Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Весы

(Scales)

Уже на ранних этапах развития цивилизации весы использовались для измерения массы. Практически все коммерческие сделки заключались с использованием весов. Металлические чашки весов подвешивались на веревках, прикрепленных к концам трубчатой перекладины. Отвес располагался перед измерительной стойкой, и когда он занимал строго вертикальное положение, это указывало на равный вес предметов на двух чашках. В Откр.6:5 ассоциирующиеся с торговлей весы в руке третьего всадника символизируют нормирование продуктов и голод.

Поскольку ручные весы можно было использовать для мошеннических махинаций, в Библии содержится множество предписаний, касающихся необходимости честно вести дела: «Да будут у вас весы верные, гири верные, ефа [сосуд для сыпучих тел] верная и гин [кувшин для жидкости] верный» (Лев.19:36).

В Ветхом Завете Бог часто изображается в образе судьи с весами. Прославляя справедливость Бога в благодарственной молитве после рождения Самуила, Анна говорит: «Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены» (1Цар.2:3). В Притч.16:2 Бог взвешивает побуждения людей, особенно лицемерных. Иов в отчаянии молит Бога о справедливой мере: «О, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое!» (Иов.6:2). Таким образом, Бог выступает в роли высшего распорядителя весов правосудия, оценивающего не только побуждения, но и поступки.

С другой стороны, нечестное использование весов изображается символом полного разложения людей. Израильтяне сурово осуждаются пророками за творимые ими несправедливости: обманывая при взвешивании и при этом лицемерно демонстрируя показную верность Богу, они говорят: «Когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота – чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами» (Ам.8:5; ср. Мих.6:11). Такая нечестность – не только обман покупателя, но и мерзость пред Господом (Притч.11:1), сотворившим весы и весовые гири (Притч.16:11). Иисус призывает слушателей судить о людях верно с завуалированной ссылкой на весы: «Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф.7:2; ср. Мк.4:24–25; Лк.6:34–38).

Весы служат также символом Божьей силы и достижения совершенства в творении. При сотворении мира Бог измерил воды и небеса Своей рукой и «взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы» (Ис.40:12). Он показан искусным мастером творения, распределяющим материалы и придающим им форму с взвешенной точностью. Но масштабы измерения огромны и превосходят любые мыслимые человеческие мерки. Благодаря Его величию и силе Израиль может не бояться врагов, ибо в глазах Господа они «считаются как пылинка на весах» (Ис.40:15). Как прискорбно, что поклонение Богу, взвешивающему на весах весь мир, заменяется поклонением золотым идолам, которых можно взвесить на простых весах (Ис.46:6)!

Самым известным, пожалуй, образом весов служит истолкование надписи на стене Валтасара (Дан.5:25–30). В результате самонадеянной надменности Валтасара, осквернившего сосуды из Божьего храма и поклонявшегося лжебогам, его царство отошло к Дарию Мидянину. Бог взвесил Валтасара, великого мирового правителя, обладавшего необычайной силой и властью, на весах и нашел его «очень легким». Здесь мы видим образ Бога как справедливого судьи, умело управляющего делами мира и не только оценивающего помыслы и поступки, но и контролирующего судьбы людей.

Итак, весы связаны с образами правосудия, власти и оценки. Но, в отличие от современных образов «слепого» правосудия, Бог видит все: «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт.18:25).

См. также: СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ПРАВДА, ПРАВОСУДИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle