Пау Рейнериус (Eeinhard Pauw)
Пау, Рейнериус (Eeinhard Pauw; он же Пав, Роман Пауд или Пауа) – врач, голландец; родился около 1582 года, практиковал в Амстердаме, служил в России от 1638 г. до 1643 г.
10-го декабря 1637 г. аккредитованный голландец, названный в рукописях Андреем Денисьевым, вручил царю Михаилу Федоровичу в Москве письмо от штатгальтера голландского принца Генриха Нассау-Оранского; в этом письме, помеченном 5-м июня 1637 г., принц писал царю, что доктор Пау просит его содействия и рекомендации для вступления в царскую службу; главной причиной такого желания был хороший прием, оказанный бывшему в России и незадолго умершему доктору Полиданусу; основанием для рекомендации послужили: 1) хорошие аттестаты доктора Пау по врачебной части и его ученость; 2) 24-летнее занятие его практикой и 3) доброе мнение, коим пользовались этот врач и его родственники в Голландии. По приказу царя, о докторе Пау были наведены справки у всех голландцев, приезжавших в Москву; голландцы ответили, что Пау жил в течение долгого времени в Амстердаме и учинился известен практикой, и что при своих 45-ти годах он имеет великую опытность в своем искусстве. После этого Михаил Феодорович послал принцу Оранскому ответ на письмо и позволил врачу приехать в Москву, обещав ему достаточное жалованье. 25-го июля 1638 г. Пау приехал в Архангельск с двумя сыновьями, племянницей и тремя служителями; пробыв там до 8-го сентября, он отправился в Москву; от Архангельска до Устюга и Вологды он пользовался угощением на царский счет. При въезде в Москву 11-го декабря 1638 г. д-р Пау был принят царем так же милостиво, как и другие врачи. Михаил Феодорович определил его доктором Аптекарского Приказа и назначил ему 220 рублей жалованья в год и по 60 руб. столовых ежемесячно, кроме припасов, которые отпускались врачам по обыкновению, и подарков, сделанных при первой аудиенции.
Это громадное по тому времени вознаграждение показалось д-ру Пау недостаточным, – и через некоторое время он потребовал прибавки к жалованью и столовым деньгам. Ввиду этого, приказано было расследовать его службу, и результаты следствия не соответствовали ожиданиям Пау; ему объявили, что хотя он и был послан по указу Аптекарского Приказа к разным боярам, но не мог вылечить ни одного из них; он неудачно пользовал Богдана Хитрово, Василия Ляпунова, сына князя Юрья Андреевича Сицкого и многих других. Рассмотрев дело, царь повелел выдать доктору Пау аттестат, в котором обозначить, что он может отправиться в свое отечество или туда, куда заблагорассудит, потому что в России для него нет праздного места. Таким образом, в 1643 г. Пау был выслан из России.
Вильгельм Рихтер, «История медицины в России», ч. II. Москва, 1820 г., стр. 66; Л. Змеев, «Чтения по врачебной истории России». СПб., 1896 г., стр. 237; Н. П. Загоскин, «Врачи и врачебное дело в старинной России». Казань, 1891 г., стр. 58.