Предатель, предательство
(Betray, betrayal)
Предательство – тема, на которой строится множество драматических сюжетов. В Библии тоже есть такие рассказы, в том числе истории о выдаче Далидой тайны Самсона (Суд.16) и о предательстве Иудой Иисуса (Мф.26:48–50). Но в Библии такие поступки не выставляются в сугубо отрицательном свете, как это делается в современных рассказах на эту тему. Библейские авторы подбирают обычно выразительные слова, в которых заложен как положительный, так и отрицательный смысл, чтобы тем самым дать истинное представление о характере этих неблаговидных дел.
В Ветхом Завете основным образом предательства служит необоснованное раскрытие того, что должно оставаться тайным (выражающееся еврейским словом gala). Таким образом, сплетня, «открывающая тайну» (Притч.20:19), означает по сути неправомерное «разглашение» информации. Вместе с тем, Бог совершенно правомерно раскрывает (gala) Свои тайны пророкам (Ам.3:7). То же самое слово использовано при описании нечестивых половых отношений (Лев.18:6, буквально «раскрытие» наготы), и при этом подразумевается, что демонстрация сугубо личных взаимоотношений наносит ущерб самой сути человеческой личности. Таким образом, бульварную журналистику, смакующую события личной жизни, по ветхозаветным представлениям следует рассматривать как предательство. То же самое можно сказать о сплетнях, которых мудрые люди сторонятся (Притч.20:19). Прелюбодеяние Давида было вменено ему в вину в личном разговоре с пророком, а не через публичное провозглашение о нем (2Цар.12).
Еще один ветхозаветный образ предательства выражается в обмане, особенно в «вероломном» отношении к Богу или к какому-то человеку (Евр.bagad), то есть в неверности. Этот образ обладал большой силой в культуре, в которой высоко ценились тесная сплоченность и доверие. Обида Иеремии объяснялась отчасти тем, что его предала собственная семья (Иер.12:6), точно так же, как народ изменял Богу подобно неверной супруге (Ос.5:7). Такого рода предательство нарушало связи и разрывало нити, соединяющие общество.
В Новом Завете образ предательства, связанный, главным образом, с действиями Иуды, носит совершенно иной характер. Он выражается в «выдаче» одного человека другому (греч. paradidomi), как в случае почти законной выдачи Пилатом Иисуса Его палачам (Мф.27:26). Иуда Искариот, в большинстве переводов называемый «предателем», в греческом оригинале назван буквально «выдавшим [Иисуса]».
Тем самым в действиях Иуды выразилось стремление человека к использованию своей власти, какими бы при этом ни были его мотивы. В тот грозный исторический момент смертный Иуда держал в своей власти вечного Христа. Иуда смог вынудить Иисуса действовать в соответствии со своими темными планами. Он играл роль Бога и стал архетипом всех тех, кто навязывает свою волю другим.
В более широком плане Иуда предал не только Иисуса (Лк.22:3–6) и даже не только дружбу и доверие (Ин.13:26–30). Он предал также основополагающие принципы христианского поведения: отвержения своеволия, упования на Божье провидение и любви к ближним, выражающейся, в частности, в отказе манипулировать ими. Новый Завет отнюдь не предлагает христианам истолковывать действия Иуды только как проявления алчности и сатанинского внушения, напротив, он побуждает их рассматривать как предательство любые случаи использования своевольной власти и силы против других людей, будь то физической, судебной, эмоциональной или духовной. Подобно ветхозаветному «раскрытию», такие действия предают саму суть человеческой природы, личности и свободы человека. Вместе с тем, предательство Иуды стало частью трансцендентного Божьего плана, и к данному случаю очень подходят слова Иосифа своим братьям: «Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро» (Быт.50:20).
См. также: ОБМАН.