Гермоген (Сперанский), архимандрит Московского Спасо-Андроникова монастыря
Гермоген Сперанский (в миру Георгий Прокопьевич; в семинарии называвшийся также Успенским и Федоровским) – архимандрит Московского Спасо-Андроникова монастыря, сын причетника (впоследствии священника) с. Федоровского Коломенского уезда, родился 26 ноября 1778 г. и обучался в Коломенской семинарии, а с 1799 г. в Московской Академии, которую он окончил в 1804 г. вторым студентом. Во время учения он терпел крайнюю нужду, заставлявшую его вместо писчей бумаги употреблять березовую кору. С 1804 г. по 1814 г. Сперанский преподавал в Академии французский язык, в котором он настолько усовершенствовался, что на нем «говорить и сочинять мог свободно». События 1812 г. возбудили в Сперанском мысль о «неотложной нужде покаяния и презрения тленных скорогибнущих благ мира сего». 10 августа 1813 г. он был пострижен с именем Гермогена, 15 августа рукоположен во иеродиакона, 8 сентября в иеромонаха и 16 марта 1814 г. получил звание соборного иеромонаха Донского монастыря. При преобразовании в 1814 г. Московской Академии Гермоген был назначен бакалавром по кафедре обличительного богословия, но до 1816 г. исполнял только обязанности библиотекаря «единственно для сохранения и приведения в порядок расстроенной во время набега французского» академической библиотеки, будучи в то же время и членом Духовно-цензурного Комитета. Ревизовавший в 1815 г. Московскую Академию архимандрит Филарет (впоследствии митрополит Московский) дал о Гермогене хороший отзыв в том смысле, что он «довольно способен и неутомимо прилежен и назидателен для сотрудников и воспитанников примером благочестивой и строгой жизни». 16 февраля 1816 г. Гермоген был назначен инспектором Академии, а 22 апреля настоятелем Серпуховского Высоцкого монастыря и 9 мая возведен в сан архимандрита. 3 марта 1817 г. Гермоген был переведен в Коломенский Ново-Голутвин монастырь. Четыредесятницу 1818 г. Гермоген задумал провести «в строжайшем посте», но через 12 дней такого поста его еле живого извлекли из кельи, взломав дверь. С этого времени Гермоген потерял голос и приобрел на всю жизнь трясение головы. Религиозная экзальтация Гермогена сделала его неудобным на месте инспектора. В 1818 г. тот же Филарет, в то время уже епископ Ревельский, дал о Гермогене отзыв, лестный для него, как монаха, и невыгодный для него, как инспектора. «При основательно добром расположении духа и образа жизни, доносил Филарет Комиссии Духовных Училищ, полезен Академии более примером, нежели наставлением и управлением, частью по слабости здоровья, которое препятствует ему в напряжении мысленных сил, частью по такой склонности к отвлеченной жизни, которая иногда неблаговременно увлекает его внимание от предметов внешних его обязанностей по званию наставника и блюстителя нравственности юношей». На основании этого отзыва Комиссия 29 июля 1818 г. постановила уволить Гермогена от училищной службы «впредь до усмотрения по слабости здоровья, препятствующей ему проходить сие звание с должным напряжением сил», и представила его на вакансию настоятеля Московского Спасо-Андроникова монастыря, куда он и был назначен 19 августа 1818 г. С исполнением обязанностей настоятеля Гермоген соединял исполнение обязанностей члена консистории и надзирателя Единоверческой типографии. В 1832 г. он был назначен членом комиссии, свидетельствовавшей мощи Св. Митрофана Воронежского, и при открытии мощей был награжден орденом Св. Владимира 3-й ст. В Андроникове монастыре благодаря пожертвованиям равных благотворителей Гермоген отделал заново церкви и устроил новые приделы: Спасский собор был расписан внутри и снаружи; в нем был устроен новый иконостас и серебряная одежда на престол; Архангельская церковь была также расписана, снабжена новым иконостасом и при ней были устроены приделы Иоанна Предтечи и Александра Команского; в колокольне была восстановлена церковь Симеона, Сродника Господня; был слит и колокол в 400 пудов; при монастыре была учреждена в 1826 г. в небольших, правда, размерах Феодоровская больница для «заштатных дряхлых старцев». Гермоген был не из последних проповедников своего времени, но напечатано лишь одно его надгробное слово статской советнице Смольянской (1821 г.), в котором находится «изображение торжественного вшествия подвигами веры украшенного христианина во врата горняго Иерусалима». «Не херувим с пламенником в руках воспящает путь ему, говорил проповедник, но тьмы ангелов переносят его к вечери, Агнцем, прежде мир не бысть закланным, уготованной. Не бог раздраженный, не судия правосудный, мечем уст своих поразить готовый, сретает его; но кроткий, чадолюбивый, милосердый Отец приемлет его на отчее лоно Свое. Не цепь злодеяний, на распутиях мира содеваемых, влечется за ним, но ряд добродетелей, рясны златыми одеявших душу его, сопровождает его. Нищета духовная, чистота сердечная, кротость благопокорливая, братолюбие беспритворное, самоотвержение кровавое, облекшие его во одежду белу заслуги Искупителя последствуют за ним». Строгий аскет, Гермоген отличался кротостью, снисходительностью и молчаливостью. Он не пропускал ни одной церковной службы; часто уединялся для молитв в запущенный монастырский сад, где оставался иногда по нескольку суток без пищи. Обстановка его была самая простая: «Подавай ему одной травы, будет с удовольствием кушать и ничего не скажет», говорил о Гермогене его келейник. К родным Гермоген «горел» любовью и всячески помогал им; но был бессребреником в полном смысле слова и деньги считал не рублями, а числом ассигнаций, которые келейники безбожно подменяли ему мелкими. «Ангел, а не человек» был общий отзыв о Гермогене. Здоровье Гермогена было слабое, и долгие годы он страдал «нервною болезнью, соединенной с постоянным мокротным кашлем». Гермоген умер 19 июня 1845 г. и был погребен близ алтаря Спасского собора; но по пристройке к собору Успенского придела могила Гермогена подошла под придельный алтарь.
А(рхимандрит) Г(ригори)й, «Архимандрит Гермоген, настоятель Московского Спасо-Андроникова монастыря» («Душепол. Чтение» 1866 г., I, 208–239); Сергий, Архим., «Историческое Описание Моск. Спасо-Андроникова монастыря», 82–84, 87–88; Смирнов С., «Ист. Моск. Дух. Акад.», 2, 12, 27, 97, 208, 364, 381; Филарет, «Собрание Мнений», I, 298, 442, 448; «Опись Дел Комиссии Духовных Училищ», №№ 1649, 1694, 1892; Геннади, «Словарь», 210.