под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ВОЛШЕБСТВО/ВОЛХВОВАНИЕ

1. Волшебство и волшебники. – Сталкиваясь с подавляющим его миром и с существами, внушающими ему страх или, наоборот, желание властвовать над ними, ч-к стремится к могуществу, к-рое могло бы сделать его повелителем божества и тем самым властелином своей собственной судьбы. В наше время методы изменились, но желание и стремление подчинить себе неизвестное все еще коренятся в сердце ч‑ка и побуждают его к аналогичным действиям.

Гадание (евр ксм Иез 31, 26) и чародеяние (евр ксф Мих 5, 12; Наум 3, 4; греч φαρμακία – Втор 18, 10; ср Прем 12, 4; Откр 18, 23), таково «волшебное искусство» (μαγική τεχνή – Прем 17, 7), к-рое не надо смешивать с астрологической наукой «волхвов» (Мф 2, 1–12). К этому можно присоединить заклинания, заговоры (Пс 57, 6; Мер 8, 17; Ек 10, 11), употребление чародейных мешочков и покрывал (Иез 13, 17–23), прельщающий «дурной глаз» (Прем 4, 12; ср 2, 24; Гал 3, 1) и т. д. У Евреев и Иудеев были контакты с египетскими и халдейскими волхвами (Исх 7–9; Ис 47, 12 сл.), с гадателями (Быт 41, 8, 24; Ис 44, 25), мудрецами и колдунами (Исх 7, 11): В. засвидетельствовано во всех странах, даже в Израиле.

Пространно рассказывается типичный случай с Аэндорской волшебницей, вызывавшей дух Самуила, чтобы предсказать Саулу его трагическую смерть (1Цар 28, 3–25). Можно отметить еще волхво- вания Иезавели (4Цар 9, 22), мерзостные суеверия царей Ахаза (16, 3) и Манассии (21, 6), с к-рыми боролся Иосия (23, 24). Обычно все эти факты приводятся в доказательство превосходства Ягве и затем Господа Иисуса над темными силами, к-рые В. и гадание пытаются привести в действие.

2. Борьба с волшебством. – Против В. издаются законы и передаются устные рассказы, возвещающие отношение божественного откр. к этому важному вопросу.

а) Запрещения. – Три великих кодекса Моисея запрещают В. под страхом смерти (Лев 19; Втор 18; Исх 23). Запрещаются различные обычаи, носящие магический характер (Втор 22, 5, 11; Лев 19, 19), напр.,, ханаанский обряд варить козленка в молоке матери (Исх 23, 19; 34, 26; Втор 14, 21). Отвергаются с негодованием жертвоприношения детей (Втор 18), встречавшиеся при обрядах основания города (3Цар 16, 34), сохранения его от врагов (4Цар 3, 27) или посвящения в языч. мистерии (Прем 12, 3 слл). Ряд запрещений касается *крови, ибо пить кровь значит присвоить себе жизненную силу, принадлежащую только Богу (Быт 9, 4; Лев 3, 17; Деян 15, 29). Такого рода действия приравниваются к *идолопоклонству (Гал 5, 20; Откр 21, 8).

б) Во многих повествованиях мы видим, как волшебники побеждаются божественной силой. Так Иосиф торжествует над гадателями (Быт 41), Моисей над египетскими чародеями (Исх 7, 10–13, 19–23; 8, 1–3, 12–15; 9, 8–12). Валаам и его ослица принуждены служить Ягве и евр. народу (Числ 22–24). Даниил посрамляет халдейских мудрецов (Дан 2; 4; 5; 14). Подобные же назидательные повествования, основанные на преданиях, – к к-рым примешивается иногда и легендарный элемент, как напр., когда говорится о Ианнии и Иамврии (2Тим 3, 8) – встречаются и в НЗ: напр., Симон волхв смиренно обращается к Петру (Деян 8, 9–24), Вариисус приводится к молчанию Павлом (13, 6–11), так же как и филиппийская прорицательница (16, 16 слл) и иудейские заклинатели в Ефесе (19, 13–20).

Все это объясняется тем, что для *чудес и пророчеств нет никакой нужды в В., ибо в них достоверно свидетельствуется присутствие Божие (Втор 16, 9–22; ср Числ 23, 25): напротив, волшебники отвращают от служения истинному Богу (Втор 13, 2–6), чародеи искажают учение (Мф 24, 34; Откр 16, 12–16…). Поэтому пророки с такой энергией борются с ними (Ис 19, 1 слл; 44, 25; 47, 12 сл.; Иер 27, 9; Иез 21, 34).

Искушение В-ом велико, и Сам Иисус неким обр. хотел испытать его. Сатана предложил Ему использовать Свою Божественную власть, чтобы утолить голод и удивить Иудеев; но Иисус не захотел получить от него власть над миром: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф 4, 1–11).

в) Волшебство и ритуал. – В ритуале ВЗ несомненно встречаются нек–рые действия, заимствованные от обычаев магического происхождения, но совершенно очищенные, дабы они могли служить культу истинного Бога. Так, в то время, когда пользование кровью в обыденной жизни запрещалось, священник, во имя Бога, совершал на крови *обряд очищения (Лев 17, 11) и *союза/завета (Исх 24, 8); кровь должна покрыть и глас греха, вопиющего к Богу (Иер 17, 1; Лев 4). В этом новом контексте смысл обряда изменился. Однако, если обряд ведет к суеверию, он в конце концов упраздняется: так был уничтожен медный змей, ставший предметом идолопоклонства (4Цар 18, 4). Даже употребление *имени Бога, дозволенное вначале всему народу, было затем разрешено только лишь священникам (Числ 6, 27) во избежание злоупотреблений, к-рые имели место, напр., при заклинании египетских богов. Из греч. папирусов, найденных в Египте, известно, что древние волхвы без колебания пользовались именем Бога, произнося Его всуе (ср Исх 20, 7.LXX).

Созданный свободным и способным на выбор – быть с Богом или без Бога – ч-к получил от Него Самого власть над миром и не нуждается ни в какой магии. Это гибридное искусство – всего лишь попытка неестественного соединения религии с оккультными науками, способное только дать извращенный образ природы и разрушить действенность веры.

XLD

– >болезнь/исцеление 0; ВЗ II 1 – Египет 1 – знамение ВЗ II 3; НЗ II 4 – идолы – имя ВЗ 4 – могущество III 2 – Откровение ВЗ 11 – слово ч-ское 1 – смерть ВЗ I 3 – тайна 0 – чудо I 2 а, II 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle