами Своими (Исх 3, 20), поражая его в первенцах (Исх 11, 4…) и в вождях его (14, 18); в Ханаане Он поддерживает войско Израиля (Суд 5, 4, 20; Ис Нав 5, 13 сл.; 10, 10–14; 2Цар 5, 24); на протяжении веков Он помогает царям (Пс 19; 20) и спасает святой народ Свой (Пс 47, 4–8; 4Цар 19, 32–36)… Все эти события доказывают, что борьба людей достигает цели только благодаря Его силе: люди сражаются, но только один Бог дарует *победу (Пс 117, 10–14; 120, 2; 123).

2. Бог ведет брань с грешниками. – Но брани Божии в мире не имеют конечной целью временное торжество Израиля. *Слава Его – иного рода, царство Его – иного порядка. Он желает установления *царства благоденствия и правды, как это определяет Его *Закон. Миссия Израиля – осуществлять волю Божию, но если он не исполняет своей миссии, Бог как бы принужден бороться против Своего грешного народа, как Он сражается с языческими царствами. Поэтому Израиль также испытывает военные неудачи за свою неверность: во время странствования по пустыне (Числ 14, 39–44), во времена Иисуса Навина (7, 2…), Судей (1Цар 4), Саула (1Цар 31). Во времена царей это случается периодически, и, после опустошений вследствие многочисленных нашествий, Израиль и Иудея подвергаются наконец полному национальному разгрому: пророки видят в этом результат *судов Божиих: Ягве поражает Свой грешный народ (Ис 1, 4–9); Он посылает завоевателей для его Наказания (Иер 4, 5–5, 17; 6; Ис 5, 26–30). Войска *Вавилона Ему послушны (Иер 25, 14–38), и Навуходоносор – Его раб (Иер 27, 6 слл).

Благодаря этим страшным событиям Израиль понял, что В., в сущности, – зло. Будучи следствием братоубийственной Ненависти между людьми (ср Быт 4), она неотделима от судьбы грешного ч-ства. Как бич Божий она не исчезнет полностью на земле до тех пор, пока не исчезнет сам *грех (Пс 45, 10; Иез 39, 9 сл.). Поэтому эсхатологические обетования пророков всегда завершаются чудесным видением всеобщего Пира (Ис 2, 4; 11, 6–9 и т. д.). Таково истинное *спасение, к к-рому Израиль должен стремиться больше, чем к свящ. В., сопровождающимся завоеваниями и разрушениями.

1. Наступление вражеских сил. – Спасение не будет однако достигнуто без борьбы. Но на этот раз религиозная сущность брани выявляется, освободившись от временных частностей, гораздо больше, чем в прошлом. Хотя в пророческих видениях она еще носит характер нападения язычников на Иерусалим (Иез 38; Зах 14, 1–3; Иф 1–7), в апокалипсисе Даниила, написанном во время кровавых преследований царя Антиоха, ясно видно, что вражеская сила, представленная под видом чудовищных *зверей, имеет главной целью «вести брань со святыми» и даже с Самим Богом (Дан 7, 19–25; 11, 40–45; ср Иф 3, 8). В борьбе политических сил можно уже различить духовную брань *Сатаны и его приспешников против Бога.

2. Ответ Божий. – На такое посягательство тоталитарного языческого государства на его веру иудейство реагирует еще вооруженным восстанием, согласно традициям свящ В. (1 Макк 2–4; 2 Макк 8–10). В действительности же оно уже сознает себя вовлеченным в брань еще более священную, в к-рой должно прежде всего рассчитывать на помощь Божию (ср 2 Макк 15, 22 слл; Иф 9): в назначенное время Ягве осудит на смерть Зверя (Дан 7, 11, 26) и сокрушит его власть (Дан 8, 25; 11, 45). Эта перспектива выходит за пределы земных В. Она переходит в небесную брань; ею Бог завершит все исторические В. (ср Ис 59, 15–20; 63, 1–6), к-рые Он вел или ведет сейчас, чтобы защитить праведников от их *врагов (Пс 34, 1 слл). Эта битва произойдет при наступлении Последнего Суда. Она уничтожит всякое беззаконие (Прем 5, 17–23) и предваритт. обр. непосредственно *Царство Божие на земле. Поэтому за ней последует вечный *мир, в к-ром будут иметь часть все праведники (Дан 12, 1 слл; Прем 4, 7 слл; 5, 15 сл.).

НЗ

В НЗ эти обетования исполняются. Эсхатологическая брань ведется в нем в трех планах: в земной жизни Иисуса, в истории Его Церкви и в плане конечного свершения.

В Иисусе полностью открывается сущность эсхатологической брани. Это не борьба преходящего значения за некое царство мира сего (Лк 22, 50 сл.; Ин 18, 38); вот почему Иисус отказывается от всякого ч-ского насилия в свою защиту (Мф 26, 52; Ин 18, 11). Это духовная брань с *Сатаной, *миром и злом. Иисус есть *Сильный, грядущий поразить Князя мира сего (Мф 4, 1–11 п; 12, 27 слл п; Лк 11, 18 слл), к-рый пытается ответить последним нападением: преданием Иисуса на смерть (Лк 22, 3; Ин 13, 2, 27; 14, 30); он вдохновляет действия земных властей, объединившихся против Помазанника Господня (Деян 4, 25–28; ср Пс 2). Но этим самым он ускоряет свое поражение. Действительно, как ни парадоксально это представляется ч-скому разумению, Окрестная смерть Иисуса – залог Его *победы (Ин 12, 31): после Своего Воскресения Он в Своем победоносном шествии ведет за Собой как пленников враждебные, злые *Силы, лишенные своей власти (Кол 2, 15). Победив мир Своею смертию (Ин 16, 33), Он стал Владыкой истории (Откр 5), но борьба, к-рую Он вел в течение Своей земной жизни, продолжается из века в век в жизни Его Церкви.

1. Церковь воинствующая. – *Церковь не есть явление преходящее, каковым был в ВЗ *народ Израильский; поэтому ч-ские В. ее не касаются, но по характеру своей деятельности она пребудет Церковью воинствующей, пока не завершится история мира сего. С одной стороны, Иисус несет через нее людям *мир с Богом и мир между собой (Лк 2, 14; Ин 14, 27; 16, 33). Но с другой стороны, этот мир – не от мира сего. Поэтому люди, верующие в него, всегда будут *ненавидимы миром (Ин 15, 18–21): в земном плане Иисус принес им не мир, а меч (Мф 10, 34 п), ибо Царство Божие силою берется (Мф 11. 12 п). В своей личной жизни каждый хр-н должен бороться не с врагами по плоти и крови, но против Сатаны и приспешников его (Еф 6, 10 слл; 1Петр 5, 8 сл.). Вся Церковь в целом будет подвергаться нападкам властей мира сего, ставших приспешниками Сатаны, – подобно имперскому Риму, новому *Вавилону (Откр 12, 17–13, 10; 17).

2. Оружие христиан. – В этой борьбе Церковь и ее члены применяют уже оружие не ч-ское, а завещанное им Иисусом. Хр–ские добродетели – светоносное оружие, в к-рое облекается воин Христов (1Фес 5, 8; Еф 6, 11, 13–17); *вера во Христа побеждает Лукавого и мир (1Ин 2, 14; 4, 4; 5, 4 сл.). *Мир может внешним обр. восторжествовать над хр–нами, когда он их *преследует и убивает (Откр 11, 7–10); но это лишь недолговечная победа, предшествующая полному изменению положения, подобно тому как крестная смерть Христова предварила Его славное Воскресение (Откр 11, 11, 15–18). *Агнец победил Диавола Своею смертью; точно так же те, кто с Ним, восторжествуют над Диаволом через Свое *мученичество (Откр 12, 11; 14, 1–5). Героизм таких сражений далеко превосходит героизм древних В. Ягве и требует не меньшего мужества.

1. Предвестники. – *Последние времена*, начало к- рым положил Иисус, приобретают т. обр. характер В. не на жизнь, а на смерть между двумя станами: станом Христа и станом *Антихриста. Эта борьба, несомненно, будет отличаться все большей и большей изощренностью, жестокостью и интенсивностью по мере того, как история будет приближаться к своему завершению. Но мир лукавый, мир греха уже осужден Богом, и его судьба несет на себе печать этого осуждения. Именно в этом открывается полный смысл ч-ских В. В историческом опыте ч-ства они являются предвестниками грядущего *Суда (Мф 24, 6 п; Откр 6, 1–4; 9, 1–11). Они раскрывают внутренние противоречия, неизбежные для грешного ч-ства, поскольку оно не принимает мир Христов.

2. Образы последней брани. – Время неизбежно течет к своему концу. С одной стороны, Христос постепенно собирает в Свою Церковь всех рассеянных детей Божиих (Ин 11, 52), а с другой, Сатана, подделываясь под Него, в свою очередь пытается объединить в единое воинство прельщенных им людей. В конце веков, согласно Откр. Ин, они будут собраны под водительством Сатаны для последней брани (19, 19; 20, 7 слл). Но на сей раз Христос Победитель явит видимо Свое *Господство; имя Ему: «Слово Божие», являющееся во славе Своей в роли Истребителя (Откр 19, 11–16, 21; ср Мф 24, 30 п). Земной образ будущих событий скрывается от нас в этом сверхъестественном видении, завершающемся за пределами времени вечным наказанием Сатаны и приспешников его (Откр 19, 20; 20, 10). После этого, когда всякое противоречие, как между Богом и людьми, так и между разными ч-скими группами, будет преодолено, совершенный *мир Нового Иерусалима введет в *рай спасенное ч-ство (Откр 21). Это видение конечной *победы обосновывает терпение и упование святых (Откр 12, 10), ибо тогда Церковь воинствующая навсегда станет Церковью торжествующей, объединившейся вокруг Христа Победителя (Откр 3, 21 сл.; 7).

НС &PG

– > анафема – Антихрист – бедствие – бесы – Вавилон – враг – День Господень ВЗ – зверь и Звери – Иисус Навин 1 – ковчег Завета I – мир – наказания – насилие III 2 – ненависть I 3 – преследование I 4 а – Сатана – царь НЗ II 2


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle