Казуистика
Казуистика – нашла себе место преимущественно в римско-католической церкви. Ее задача состоит в том, чтоб «раскрытый и уже обоснованный всеобщий нравственный закон применять к различным конкретным случаям нравственной жизни человека и разрешать недоумения совести, возникающие при этих случаях (саsиs соnsсиentиae)». Расцвет казуистики относится особенно к XIV и XV векам, если не считать казуистики специально иезуитской, падающей на более позднее время. Из казуистов могут быть названы; Раймунд пеннафортский (XIII в.), Астезан (XIV в.), Ангелюс Клавазио (XV в.), Силвестр Приериас (современник Лютера и антегонист последнего) и мног. др. Со времени возникновения в XVI веке иезуитского ордена, казуистика нашла себе радушный приют особенно у этих ревностных деятелей католической церкви. У них она достигла небывалого расцвета, но с тем вместе извратилась окончательно. После того, как «основатель ордена редемптористов» – Альфонс Лигуори († 1787 г.) – был «причислен к лику святых» (в 1839 г.) и к «сонму учителей церкви» (в 1871 г.), иезуитская казуистика оказалась всецело одобренной уже самим римским папою, и пока последний не откажется от своей мнимой «непогрешимости», авторитет иезуитской казуистики, подтвержденный высшею церковною властью, останется незыблемым в католическом мире.