издательство П.П. Сойкина

Источник

Посты

Посты – учреждение христ. церкви, содействующее господству в христианине духовно-нравственных стремлений над чувственными. П. существовал еще в Ветхом Завете, в христианстве учрежден одновременно с основанием самой церкви, по примеру самого Христа и апостолов. Древнейшие из церковых писателей утверждают, что апостолы установили П. в 40 дней в подражание Моисею и И. Христу, постившимся 40 дней в пустыне; отсюда древнейшее название главного или великого П. у греков – четыредесятница. По мнению некоторых ученых, П. состоял сначала из 40 часов, а не дней; некоторые писатели II и III вв. говорят об обычае поститься более двух суток. Пост перед Пасхой, по свидетельству Дионисия Александрийского, тянулся 6 дней и назывался предпасхальным. Таким образом четыредесятница существовала хотя и с первых времен церкви, но не повсеместно и в постоянный 40-дневный. П. она сложилась, по мнению некоторых ученых, одновременно с учреждением чина для оглашенных и чина для кающихся, торжествшиное принятие которых в церковь приурочивалось ко дню Пасхи: по чувству братства и любви, вги П. оглашенных и кающихся стали принимать участие все верующие. По Златоусту, обычай П. возник по мере ослабления ревности к церкви, вместо прежнего обычая причащаться каждый воскресный день появилось обыкновение причащаться только в особенно торжественные дни, как вели-кий четверг и Пасха, а чтобы в эти дни можно было приступать к таинству достойно, отцы церкви учредили четыредесятницу. В IV в. великий П. существовал в церкви повсеместно, но он начинался не, везде одинаково и не всегда содержал в себе именно 40 дней, ибо церковь не стесняла в этом отношении поместных обычаев. П. в древней церкви был очень строг и заключался или в неядении несколько времени или в сухоядении ежедневном, но не раньше вечера; по словам Тертуллиана, во время П. не давалась даже вода; «Постановления апостольские» поставляют П. во вкушении лишь хлеба и овощей, запрещая мясо и вино. На Востоке, по Вальсамону, сухоядение (сушеные плоды и овощи) держалось, как форма П., до XII в., когда постными яствами стали считаться не только овощи, но также рыба, а иногда и водяные птицы. Всякая радость считалась нарушением П. и даже церковное «лобзание мира» по словам Тертуллианна считалась несовместимым с П. Общим правилом было совершенно устранять раздражающую и возбуждающую пищу и вообще избегать обременения себя какою бы то ни было пищей. В последующее время появились ереси, из которых одни ставили П. наравне с высшими нравственными обязанностями христианства, а другия совершенно отрицали всякое значение П. Учение древней церкви о П. суммировано гангрским собором, который предает анафеме тех, кто без крайней необходимости для здоровья нарушает установленные П. и тех, кто осуждает собрата, вкушающего мясо с благословения в до-зволенное время. На Востоке церковное значение П. было усилено и грех нарушения П. был приравнен к ереси; с принятием христианства этот взгляд перешел в Россию и отсюда идет то особое уважение к П., какое существует доселе

в русской церкви и в русском народе. Законодательство на Востоке покровительствовало П.: на дни великого П. запрещались всякие зрелища, закрывалиись бани, лавки, торговли мясом и другие, кроме предметов 1-ой необходимости, приостанавливалось судопроизводство. К И. приурочивалась и благотворительность: рабовладельцы освобождали рабов от работ и отпускали их часто в дни П. на волю. Великий П. был временем проповедей в храмах. С появлением монашества П. сделался предметом одного из монашеских обетов и принадлежность монашеской жизни. На Востоке монахи постились ежедневно до 9 часа (до 3 часов дня по нашему времени), в дни установленных П. – до вечера, а иные «постники» более долго постились. Влияние мон. развило в населении любовь к постничеству. Христианская вечеря во время П., бывшая единственной трапезой в продолжение дня, резко отличала христиане от язычников, имевших привычку есть часто. П. делятся на многодневные и однодневные. К многодневным относятся: 1) П. св. четыредесятницы, 2) П. ап. Петра и Павла, иначе называемый Петровым или апостольским. Начало этого П. зависит от праздника Пасхи и поэтому он бывает то короче, то продолжительнее. При наибольшей продолжительности он тянется шесть недель, при наименьшей – неделю с днем. Начало его идет от глубокой древности, он уже заповедуется в апостольских постановлениях; но особенно часты упоминания о нем становятся с IV в., 3) Успенский П. (в просторечии – госпожинки) в честь Пресв. Богородицы, продолжается от 1 до 15 августа. Этот пост по строгости приближается к великому, ослабляется по субботам и воскресным дням, а также в праздник Преображения Господня. Древнейшее упоминание об этом посте, под именем П. осеннего, встречается у Льва Вел. В древней церкви были разногласия о продолжительности его; поводом к ним служил праздник Преображения, ибо в этот день некоторые разрешали себе употребление мясной пищи. Соборным определением 1166 г. эти сомнения окончательно устранены, 4) Рождественский П. предваряет праздник Рождества Христова за 40 дней и потому называется также четыредесятницей. Иначе этот П. называется филипповским (в народе – филипповки), так как в день его начала, 14 ноября, празднуется память ап. Филиппа. По правилам воздержания он приближается к апостольскому посту; строгость его особенно усиливается с 20 дек., т. е. во дни предпразднества Р. Хр. и достигает высшей степени в последний день, так наз., сочевник (сочельник: этот день П. хранится до вечерней звезды. О рождественском П. ясные упоминания встречаются с IV в. Лев Вел. называет его древним установлением и усвояет ему значение жертвы за собранные плоды. Однообразный порядок продолжительности его установлен на константинопольском соборе 1166 г. К однодневным П. относятся: 1) пост в среду и пяток в воспоминание предания Спасителя на страдания и смерть и самых страданий и смерти Его. В древней церкви среда и пяток были известны под именем дней П. и стояния, ибо в эти дни христиане проводили в богослужении всю ночь, как бы стоя на страже, а П. продолжался до 9 часа. В среды и пятки некоторых седмиц нет П. Таковы: седмица пасхальная, которая рассматривается, как один светлый день; седмица пятидесятницы; так наз. святки, т. е. 12 дней от Рожд. Хр. до Богоявления, кроме последнего дня (крещенского сочельника); седмица мытаря и фарисея; седмица сырная, 2) П. в праздник Воздвижения Креста Господня – 14 сентября, 3) П. в день Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 29 авгуета и 4) П. в навечерие Богоявления Господня, 5 января.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle