Риск
(Risk, stories of)
Рассказы о связанных с риском делах любят все, поскольку они держат читателя в напряжении. Но в Библии вопрос ставится серьезнее: жизнь героической веры почти равнозначна готовности идти на риск.
Ной, например, рискнул построить огромный ковчег на суше в ответ на предсказание Бога о потопе. Авраам тоже рисковал, без колебаний исполнив Божье повеление оставить родную землю и пойти «в землю, которую Я укажу тебе» (Быт.12:1). То же самое относится к готовности Авраама принести своего сына в жертву (Быт.22). Но в библейских рассказах похвалы заслуживают не все рискованные предприятия: Лот подверг себя неоправданному риску, избрав место жительства в надежде на материальное благополучие, а риск, на который пошел Иаков, обманув отца (Быт.27), выглядит просто постыдным.
Классическим примером человека, готового на риск ради веры, служит Моисей. Он несколько раз мужественно представал перед фараоном. Он неоднократно исполнял повеления Бога, сталкиваясь с сопротивлением постоянно недовольного народа. Иисус Навин и Халев тоже подняли голос мужественной веры, призвав народ войти в обетованную землю, несмотря на очевидные опасности (Чис.13:30–33).
Рисковали и судьи. Аод совершил рискованное убийство, проявив необычайную находчивость. Девора и Барак продемонстрировали мужество, поведя войско против хананеев, и то же самое можно сказать об Иаили, убившей Сисару молотом и колом от шатра. Гедеон совершил смелый ночной поход на мадианитян всего с тремя сотнями воинов. С другой стороны, Самсон при всех своих подвигах подвергал себя безрассудному риску, женившись на филистимлянке, загадав загадку на свадебном пире, развлекаясь с соблазнительницей.
Изумительную готовность пойти на риск проявляют в Библии женщины. Обратив на себя внимание молитвой о ребенке, Анна затем отважилась посвятить своего сына с малых лет служению в храме. Руфь рискнула начать новую жизнь в чужой земле и встретиться в полночь с Воозом на гумне. Авигея осмелилась перехватить Давида в пути, когда он направлялся отомстить ее негодному мужу (1Цар.25). Есфирь рискнула жизнью, обратившись к царю с ходатайством за свой народ.
Среди героических персонажей ветхозаветных исторических хроник есть люди, известные своей готовностью рисковать жизнью во имя Бога. На переднем плане среди них стоит Давид, еще юношей вступивший в единоборство с гигантом Голиафом. Давид также пошел на риск, отказавшись лишить жизни царя Саула и тем самым обезопасить себя от личного врага. Пример Давида вдохновлял на подвиги его последователей, например, когда они рискнули жизнью, чтобы принести воды из колодца в Вифлееме во время боевых действий (1Пар.11:15–19). Езекия тоже рисковал, развернув угрожающее письмо Сеннахирима пред Господом и не поддавшись на угрозы врага (4Цар.19; Ис.38).
Книгу Даниила можно считать миниантологией рассказов о рискованных ситуациях. Сначала Даниил со своими тремя друзьями отказался от пищи с царского стола, чтобы не осквернять себя ею. Затем трое друзей отказались поклоняться истукану царя, несмотря на его откровенные угрозы. Наконец, Даниил осмелился молиться, несмотря на запрет.
Никакие другие библейские персонажи не вели себя мужественнее пророков, доносивших до злых царей неугодные им послания. На первом месте среди них стоит Илия, противостоявший Ахаву и Иезавели, что особенно наглядно проявилось в случае, когда он бросил вызов пророкам Ваала на горе Кармил и даже полил жертвенник водой, прежде чем обратиться к Богу с просьбой послать огонь (3Цар.18).
В том же духе действовали ученики и Павел в Книге Деяний. Здесь мы видим многочисленные рассказы о смелых проповедях перед лицом сопротивления и гонений, а также об опасных путешествиях в дальние концы греческого и римского мира.
В Библии жизнь веры изображается связанной с риском. Этот дух отражается в перечне героев веры в Евр.11, где показаны рискованные дела, которые никогда не совершали бы люди, озабоченные в первую очередь личной безопасностью.
См. также: ВЕРА.