Кондратович, Людвиг Владислав
Кондратович, Людвиг Владислав (псевдоним Владислав Сырокомля) – польский поэт, род. в Минской губернии 17 сентября 1823 г., ум. 15 октября 1862 г в Вильне. Отец его был мелкий шляхтич, арендовавший небольшое имение в радзивиловских владениях. Людвиг Кондратович начал учение в школе отцов-доминиканов в Несвиже и закончил его в 5 классе уездного училища в Новогрудке; на девятнадцатом году жизни он поступил писцом в канцелярию Главного управления радзивиловскими имениями в Несвиже; вскоре он женился, взял в аренду крошечное поместье Залучье и с 1844 г. провел девять лет в глуши. Здесь Кондратович много читал и успел серьезно пополнить свое скудное образование, здесь развился и окреп его поэтический талант, проявлявшийся в стихотворениях еще во время службы его в канцелярии. Первые же его произведения – стихотворные переводы латино-польских поэтов, помещенные в Athenaeum'е Крашевского, обратили на себя внимание; книгопродавец M. О. Вольф купил у него первое крупное его произведение «Urodzony Jan Dęborog», которое и было издано в Петербурге в 1859 г. Кружок образованных людей в Вильне, с историком Николаем Малиновским во главе, оказал Кондратовичу большое внимание; его снабжали книгами, помогали советами. Виленская жизнь, сравнительно с прежним уединением Кондратовича, очень оживленная, множество различных интересов и столкновение различных взглядов и мнений, совершенно подавляли молодого поэта; он писал, что не выдержал бы такой жизни. Но друзья его находили, что такого талантливого человека не должно оставлять в захолустье, и устроили ему на выгодных условиях аренду более значительного поместья Борейковщизны, у гр. Тышкевича; это имение лежало в 14 верстах от Вильны и близость города оказала самое пагубное влияние на Кондатовича: увлекаемый разными излишествами, он, можно сказать, сжигал жизнь без сожаления. В результате, он совершенно опустился, разрушил свое семейное счастье и обнищал до последней крайности. Умственная работа сверх сил и разные излишества истощили его организм и породили сложную неизлечимую болезнь, быстро прекратившую его дни.
Кондратович – последний талантливый представитель той литературной школы, которая была создана Мицкевичем. По словам г. Спасовича, «полет Кондратовича невысок, круг идей его маленький, но он настоящий неманский соловей, певец с огнем вдохновения, с глубоким искренним чувством, а вместе с тем с необычайной простотой, чуждающейся всего ходульного». По чувствам своим Кондратович глубокий и искренний демократ: он пел не для знати, не для избранников, а для всех; рамки его творчества не широки: он может изображать лишь немногое, но зато изображает все очень правдиво и тепло, и немудрено, что его поэзия была любима многими его современниками. Недостаточное образование помешало Кондратовичу воспитать свой талант, а потому его поэтические произведения далеко не равного достоинства, и кроме того, менее ценны из них именно те, которые ему казались особенно важными.
Вступление Кондратовича на литературное поприще совпало с той эпохой в жизни польского общества, когда, разочарованное неудачами революционных попыток, оно отвернулось от современности и ушло в созерцание прошлого. Идеализация давно минувшего не чужда и Кондратовичу: его любовь к родине, любовь, почти физическая, находила себе выход в поэтических экскурсах в область литовского прошлого. Кроме того, подобно своему образцу, Мицкевичу, Кондратович выступил в своей лирике певцом родной природы: «родные луга знаю я, восклицает он однажды, по аромату, воду родины могу опознать по вкусу, меня не обманет пение иных птиц, по шуму я отгадаю принеманские деревья... ветер принеманский различу моими легкими». Так же сильно был привязан Кондратович и к вере своих предков; в религиозном чувстве он умел находить много красот и любил изображать влияние церковного обряда в убогом сельском костеле на души людей смиренных и простых. Влюбленный в свой народ, в его прошлое и настоящее, Кондратович всю жизнь носился с идеей создать великий народный эпос, но, конечно, это ему оказалось не под силу: попытки его в этом направлении – поэма «Маргер», в которой изображалась борьба литовцев с тевтонами, равно как и неоконченная поэма «Каноник Пржемысльский» – совершенно неудачны. В той и другой только те места производят впечатление, где поэт, оставив героев и их подвиги, обращается к живым простонародным типам; он настоящий певец тех забитых, бедных и загнанных, для которых древняя Польша не была раем, но которые любили свою родину не меньше счастливцев и клали за нее свои головы. С этой любовью к «униженным и оскорбленным» в душе Кондратовича уживалась злоба к льстивому, спесивому магнатству; он делается желчным сатириком, когда ратует с врагами освобождения крестьян.
Первые произведения Кондратовича («Błogosłowiony Sadoch», «Trzy gwiazdki», «Dyfferencyja»;, были напечатаны в 1845 и 1846 гг. в «Athenaeum'е» Крашевского и в «Pamiętnik'е» Подберецкого. В 1849 г. он выпустил 1-ый томик переводов польско-латинских поэтов. Это изучение старой польской поэзии привело его к изданию в 1851 и 1852 гг. истории польской литературы («Dzieje literatury polskiej», 2 t.). В эти же годы перевел он и выпустил в свет несколько исторических работ: «Historyja rewolucyi francuskiej», 2 т. в 1851 г., «Historyja Jana Sobieskiego» 2 т., в 1851 г. и др. В 1850 году он перевел работу Кромера «Polska czyli o poloźeniu, obyczajach i urzędach rzeczypospołitej». Издание его собственных произведений началось с выпуска в свет в 1853 году первого томика «Gawęd i rymow ulotnych» (2-й т. – в 1853 и 1862; 3-й и 4-й в 1856; 5-й в 1857; 6-й в 1861 г.). В 1853 году напечатана была его прекрасная повесть: «Urodzony Jan Dęboróg», за которой вскоре появилась в печати поэма «Margier», «Chatka wlesie» (1855 и 1856)·, затем в 1854 и 1856 гг. напечатано было – «Dwie gawędy»; в 1855 – «Kęs Chleba», «Córa Piastów»; в 1856 – «Hrabia na Wątorach», «Zgon Acerna», «Wielki Czwartek»; 1857 – «Garść Pszenna», «Stare Wrota», «Janko Cmentarnik», и т. д.; в 1862 году появилось «Poezyje ostatniej godziny». Из иностранных поэтов Кондратович перевел «Песни» Беранже и «Кобзаря» Шевченко. В 1872 году в Варшаве были изданы все творения Кондратовича в 10-ти томах, причем в них напечатаны и некоторые сочинения его, до того необнародованные.
I. Kraszewski, «Władysław Syrokomla» в «Przeglad Europejski», 1863 г.; Tyszyński, «Kondratowicz i jego poezye» – «Bibl. Warszawska», 1872 г.; Спасович, «Athenaeum», 1876, № 1 и 2 («Nowe studyum nad Syrokomla. Poezye, wydanie na rzecz wdowy, t. 10, Warszawa, 1872 г.); L. K., «Dziejie literatury w Polsce», 2 t., Wilno, 1851–1854. – Пыпин и Спасович, «История славянских литератур», изд. 2, т. II, 760–765; «Encyklopedyja powszechna», Olgebranda.