Герасим, митрополит Литовский
Герасим, митрополит Литовский (по некоторым свидетельствам, Всея Руси), был с 1417 г. епископом Смоленским, а по предположению автора «Историко-Статистического Описания Смоленской Епархии», мог быть одним и тем же лицом с упоминаемым в 1415 г. епископом Владимиро-Волынским Герасимом. По желанию великого князя Литовского Свидригайла Герасим в 1432 г. в Константинополе был поставлен патриархом Иосифом в митрополита, по свидетельству 2-й Псковской летописи, «на Русскую землю», по свидетельству 3-й Новгородской – «Киевские и Всея России». Критический разбор этих свидетельств привел Е. Е. Голубинского к сомнению в их достоверности. «Должно быть принимаемо за гораздо и самым решительным образом более вероятное, – говорит он, – что Герасим был поставлен только в митрополиты Литовские, а не Всея России». Дело в том, что Герасим поставил в Новгородские архиепископы Евфимия, не имея на то права в качестве митрополита Литовского, и, по мнению Голубинского, «летописцы Новгородские и Псковские, желая представить незаконное законным, выдавали Герасима за митрополита Всея России». Герасим остался жить в своей прежней резиденции – Смоленске. Летописцы, желающие представить его митрополитом Всероссийским, говорят, что он не поехал в Москву только потому, что «князи великие (Московский и Литовский) заратишася между собой». Положение Герасима было затруднительным при наличности двух претендентов на Литовский великокняжеский престол – Свидригайла и Сигизмунда; он должен был также считаться с усилившейся в Литве пропагандой унии с Римом. Митрополит Платон полагает, что Герасим пострадал от «тайных происков» латинян, ненавидевших его «за ревность к православию». Но, по документальным данным, Герасим не обнаружил ревности к защите веры отцов. Сохранилась грамота папы Евгения IV к Герасиму с употреблением по отношению к нему обычного обращения папы к католическим епископам «venerabilis frater» и дарующая ему обычную «apostolicam benedictionem». Евгений превозносит Герасима за его усердие к соединению с Римом (studium ad unionem Catholicae Fidei) и за намерение самолично прибыть к папе для достижения этой «святейшей унии» (pro consequenda hac sanctissima unitate ad Apostolicam Sedem personaliter venire) и предписывает в самом скором времени созвать собор русских епископов для получения от них полномочий на довершение «святейшего дела единения и мира» (sanctissima causa unionis et pacis); в заключение папа обещает Герасиму принять его в Риме с распростертыми объятиями и почтить сообразно с его достоинством (te manibus, te amplexibus, te tota mento laetitia suscipiemus et personam tuam, ut decens est, honorabimus). Но благие пожелания и надежды Евгения не осуществились. В 1435 г. Свидригайло «окова» Герасима «твердыми железы», продержал 4 месяца в тюрьме в Витебске и наконец «сожже огнем» 26 июля 1435 г. Причиной гнева Свидригайла на Герасима было то, что он уличил Герасима в сношениях с Сигизмундом, «выня» у митрополита «грамоты перевестные».
«Ист. стат. описание Смоленской епархии», 80–82; Голубииский, «История Церкви», II, ч. I, 416–418; Коцебу А., «Свидригайло, великий князь Литовский», 200–207, прил. СXXVI.